воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Универсальные учебные действия учащихся, формируемые на данном уроке.
Предметные: учащиеся сравнивают объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществляют классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп), приводят примеры объектов царства грибов, выделяют части гриба, различают съедобные и несъедобне грибы, составляют правила сбора.
Личностные: составляют правила бережного отношения к природе, принятие ценности природного мира, природоохраны.
Метапредметные.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, строят свои действия в соответствии с планом, осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Самостоятельно формулируют тему урока. цель.
Познавательные: выделяют главное, находят в тексте ответ на поставленный вопрос, анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках, анализируют свои действия.
Коммуникативные: работают в паре, группе, соблюдают правила работы в паре, группе, воспринимают другое мнение и позицию, принимают решения.
l. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
Я тоже верю в то, что у вас все получится.
2. Проверка д/з
Работают в КИМах . Тема « Охрана животных.
Взаимопроверка по эталону. Самооценка
3.Актуализация знаний.
- У вас на столе лежит листок. Выполните в паре задание.
Карточка.
Среди этого набора букв в каждом ряду найди слово и подчеркни его.
1.ЖДШРЬБАВКОПЯТАВУГШЛЮ
2.АЕВЛДТЛИСИЧКИРНЫКЙЛОГ
3. ВЕНБОРОВИКЩДЗНЕКУЧСМ
- Какие слова прочитали? (опята, лисички, боровик).
- Что объединяет эти слова?
3. Определение учащимися темы урока.
- Как думаете, какая тема нашего урока? (Грибы)
- Знаете, однажды наш знакомый домовенок Кузя пришел в гости к Нафане, где попробовал грибной суп, который ему очень понравился. Такой вкуснятиной Кузя решил угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. Но про грибы он ничего не знает.
- Что знаете про грибы? (не растения и не животные). Согласитесь, не так уж и много.
4. Работа над новым материалом. Коллективное составление плана работы.
- Читают тему урока.(учитель одновременно пишет на доске)
-Что же мы узнаем на уроке? (один ученик читает с учебника)
- Где бы вы стали искать информацию о грибах? (энциклопедия, интернет, найти самим и т.д)
- Давайте поможем муравьишке-вопросику. На какие вопросы будем искать ответы? (предположения детей записываются на доску).
- Почему важно знать ответы на эти вопросы? (могут пригодиться в жизни и т.п.)
Фронтальная работа.
-Как вы думаете гриб- это живая или неживая природа? Почему? (живая,т.к.он рождается,растёт,умирает).
-А к какому царству живой природы можно отнести грибы?(к царству растений)
-Какие части растений вам известны?(корень,стебель,ветки,листь,плод)
-А есть ли у грибов эти части?(нет листьев, стебля, веток).
-Так что же такое грибы?(это особое царство мира природы).
Работа в группе.
- Для работы мы создадим 4 творческие группы, которые поработают над вопросами, которые актуальны не только для Муравьишки, но и для нас.
1 группа. Строение грибов.
2 группа. Размножение грибов.
3 группа. Все ли грибы можно положить в суп?
4 группа. Как правильно собирать грибы?
Ребята, ваша задача внимательно изучить предложенный материал и представить его другим группам.
Группа 1.
Грибы знакомы всем. Это очень интересные и разные по внешнему виду организмы. Это не растения и не животные. Поэтому ученые выделили их в самостоятельное царство. Интересны они и по строению. То, что мы называем обычно грибом, это только его часть – плодовое тело. В повседневной жизни мы его как раз и называем гриб. Другая часть, грибница, спрятана в почве. Она состоит из тонких белых нитей. Как паутинки они оплетают корни дерева, поселяются на пнях. Это главная часть гриба.
Грибница иногда живет сотни лет. Летом и осенью в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело гриба – ножка и шляпка.
Записи о грибах встречаются еще в летописях. Сначала их поместили в группу растений, не имеющих цветов.
Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу. Споры – мельчайшие образования, они образуются в особых органах. У грибов мелкие споры образуются в нижней части шляпки. Они распространяются ветром, насекомыми, животными. Споры прорастают в земле, и образуется новая грибница, на которой потом образуются новые плодовые тела со спорами. Вот такой получается круговорот.
Вы все бывали в лесу и, думаю, многое собирали грибы вместе со взрослыми. Это очень увлекательное занятие. А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов. Но, к сожалению, иногда съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит?
Не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Смертелен даже съеденный маленький ее кусочек. Мухомор – тоже ядовитый гриб. Он с красной шляпкой и белыми пятнами. Растут мухоморы, как на параде строй. Увидите такой парад, обходите его стороной. Каждый грибник знает важное правило – собирай только те грибы, которые ты знаешь.
Задание: Прочитайте, ответьте на вопросы, заполните схему. Приведите свои примеры грибов (можно воспользоваться таблицей). Приготовьте выступление.
ГРИБЫ
Группа 4. Как правильно собирать грибы.
Наверняка многие из вас любят ходить в лес, собирать грибы и ягоды, чтобы потом их съесть. Но любое дело требует сноровки и опыта. Сначала собирайте грибы с опытными грибниками. Обращайте внимание на то, как они находят грибы, и запоминайте, как выглядит тот или иной вид съедобного гриба.
Не забудь, что идя собирать в лес грибы, ты должен захватить нож, потому что гриб нужно срезать ножом. Не разрывай землю вокруг найденного гриба, присыпь это место листьями и хвоей. Не бери незнакомые грибы, они могут быть ядовитыми. Не собирай старые и червивые грибы, в них тоже может быть яд. Никогда не срывай грибы зря: ими питаются многие животные, а некоторыми ядовитыми даже лечатся.
Задание: Прочитайте текст. Подчерните предложения, которые отвечают на вопрос вашей группы. Запишите правила грибника.
У вас на столе лежат карточки, прочитайте вопрос и напишите да или нет.
1.
Гриб – это растение
2.
Гриб состоит из шляпки и ножки
3.
Грибница вредит корням деревьев, около которых растет
4.
Грибы бывают съедобные и несъедобные
5.
Грибы размножаются спорами.
Проверка, самооценка.
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего не знали до этого?
- Наша лесная прогулка с домовенком Кузей подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для нас даром.
- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.
Работа в парах.
Грибы
Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются,
Грибы нуждаются в охране
Царство.
А в конце я хочу раскрыть вам один лесной секрет. Удивительно: грибы растут кругами. В древности считали, что на этих местах ведьмы хоровод водили. Вот и прозвали такие круги «ведьмиными кругами». Ученые считают, что трава внутри «ведьминых кругов» не растет, потому что там слишком плотная грибница. Так что если вы нашли гриб, посмотрите, а нет ли еще рядом грибка.
9. Домашнее задание.
Всё,что узнали на уроке о грибах,вы прочитаете в теме «Царство грибов» с.118-121,
и выполните задание в тетради с.54-55 к следующему уроку .Спросите у своих родителей, а что интересного они знают о грибах и подготовьте сообщение о любом грибе.