kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока дети ознакомятся с понятием "семейный бюджет".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"»

Ход урока

1. Организационный момент. (Эмоциональный и организационный настрой обучающихся)

Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

 Садитесь, пожалуйста.

На прошлом уроке мы говорили с вами о государственном бюджете.  

 

       2. Повторение изученного и проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Эти знания пригодятся вам сегодня.

1. Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства).

Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед дворцом с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период.) Учитель прикрепляет на доску модель кошелька с надписью « бюджет».

3. Как называются деньги, которые в нее кладут? (доходы)

4. Как называются деньги, которые тратят? (расходы)

5. Как пополняется бюджет? Как называются платежи граждан и организаций в государственный бюджет? (налоги). Молодцы!

- На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий).

Дома вы должны были придумать сказочную страну и составить для неё бюджет. Послушаем что у вас получилось.

  

3. Постановка проблемы урока

1.Вопросы учителя:

-А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

-Может ли у семьи быть свой бюджет? (да)

Бюджет государства - это государственный бюджет, а как может называться бюджет семьи?(семейный бюджет)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А зачем нам нужно изучать эту тему? Ведь мы знаем, что такое государственный бюджет? Может быть этого достаточно?

Убедите меня, что нам нужно знать, что такое семейный бюджет. Где может пригодиться нам это?

-Где вы можете узнать, что такое семейный бюджет?(из учебника, из интернета, спросить у взрослых, из словаря)

Предлагаю вам найти информацию. ( 1 группа найдите информацию в учебике, 2 группа в интернете, 3 группа- в словарике, 4 группа – спросите у взрослых)

Вывод: Семейный бюджет - план доходов и расходов семьи на месяц.


4."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

Ребята, для того, чтобы выяснить из чего складывается семейный бюджет, я расскажу вам сказку о денежках, а вы отгадайте ее название.

Итак, слушайте:

-Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Корней Чуковский «Муха-Цокотуха» (Молодцы!)

Итак, слушайте: «Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, уставший после работы.

Мальчишки-мушата громко спорили о появлении у соседа Жига нового самоката.

-Так, - сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо.

Ты наш будущий ученый, - он обратился к старшему сыну, студенту Жужжику, неси калькулятор, посчитаем. Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, и написал «Доход».

- Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек, - сообщил отец. Мальчики с уважением посмотрели на отца.

Дедушка с бабушкой в стороне не остались, стряхнув крыльями, сказали:

- Мы тоже получаем денежки, по 300 денежек, а раз нас двое, то это 600 денежек.

Вопрос: - Как вы думаете, какие денежки могли получать дедушка с бабушкой?

Дети: дедушка с бабушкой тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией.

- Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

Вопрос: - О каких деньгах говорил Жужжик?

Дети: он говорил о стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет получать заработную плату.

Мама- муха добавила:

- Наша малышка тоже получает денежки, и называются эти денежки – пособие на ребенка.

А теперь подсчитаем ,каков доход нашей семьи,- сказал отец. Ребята, помогите подсчитать.

- заработная плата папы – 1500,

- пенсия дедушки и бабушки – 600,

- стипендия Жужжика – 200,

- пособие на малышку – 200.

Вопрос: Сколько же составляет доход семьи Мухи?

Итого 2500 денежек.

- Ура! Целых 2 тысячи и еще 500 денежек! Можно купить много самокатов! – воскликнули мушата.

Вопрос: - Как вы думаете, так ли это?

Наша сказка продолжается.

Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».

Вопрос: - Как вы думаете, на что мама-Муха тратила денежки? (ответы детей).

- У меня на одни продукты в месяц уходит 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это я потрачу еще 600 денежек.

Бабушка вмешалась: - надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и газ.

- С понедельника малышка пойдет в детский сад. Тетя пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек.

Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать проезд на длинных рогатых гусеницах до места работы и учебы. Мама-Муха и это записала на листочек.

Тут мушата заинтересовались. – Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах. Нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию и цветные карандаши.

Бабушка и дедушка вспомнили, что они на следующей неделе собирались в театр. А малышке на день рождения нужно купить куклу.

Мама-Муха записала – другие покупки еще 100 денежек.

- Все высказались? - спросил папа.

- Тогда подведем баланс. Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала, и получили расходы.

Вопрос: - Сколько уходит денежек на расходы в семье Мухи?

Получилось 2100 денежек. Затем, взяв калькулятор, папа отнял от цифры 2500 (доходы) цифру 2100 (расходы).

- Ура! Осталось 400 денежек – «самокатных», - закричали мушата.

- Это совсем не «самокатные» денежки, это наши накопления, - заявил отец.

Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно положить в банк. Если денежки хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.

- Я хочу посоветовать, - сказала бабушка, - где взять лишние денежки. – Где? – спросили мушки хором.

Вопрос: - Вот сзади вас, малыши, из крана течет вода, а вон в коридоре лампочка горит, хотя еще лучи солнца туда попадают. А мы ведь платим за воду и свет. За все приходится платить.

- Вот это деловой разговор, вот это экономия, - сказал дедушка.

Мушата бросились закрывать кран и гасить свет.

Вывод: из чего же складывается семейный бюджет?

Вывод: Итак, семейный бюджет состоит из доходов и расходов.

Физкультминутка

Утром мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки.

3). Работа по учебнику (С. 77)

- Могут ли в семье появиться доходы, которые не были запланированы?

Рассмотрите рисунок на странице 77, он вам подскажет один из таких доходов. (Выигрыш в лотерею.)

Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это также является доходом.

Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию? (За хорошую, качественную работу).

- Какие могут быть незапланированные расходы? (Лечение, ремонт техники, подарки, хобби, испорченная вещь).

Вывод:

Закрепление. Работа в « Рабочей тетради». Стр.48, №2.

- Покажите стрелками то, из чего складывается доход в вашей семье зеленым карандашом.

-Покажите синими стрелками расходы вашей семьи.

-Где стрелок получилось больше?

-Какой вывод можно сделать?

-Что произойдет, если расходы превысят доходы? (Нужно просчитывать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы).

5. Практическая работа.

Работа в группах. Ролевая игра «Семейный бюджет».

- Поиграем в семейный бюджет. Каждая группа – это “семья”. Выберите “фамилию” своей семьи.

(Учитель распределяет роли и раздает бейджики с названием членов семьи: Бабушка, дедушка, папа, мама, сын – студент, дочь – школьница, сын, 2 года).

- Сейчас я вам раздам карточки с названием доходов. Каждый член большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. (Ученики выбирают соответствующие карточки с указанными на них доходами.)

- Проверим, как вы справились с заданием.


Карточка 1.

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».

  

Доходы.

Зарплата папы – 50 денежек

Зарплата мамы – 30 денежек

Пенсия дедушки – 10 денежек

Пенсия бабушки – 10 денежек

Стипендия старшего сына (дочери) –2 денежки

Пособие – 1 денежка

 

Доход вашей семьи:

 

Карточка 2.

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

  

Расходы.

Лекарства .

Продукты .

Одежда, обувь.

Бытовая химия. 

Предметы личной гигиены.

Транспорт (автобус, такси).

Велосипед.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки .

Книги, канцелярские товары.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья).

Кроссовки (босоножки).

Игрушки .

Видеокассеты (диски).

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея.

Отдых, поездка .

 

 

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и  услуг.

Расходы.

Лекарства – 2 денежки.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 денежек.

Одежда, обувь – 10 денежек.

Бытовая химия  - 2 денежки.

Предметы личной гигиены – 2 денежки.

Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки.

Велосипед – 20 денежек.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 денежек.

Книги, канцелярские товары – 2 денежки.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек.

Игрушки – 3 денежек.

Видеокассеты (диски) – 3 денежки.

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек.

Отдых, поездка – 40 денежек.

 

Расход:

 

- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)

Ответы детей.

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?

- Вывод:

- Что произойдёт, если…

Доходы 

 Доходы  Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

Вывод:  Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

Обобщение: У нас появился небольшой опыт составления семейного бюджета. Вы узнали, какой бывает доход семьи, как расходуются деньги, подсчитали баланс, т. е. нашли разницу между доходом и расходом – значит, вы составили бюджет семьи, т.е. план.

- Он вам поможет распланировать дальнейшие покупки? Вести хозяйство вашей семьи? Как вы думаете?



VI. Подведение итогов урока.

- Что такое семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

VII. Рефлексия.

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

 - Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

- Спасибо вам за урок. Молодцы.

 VIII. Домашнее задание:

Уч. С. 75 – 78 (вопросы), т. с. 42 №3, 4 (творческое задание на выбор)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"

Автор: Львова Надежда Вадимовна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_semeinyi_biudzhet"
    ["file_id"] => string(6) "568928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1609222601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урок окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566792"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567836"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира « Почему мы любим кошек и собак?»"
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_pochemu_my_liubim_koshek_i_sobak"
    ["file_id"] => string(6) "651963"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1717334647"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407758422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства