Конспект урока по окружающему миру для 4 класса «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»
Способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру для 4 класса «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»»
Тема Урока «Великая война и великая Победа»
Учитель: Тоскина Наталья Ивановна
Цели деятельности учителя
способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
– Послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Солдат
…Его бомбили – он лежал,
К нему летел снаряд,
В него стреляли – он бежал
Вперед, а не назад.
«Чем дальше я пройду вперед, –
Мечтал солдатик мой, –
Тем больше хлеба в этот год
Засеем мы весной.
Чем больше немцев уложу, –
Смекал он на ходу, –
Тем раньше путь освобожу,
Скорей домой приду.
При немцах на моей Земле
Мне не бывать в родном селе»…
(С. Михалков. 1944.)
– Чему посвящено это стихотворение С. Михалкова?
Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания: работа по карточкам
Предлагает два варианта карточек
Выполняют задания
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;подводят под понятие.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении
Устные ответы,
выполненные
задания
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
включает аудиозапись песни «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).
– Кто узнал песню? Каким событиям она посвящена? (Великой Отечественной войне.)
– К чему призывает песня? (к борьбе с фашизмом.)
– Песня была создана в первые дни войны композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Слова этой песни в те военные годы знали все. Эта песня называется «Священная война».
– Что значит «священная»?
– Подберите эпитеты к этой войне. Какой была эта война? (жестокая, страшная, героическая…)
– Почему войну назвали Великой? (1418 дней и ночей.)
– Отечественной? (На борьбу с врагом вступила не только Красная армия, но и весь советский народ.)
– В истории России, было немало войн, но самая тяжёлая из них Великая Отечественная война.
Отвечают на вопросы.
Фронтальная, индивидуальная
Устные ответы
Работа по «ленте времени».
Рассказ учителя и выступления учеников
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (4 года.) Когда она началась? Сколько лет длилась эта война? Когда наш народ отмечает День Победы? Назовите города-герои.
демонстрирует на доске «ленту времени», отмечает начало войны (22 июня 1941 г.) и ее окончание (9 мая 1945 г.), иллюстрации городов-героев: Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск.
Рассказывает о Великой Отечественной войне. По ходу рассказа предоставляет возможность заранее подготовленным ученикам прочитать стихотворения о войне
Внимательно слушают.
Заранее подготовленные ученики читают наизусть стихи о войне
учебной задачи.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе
IV. Практическая деятельность
Исследовательская работа в группах.
– Предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Для дальнейшей работы мы разделимся на группы.
1-я группа – битва под Москвой.
Вопросы:
– В каком году произошла битва под Москвой?
– Что было сделано для победы в битве под Москвой?
– Кто командовал в битве советскими войсками?
Группам раздаются листы с дополнительной информацией и вопросами.
Выполняют задания.
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Познавательные:осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели
разных типов (схемы,
Устные ответы,
записи в тетради
Работа по «ленте времени».
– Чем закончилась битва?
2-я группа – Сталинградская битва.
Вопросы:
– Почему фашисты стремились захватить Кавказ и Кубань?
– Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?
– С какими результатами закончилась битва?
3-я группа – блокада Ленинграда.
Вопросы:
– Что такое блокада Ленинграда?
– Как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осаждённого города?
– Что такое «Дорога жизни»?
– Когда Ленинград был освобождён от вражеской блокады?
– Сколько времени находился Ленинград в блокаде?
4-я группа – Курская битва.
Вопросы:
– Где и как проходила Курская битва?
– Каковы результаты Курской битвы?
предлагает на «ленте времени» отметить даты сражений:
а) 8 сентября 1941 года – блокада Ленинграда;
б) 6 декабря 1941 года – контрнаступление советских войск под Москвой;
Выполняют
задания.
знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.
Задания из электронного приложения к учебнику
в) 2 февраля 1943 года – победа в Сталинградской битве;
г) 5 июля 1943 года – Курская битва;
д) 8 мая 1945 года – капитуляция Германии;
е) 9 мая 1945 года – празднование Дня Победы.
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
Выполняют задания
Индивидуальная
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
Звучит песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).
– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?
– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
– Какой была цена Победы?
– У вас в семье есть ветераны и труженики тыла?
– Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний
Устные ответы
VI. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учебник, с. 140–146. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач
Ресурсный материал
карточки
I вариант
1. Что вы знаете о стройках 30-х годов?
2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
«В 20-х годах жизнью страны руководила партия… (большевиков), завоевавшая свою власть в… (Гражданской) войне. Позднее большевиков стали называть… (коммунистами). Основным звеном в управлении государством стали… (Советы). Поэтому и новую власть назвали… (советской)».
II вариант
1. Как изменилась жизнь в деревне?
2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
«В… (1922) году на карте появилось новое государство – … (Союз Советских Социалистических Республик). Со временем в состав СССР вошло… (15) союзных республик. Еще в… (1918) году Советское правительство переехало из Петрограда в… (Москву). Москва стала… (столицей) Советского Союза».
Рассказ учителя о Великой Отечественной войне
Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.
В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.
Пo планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Брестские берёзы
Над Бугом белые берёзы,
Лаская синюю волну,
Глядятся в омуты и плёсы
По-девичьи, как в старину.
На живописном этом месте,
Где от берёз светло окрест,
Когда-то выросло Берестье,
Зеленый, светлый город Брест.
Под Брест кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи силы
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнем, мечом или штыком,
Чтобы в реке орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.
Пусть в рваных ранах бастионы,
Но рядом в светлых каплях рос
Лучится выводок зелёных,
Облитых солнышком берёз.
Рассвет над Брестом ярко-розов,
Начало радостного дня.
Гвоздика с веточкой берёзы
Лежит у Вечного огня.
У стен цветы горят, как звезды,
Воронок нет во рву любом:
Забинтовали их берёзы
Своим стерильным полотном.
Война твердыню искромсала
Страшнее самых лютых гроз,
Но на земле светлее стало
От брестских солнечных берёз
(Николай Алтухов.)
Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не допуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.
Не считаясь с потерями, немцы продолжали наступать в глубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
…Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъяренный враг
И об его чугунные ворота
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
Да, в нем ключи чужих столиц хранятся, –
Ключей к нему в чужих столицах нет!
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своем,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, на сталью, ни огнем…
(Вадим Шефнер. 1943.)
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.
В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.
Здесь орден мужества
надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
и смерть враги нашли,
И победила жизнь
в боях под Сталинградом.
(Пабло Неруда.)
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.
В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина и др. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.
24 июня 1985 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.
Командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.