Тема: | Твоя одежда |
Цель урока: | - Познакомить учащихся с историей появления одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, национальная), воспитывать бережное отношение к своей одежде, показывать зависимость типа одежды от погодных условий. |
Планируемые достижения: | - умение прослеживать историю появления одежды и развития моды; - умение подбирать подходящую одежду для конкретного случая. |
Формирование УУД: | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока | открытие нового знания |
Метод обучения | Объяснительно-иллюстративный метод |
Формы обучения | методы устного изложения; методы наглядности; презентация |
Оборудование урока: | учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Планета знаний»., 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», презентация на тему: «Когда появилась одежда?», картинки с изображением людей в различной одежде, Таблица-план: знаю, хочу узнать, узнал; ткань для демонстрации античной одежды, картинки с изображением Муравья Вопросика смайлики, шкалы для самооценивания; у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей. |
Организация работы на уроке: | фронтальная, групповая, индивидуальная. |
План урока: | 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи 4. «Открытие» нового знания 5. Физ. минутка 6. Первичное закрепление 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8. Итог (рефлексия учебной деятельности) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | - Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне на ваших смайликах. - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; | - На прошлом уроке мы с вами говорили о питании. А зачем человек питается?. Что значит - разнообразная пища? Какие правила правильного питания вы знаете? 1.Каждый день употреблять разнообразную пищу . 2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты. 3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной. 4. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, желательно есть в одно и то же время. 5. На завтрак лучше есть различные каши. 6. Обед должен быть полноценный ,состоящий из 3х -4х блюд 7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия. 8. На полдник –ребенку полезно будет съесть булочку и молоко. 9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью ,на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки ,творог, омлет, кефир и т.д. 10 Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов.. 11.Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным,надо есть полезные продукты. Итог | Фронтальная беседа | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | - Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? (Муравьишка Вопросик) - Он, как всегда принёс нам загадки. 1. Дождик льётся не на шутку, Надевают дети…(куртку) 2. Если мёрзнут даже зубы, Значит, надевайте…(шубы) 3. Мы зимою по привычке Надеваем…(рукавички) - Назовите эти предметы, одним словом. - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам тему урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять. 1. Узнаем, когда появилась одежда и как она менялась с течением времени. 2. Научимся подбирать для каждого случая подходящую одежду. 3.История национального костюма мордвы – ЭРЗЯ - Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу: Знаю | Хочу узнать | Узнал и научился | | | | - Что вы уже знаете на тему «Когда появилась одежда?» - Что бы вы хотели узнать? - Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.Какие национальные костюмы есть в нашем регионе? | Разгадывание загадок Формулировка темы урока детьми. На доске открывается тема урока Учебные задачи на доске Организация постановки цели урока детьми. Таблица на доске и у каждого ребенка Совместное заполнение 1 и 2 столбиков таблицы | Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. «Открытие» нового знания Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; | - Совсем недавно вы были совсем маленькие. Закройте глаза и представьте, что вы только что родились. Вы крошечные малыши. Какая же на вас будет одежда? - Через некоторое время вы стали подрастать. Какая теперь нужна одежда? - Но малыши растут не по дням, а по часам! Какая одежда совсем скоро понадобится? - Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Знакомство с историей одежды - Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю од- Рассмотрите рисунки (слайд1,2,3). Что объединяет всю эту одежду? Правильно, это одежда из прошлого. - Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана? - Почему люди делали одежду из шкур? - Шло время, и люди научились делать ткань. Ткань состоит из нитей. Если мы посмотрим на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду переплетены нити. - А кто же переплел эти нити. Это сделал ткацкий станок. - Да, ткань появилась в более позднее время. Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? - Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом. Давайте попробуем одеться как древние греки. -Легко ли вам было одеться так, как одевались древние греки? - Почему? Потому что, мы с вами привыкли к современной одежде.(слайд7) - Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту. - Всегда ли мы одеваемся одинаково? - Какая одежда нужна нам для разных случаев? - По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда. (слайд 6) | Пеленка Ползунки и рубашечка На доске появляется картинка первобытного человека Жители Древней Греции. Открывается рисунок древнего грека Один ученик одевает другого Беседа | Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Физ. минутка. | Шла коза по лесу, по лесу, по лесу. Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся. И навсегда подружимся, подружимся, подружимся. | | |
6. Первичное закрепление Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; | Составление таблицы: Виды одежды: 1. Деловая 2. Спортивная 3. Специальная 4. Домашняя 5. Праздничная 6. Национальная - Как называются костюмы, представляющие какую-либо национальность? (национальный) (слайд7-11) | Составление таблицы Приведите примеры одежды | Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Работа в тетради (стр.15 №1) - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание. - В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке? - Почему вы так решили? - Что вы скажете о других картинках? (стр. 16 №2) - Подумайте, кто хозяин этих костюмов. Соедините линиями рисунки и названия профессий.(Слайды12-29) - Подумайте, а стоит ли одежду беречь? - Как нужно ухаживать за своей одеждой? (гладить, стирать, бережно носить и т.д.) - Ребята, давайте заполним третий столбик в нашей таблице. Итак, что же вы узнали на сегодняшнем уроке. | Работа в парах. Врач Водолаз Клоун Беседа о бережливом отношении к одежде Третий столбик заполняется детьми самостоятельно. | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
| - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке? знаю Я хотел узнать Узнал и научился - Ребята, у вас у каждого на парте есть шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы. - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! - Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. | Организация фиксирования нового знания. | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
Литература : учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Планета знаний»., 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», презентация на тему: «Когда появилась одежда?», картинки с изображением людей в различной одежде, Таблица-план: знаю, хочу узнать, узнал; ткань для демонстрации античной одежды, картинки с изображением Муравья Вопросика смайлики, шкалы для самооценивания; у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.
1.Народный костюм пензенской губернии конца ХIХ – начала ХХ века. – Пенза: ИФ Пеликан, 2006. – 355 с.
2. Т.П.Прокина. Мордовский народный костюм/Т.П.Прокина, М.И.Смирнова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. – 428 с.
3. В.Н. Мартынов. Мордовская народная вышивка/В.Н. Мартынов.– Чебоксары, 1991. – 274 с.
4. Ю.Ф. Юшкин. Мордовия – народное искусство/ Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985. – 316 с.
5. В.Н.Мартьянова.Мордовская народная вышивка/В.Н.Мартьянова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. – 293 с.
6. И.Н.Смирнов. Мордва: Историко-этнографический очерк/ И.Н.Смирнов. – Казань, 1985. – 428 с.
7. Г.А.Корнишина. Знаковые функции народной одежды мордвы/ Г.А.Корнишина.– Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 259 с.