kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Великая война. Великая победа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Тема: Великая война и великая Победа

Цели
деятельности
учителя

способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Задачи


1. Воспитательные: патриотическое отношение к своей Родине.

2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания».

3. Предметные: способствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

межпедметные связи

История, литературное чтение, рисование.

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/620359/

http://nsportal.ru/nachalnaya-s kola/okruzhayushchii-mir/urok-po-teme-velikaya-voina-velikaya-pobeda

http://poiskm.ru/artist/639571-Svyashchennaya-voyna http://www.muznarod.net/song/21846

Оборудование

Портреты героев Отечественной войны; карточки с индивидуальными заданиями; мультимедийный проектор; презентация; фильмы «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Победа».

Основные
понятия

Великая Отечественная война

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала








– Наш урок я хочу начать со стихотворения «Солдат» С.Михалкова

Солдат

…Его бомбили – он лежал,

К нему летел снаряд,

В него стреляли – он бежал

Вперед, а не назад.

«Чем дальше я пройду вперед, –

Мечтал солдатик мой, –

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу, –

Смекал он на ходу, –

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду.

При немцах на моей Земле

Мне не бывать в родном селе»…

(С. Михалков. 1944.)

– Почему я выбрала это стихотворение для начала урока вы ответите мне сами чуть позже.

(Слайд № 2)

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Цели: организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Проверка домашнего задания: блиц- опрос

Предлагает вопросы для провеки домашнего задания

( Слайды №4-7»

Выполняют
задания на слайдах презентации

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

Цель: организовать постановку цели урока;




Выводят тему урока и ставят цель урока.

включает аудиозапись песни «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова). (Слайд №8)

– Кто узнал песню? Каким событиям она посвящена? (Великой Отечественной войне.)

– Чему посвящен наш урок? (Слайд №9)

Определите цель нашего урока (Слайд №10)

Ребята, кто является символом мира? (голубь)

Сегодня у нас на уроке будет присутствовать этот голубь.

Выводят тему урока,

цель урока.



IV. Реализация построенного поекта. Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Мы прослушали отрывок песни «Священная война», к чему призывает песня? (к борьбе с фашизмом.)

– Песня была создана в первые дни войны композитором Александров Александр Васильевич и поэтом Лебедев-Кумач Василий Иванович. Слова этой песни в те военные годы знали все. Эта песня называется «Священная война».

– Какой была эта война? (жестокая, страшная, героическая…)

– Почему войну назвали Великой? (1418 дней и ночей.)

– Отечественной? (На борьбу с врагом вступила не только Красная армия, но и весь советский народ.)


Отвечают
на вопросы.





Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



































Рассказ учителя и выступления учеников








– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
(4 года.) Когда она началась? Сколько лет длилась эта война? Когда наш народ отмечает День Победы? Назовите города-герои.

(9 мая 1945 г.), иллюстрации городов-героев: Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск. (Слайды №11-16)

– В истории России, было немало войн, но самая тяжёлая из них Великая Отечественная война. Ваши ровесники пережили голод, холод, разруху они видели смерть. Многие сражались наравне с взрослыми. (Слайд № 17)

Рассказывает о Великой Отечественной войне.
По ходу рассказа предоставляет возможность заранее подготовленным ученикам прочитать стихотворения о войне (Слайд №19-21) Приложение №1

Брестская крепость (Слайд №22)


Битва под Смоленском (Слайд №23)


Блокада Ленинграда (Слайд №24) Приложение №3

Учитель рассказывает блокаде?


Битва за Москву (Слайд №26) Приложение №1


Маршал Жуков (Слайд №27) Приложение №1


Битва за Сталинград (Слайд №28-30) Приложение №1


Курская битва (Слайд № 31-32) Приложение №1


Партизаны (Слайд №33) Приложение №1


Победа (Слайд №34-36) Фильм Победа (Слайд №37)

Внимательно слушают.

Заранее подготовленные ученики читают наизусть стихи о войне

Фильм дети и война

(Слайд №18)





Фильм о блокаде Ленинграда

Слайд №25



учебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе













V. Физминутка «Голуби»

Дети выполняют движения





Голуби летели,

Все люди глядели.

Голуби садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели.

Полетели, полетели, И за парты тихо сели.





VI. Практическая деятельность

Цели:зафиксировать новое содержание урока;

Исследовательская работа в группах.


Приложение №2

– Предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Для дальнейшей работы мы разделимся на группы.

1-я группа – битва под Москвой.

Вопросы:

1-я группа – битва под Москвой.

Вопросы:

– В каком году произошла битва под Москвой?

-Как называлась операция по захвату столицы?

-К какому числу Гитлер планировал взять Москву?

– Кто командовал в битве советскими войсками?

-На каком расстоянии от Москвы были германские войска?

-Когда наметился перелом в битве за Москву? Как вели себя немцы при отступлении?

– Какие потери были у немцев?

-Чем закончилась битва?

Группам раздаются листы с дополнительной информацией и вопросами.

Выполняют
задания.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели

разных типов (схемы,

Устные ответы,

записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

























2-я группа – Сталинградская битва.

Вопросы:

- Когда началась битва?

– Почему Гитлеру важно было захватить Сталинград?

- Кого назначили командиром фронта?

-На чьей стороне был перевес сил?

-Когда немцы вошли в город?

-Где ожесточённее проходили бои? Как проходили бои в городе?

– Когда были окружены немецкие войска?

– Как закончилась битва?

3-я группа – Курская битва.

Вопросы:

– Где и когда проходила Курская битва?

-Что немецкое командование надеялось добиться в этой битве?

-Какие силы были брошены для этой битвы?

-Когда и где произошло решающее сражение?

– Каковы результаты Курской битвы?





предлагает записать даты в тетрадь:

а) 8 сентября 1941 года – блокада Ленинграда;

б) 6 декабря 1941 года – контрнаступление советских войск под Москвой;

в) 2 февраля 1943 года – победа в Сталинградской битве;

г) 5 июля 1943 года – Курская битва;

д) 8 мая 1945 года – капитуляция Германии;

е) 9 мая 1945 года – празднование Дня Победы

(Слайд № 38)




Выполняют

задания.



















Записывают даты в тетрадь.



























знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI.Первичное закрепление во внешней речи

Цели: Организовать усвоение детьми нового способа

действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.







Задания
из электронного приложения к учебнику



Просмотреть электронное пособие.






Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации





Выполняют
задания








Индивидуальная





Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность
за общее дело


VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Цель

Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

Работа в печатной тетради

Выполнение заданий в печатной тетради

Стр.50-51 №2,3

Проверка

Выполняют
задания


Индивидуальная



Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность
за общее дело


VI. Итоги

урока.

Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.





Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок






Приём «Термометр»

– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?

– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

– Какой была цена Победы?

– У вас в семье есть ветераны и труженики тыла?

– Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

(Слайд № 39)

Звучит песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).

(Слайд № 40)



Ребята, какой юбилей скоро будет отмечать наша страна? (70 лет Победы) Я вам предлагаю сегодня запустить в нашей школе голубя мира. Чего ему не хватает? (Крыльев) У вас на столах лежат ладошки. Напишите свои пожелания на них и приклейте голубю. Давайте предложим присоединиться к нам всем ученикам начальной школы.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 140–146. П.т . стр.50 №1

! Задание на выбор

Подготовить презентацию «Города герои»

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивныеосуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Приложение №1

Рассказ учителя о Великой Отечественной войне

Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями.

В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Пo планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.



Брестские берёзы

Над Бугом белые берёзы,

Лаская синюю волну,

Глядятся в омуты и плёсы

По-девичьи, как в старину.

На живописном этом месте,

Где от берёз светло окрест,

Когда-то выросло Берестье,

Зеленый, светлый город Брест.

Под Брест кого не заносило!

Сюда шли лавою стальной,

Но расшибались вражьи силы

О город наш берестяной.

Встречала Родина ненастья

Огнем, мечом или штыком,

Чтобы в реке орлов и свастик

Ржавел и гнил металлолом.

Пусть в рваных ранах бастионы,

Но рядом в светлых каплях рос

Лучится выводок зелёных,

Облитых солнышком берёз.

Рассвет над Брестом ярко-розов,

Начало радостного дня.

Гвоздика с веточкой берёзы

Лежит у Вечного огня.

У стен цветы горят, как звезды,

Воронок нет во рву любом:

Забинтовали их берёзы

Своим стерильным полотном.

Война твердыню искромсала

Страшнее самых лютых гроз,

Но на земле светлее стало

От брестских солнечных берёз

(Николай Алтухов.)


Брестская крепость (Слайд №22 )

Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.


Битва под Смоленском (Слайд №23)

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не допуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, немцы продолжали наступать в глубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.

Блокада Ленинграда (Слайд №24)

Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Приложение №3

…Давно ль, пройдя равнины и болота,

В него ломился разъяренный враг

И об его чугунные ворота

Разбил свой бронированный кулак.

Свой город отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы, –

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся, –

Ключей к нему в чужих столицах нет!

И мы, огонь познавшие и голод,

Непобедимы в городе своем,

И не взломать ворота в этот город

Ни голодом, на сталью, ни огнем…

(Вадим Шефнер. 1943.)

Битва за Москву (Слайд №26)

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. (Слайд 27 ) В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда.


Битва за Сталинград (Слайд №28-30)

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Здесь орден мужества

надет на грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана снарядом,

Со смертью билась жизнь,

и смерть враги нашли,

И победила жизнь

в боях под Сталинградом.

(Пабло Неруда.)

Курская битва (Слайд № 31-32)

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска.(Слайд 31-32 ) Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

(Слайд 33 ) Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

(Слайд 34-36) В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина и др. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

24 июня 1985 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.

Командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.

Победа! Как она далась?

Каким путем мы к ней пришли?..

И раны были, и усталость,

И шрамы на груди земли.

Броня во вмятинах глубоких,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастерках,

Где пот нещадно ткань прожег.

Могилы братские, в которых

Друзья погибшие лежат.

И въевшийся нам в лица порох

На безымянных рубежах.

(Игорь Лошаков.)





Приложение №2 Битва за Москву

Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун». В октябре 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября.

      Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была большей. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже. Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим. Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один – Западный. До подхода подкрепления, нужно было держаться всеми силами. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии.

               Германские войска подошли к Москве на расстояние 30 километров. Гитлер торопил своих генералов, призывая как можно быстрее захватить город. Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила не позволили немцам осуществить свои коварные планы.  Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.

       В декабре в Битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление, и при поддержки авиации,  несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. В тыл бегущим, советское правительство засылало лыжников, парашютистов и кавалеристов, которые наносили немцам большой урон. 3 января Гитлер приказал своим генералам цепляться за каждый метр земли, держаться до последнего боеприпаса. Приказ не был выполнен.

         В битве под Москвой немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1,5 тысячи танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин. Потери Красной Армии были сопоставимы…

     В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы. Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины.

1-я группа – битва под Москвой.

Вопросы:

– В каком году произошла битва под Москвой?

-Как называлась операция по захвату столицы?

-К какому числу Гитлер планировал взять Москву?


– Кто командовал в битве советскими войсками?

-На каком расстоянии от Москвы были германские войска?

-Когда наметился перелом в битве за Москву? Как вели себя немцы при отступлении? (зачитать)

– Какие потери были у немцев? (можно зачитать)

-Чем закончилась битва? (зачитать)

Cталинградская битва

Cталинградская битва началась в июле 1942 года, именно в это время войска немцев добрались до излучины Дона. Несмотря на то, что попытка штурма Сталинграда не была стратегически оправдана, именно этот город олицетворял для Гитлера сердце Советского Союза. Битва длилась более полугода, и была завершена, когда армия Паулюса капитулировала, а немецкая военная машина, наконец, откатилась назад. 
Немецкие войска пытались взять штурмом этот город. В атаку были брошены десятки тысяч солдат, и вполне возможно, именно такая поспешность стала причиной поражения немцев.

Советское командование для защиты города выделило большие силы, создав Сталинградский фронт. Командиром фронта был назначен С.К. Тимошенко. Преимущество немцев в живой силе было четырехкратным, и советские войска медленно, но верно были оттеснены к городу.
В августе немцы вошли в город, дойдя до Волги. Город защищала 64-ая армия, но позже прибыло подкрепление еще из двух армий и сотен танков. Ожесточеннее всего стороны сражались за Мамаевым Курганом и Тракторным заводом. Однако продвижение немцев по городу было чрезвычайно медленным, бои шли буквально за каждый дом. 
Тем временем новые советские войска подходили к Сталинграду, и в конце осени началась реализация плана «Уран». Уже 23 ноября войска немецкого командира Паулюса были окружены, притом, что в состав его армии входило до миллиона солдат. Армия была блокирована вплоть до середины жестокой зимы, и в феврале немецкие войска, лишившись продовольствия и замерзающие под Сталинградом, были вынуждены капитулировать. В плену оказалось свыше 300 тыс. немецких солдат. Это было первое крупное поражение гитлеровских войск.



2-я группа – Сталинградская битва.

Вопросы:

- Когда началась битва?

– Почему Гитлеру важно было захватить Сталинград?

- Кого назначили командиром фронта?

-На чьей стороне был перевес сил? (найдите в тексте)

-Когда немцы вошли в город?

-Где ожесточённее проходили бои? Как проходили бои в городе?

– Когда были окружены немецкие войска?

– Как закончилась битва?





Курская битва

Все боевые действия, произошедшие во время Курской битвы, имели место с 5 июля по 23 августа 1943 года. Немецкое командование надеялось в ходе этой битвы уничтожить все советские войска, представляющие Центральный и Воронежский фронта. На тот момент они вели активную оборону Курска. Если бы немцам удалось достичь успеха в этой битве, инициатива в войне вернулась бы немцам. Для того чтобы реализовать свои планы немецкое командование выделило более 900 тыс. солдат, 10 тыс. орудий разного калибра, а в поддержку было выделено 2,7 тыс. танков и 2050 самолетов. В этом бою принимали участие новые танки класса «Тигр» и «Пантера», а также новые истребители «Фокке-Вульф 190 А» и штурмовые самолеты.
Командование Советского Союза надеялось обескровить противника во время его наступления, а затем провести масштабную контратаку. Таким образом, немцы сделали именно то, чего ожидала советская армия. Размах битвы был поистине грандиозным, немцы направили в атаку практически всю армию и все доступные танки. Однако советские войска стояли на смерть, и оборонительные рубежи не были сданы. На Центральном фронте противник продвинулся на 10-12 километров, на Воронежском фронте глубина прохождения противника составляла 35 километра, однако дальше немцы не смогли пройти.
Исход битвы на Курской дуге определило сражение танков под селом Прохоровка, которое имело место 12 июля. Это было крупнейшим в истории сражением танковых войск, в бой было брошено более 1,2 тыс. танков и самоходных артиллерийских установки. В этот день немецкие войска потеряли более 400 танков, и захватчики были отброшены. После этого советские войска пошли в активное наступление, и 23 августа битва на Курской дуге была окончена с освобождением Харькова, и с этим событием дальнейшее поражение Германии стало уже неизбежным.



3-я группа – Курская битва.

Вопросы:

– Где и когда проходила Курская битва?

-Что немецкое командование надеялось добиться в этой битве?

-Какие силы были брошены для этой битвы? (зачитать)

-Когда и где произошло решающее сражение? (найдите в тексте)

– Каковы результаты Курской битвы?









Приложение №3 Блокада Ленинграда

Через два месяца после этого, в августе 1941 г., немцы начали мощное наступление на Ленинград.

Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное

наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города.

И было не важно: взрослый ты или ребенок – война касалась всех!

Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом.

К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград.

8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто.

Началась блокада.

На начало блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек, из них 400 тыс. детей.

Но с каждым днем их становилось все меньше и меньше. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать.

Осень 41-го…В Ленинграде страшный голод… Блокадный хлеб…На его изготовление шло все: мякина, отруби, целлюлоза. Меньше всего

там было муки. И все же это был хлеб.

Получая эти 125 грамм хлеба, дети продолжали учиться в школах, чаще в бомбоубежищах.

С конца ноября 1941 года заработала ледовая Ладожская трасса – легендарная дорога Жизни, по которой везли хлеб. Фашисты беспощадно ее бомбили. Для многих людей эта дорога стала последней.

Люди не падали духом. Блокада всех сплотила воедино.

27 января 1944 года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо.

Закончилась самая длительная и чудовищная блокада в мировой истории, которая длилась 900 дней и ночей.







Просмотр содержимого презентации
«Великая победа»

Урок окружающего мира. 4 класс.  Учитель I категории: Максимова Ирина Валерьевна

Урок окружающего мира.

4 класс.

Учитель I категории: Максимова Ирина Валерьевна

Солдат … Его бомбили – он лежал, К нему летел снаряд, В него стреляли – он бежал Вперед, а не назад. «Чем дальше я пройду вперед, – Мечтал солдатик мой, – Тем больше хлеба в этот год Засеем мы весной. Чем больше немцев уложу, – Смекал он на ходу, – Тем раньше путь освобожу, Скорей домой приду. При немцах на моей Земле Мне не бывать в родном селе»…  (С. Михалков. 1944.)

Солдат

Его бомбили – он лежал,

К нему летел снаряд,

В него стреляли – он бежал

Вперед, а не назад.

«Чем дальше я пройду вперед, –

Мечтал солдатик мой, –

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу, –

Смекал он на ходу, –

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду.

При немцах на моей Земле

Мне не бывать в родном селе»…

(С. Михалков. 1944.)

ВОПРОСЫ 1. Кто правил жизнью страны после 1917 года? Партия большевиков. 2. Как позднее стали называть большевиков? Коммунистами. 3.Какое новое государство появилось на карте в 1922 году? Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР) 4. Сколько союзных республик вошло в состав СССР? 15.  *Для прочтения вопроса нажать одним щелчком мыши на карандаш. **Для проверки правильности ответа нажать одним щелчком мыши на вопрос.

ВОПРОСЫ

1. Кто правил жизнью страны после 1917 года?

Партия большевиков.

2. Как позднее стали называть большевиков?

Коммунистами.

3.Какое новое государство появилось на карте в 1922 году?

Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР)

4. Сколько союзных республик вошло в состав СССР?

15.

*Для прочтения вопроса нажать одним щелчком мыши на карандаш.

**Для проверки правильности ответа нажать одним щелчком мыши на вопрос.

ВОПРОСЫ 5. В каком году Советское правительство переехало из Петербурга в Москву? В 1918. 6. Чем стала Москва для Советского Союза? Столицей.

ВОПРОСЫ

5. В каком году Советское правительство переехало из Петербурга в Москву?

В 1918.

6. Чем стала Москва для Советского Союза?

Столицей.

ВОПРОСЫ 7 . О каких решительных изменениях в образовании говорит иллюстрация? В стране началась борьба с безграмотностью. 8 . Какие потери понесла в то же время отечественная культура? Уничтожены многие исторические памятники.

ВОПРОСЫ

7 . О каких решительных изменениях в образовании говорит иллюстрация?

В стране началась борьба с безграмотностью.

8 . Какие потери понесла в то же время отечественная культура?

Уничтожены многие исторические памятники.

ВОПРОСЫ 9 . Какие новые постройки появились в это время в нашей стране?  Новые города, заводы, электростанции; в Москве метро.  1 0 . Как изменилась жизнь деревни? Крестьяне получили землю. 2) Стали приучать хозяйствовать по новому, коллективно. 1 1 . Как назывались коллективные хозяйства в которые объединялись крестьяне?  Колхозы.

ВОПРОСЫ

9 . Какие новые постройки появились в это время в нашей стране?

  • Новые города, заводы, электростанции; в Москве метро.

1 0 . Как изменилась жизнь деревни?

  • Крестьяне получили землю.

2) Стали приучать хозяйствовать по новому, коллективно.

1 1 . Как назывались коллективные хозяйства в которые объединялись крестьяне?

Колхозы.

Здесь никого враги не пожалели:  Ни стариков, ни женщин, ни детей,  И бродит средь берёзонек и елей  Седой войны пугающая тень М.Зорина. « Священная война »  (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

Здесь никого враги не пожалели:

Ни стариков, ни женщин, ни детей,

И бродит средь берёзонек и елей

Седой войны пугающая тень М.Зорина.

« Священная война »

(слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

Цели: Узнать больше о Великой Отечественной войне Работать с текстовой информацией и учиться выделять главное

Цели:

Узнать больше

о Великой Отечественной войне

Работать с текстовой информацией и учиться выделять главное

Москва Осенью 1941г. фашистские войска предприняли 2 крупных наступления на Москву. Фашисты считали, что захватив Москву, они победят в этой войне. В результате контрнаступления враг был отброшен к западу на 250 км. 11

Москва

Осенью 1941г. фашистские войска предприняли 2 крупных наступления на Москву. Фашисты считали, что захватив Москву, они победят в этой войне. В результате контрнаступления враг был отброшен к западу на 250 км.

11

Санкт-Петербург 900-дневная защита осажденного Ленинграда один из самых выдающихся массовых подвигов народа и армии в истории Великой Отечественной войны. 12

Санкт-Петербург

900-дневная защита осажденного Ленинграда один из самых выдающихся массовых подвигов народа и армии в истории Великой Отечественной войны.

12

Сталинград Сталинградская битва - одна из крупнейших во второй мировой войне. Она длилась 200 дней и ночей. Победоносный исход этой битвы имел большое военно – политическое значение. 13

Сталинград

Сталинградская битва - одна из крупнейших во второй мировой войне. Она длилась 200 дней и ночей. Победоносный исход этой битвы имел большое военно – политическое значение.

13

Новороссийск 14 Бои за Новороссийск продолжались 393 дня и не прекращались ни днем, ни ночью. 225 дней сражались советские воины.

Новороссийск

14

Бои за Новороссийск продолжались 393 дня и не прекращались ни днем, ни ночью. 225 дней сражались советские воины.

Тула Героическая оборона Тулы сорвала замыслы противника овладеть Москвой до наступления зимы и обеспечила устойчивость войск левого крыла Западного фронта на южных подступах к столице. 15

Тула

Героическая оборона Тулы сорвала замыслы противника овладеть Москвой до наступления зимы и обеспечила устойчивость войск левого крыла Западного фронта на южных подступах к столице.

15

Мурманск Почти 3 года здесь гремели бои. Защитники севера сковали около 20 фашистских дивизий. Оборонявшие Мурманск войска и трудящиеся города обеспечили бесперебойную работу порта, снабжавшего страну и армию. 16

Мурманск

Почти 3 года здесь гремели бои. Защитники севера сковали около 20 фашистских дивизий. Оборонявшие Мурманск войска и трудящиеся города обеспечили бесперебойную работу порта, снабжавшего страну и армию.

16

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс) начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. Дети прячутся от бомбежки. 1941 год. В Европе к этому времени уже почти два года шла Вторая мировая война. На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс) начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы.

Дети прячутся от бомбежки. 1941 год.

В Европе к этому времени уже почти два года шла Вторая мировая война. На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше в глубь страны.

Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло. Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, преступления сталинского режима, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло. Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, преступления сталинского режима, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

П. А. Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».  Гарнизон Брестской крепости, первым приняв на себя удар гитлеровских войск в июне 1941 года, оказал ожесточенное сопротивление. В то время как немцы продвинулись далеко на восток, бои в крепости продолжались больше месяца.

П. А. Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».

Гарнизон Брестской крепости, первым приняв на себя удар гитлеровских войск в июне 1941 года, оказал ожесточенное сопротивление. В то время как немцы продвинулись далеко на восток, бои в крепости продолжались больше месяца.

В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван. «За Родину!» Командир Красной Армии поднимает бойцов в атаку. В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.

«За Родину!» Командир Красной Армии поднимает бойцов в атаку.

В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

БИТВА ПОД СМОЛЕНСКОМ

БИТВА ПОД СМОЛЕНСКОМ

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

БИТВА ЗА МОСКВУ

БИТВА ЗА МОСКВУ

ГЕОРГИЙ ЖУКОВ — ВЕЛИКИЙ ВОЕНАЧАЛЬНИК, МАРШАЛ, МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР. ЧЕТЫРЕЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, КАВАЛЕР ДВУХ ОРДЕНОВ «ПОБЕДА» И ДР.

ГЕОРГИЙ ЖУКОВ — ВЕЛИКИЙ ВОЕНАЧАЛЬНИК, МАРШАЛ, МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР. ЧЕТЫРЕЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, КАВАЛЕР ДВУХ ОРДЕНОВ «ПОБЕДА» И ДР.

БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД Во время Сталинградской битвы осенью 1942 — зимой 1943 года город был превращен в руины. В ноябре 1942 года произошел коренной перелом, советские войска перешли в наступление. В результате под Сталинградом были окружены 22 немецкие дивизии.

БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД

Во время Сталинградской битвы осенью 1942 — зимой 1943 года город был превращен в руины. В ноябре 1942 года произошел коренной перелом, советские войска перешли в наступление. В результате под Сталинградом были окружены 22 немецкие дивизии.

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление.

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление.

Пленные немцы Зимой 1942-1943 годов в ходе Сталинградской операции была окружена армия (330 тысяч солдат) немецкого фельдмаршала Паулюса. Армия была разбита, 91 тысяча немецких солдат во главе с Паулюсом сдались в плен.

Пленные немцы

Зимой 1942-1943 годов в ходе Сталинградской операции была окружена армия (330 тысяч солдат) немецкого фельдмаршала Паулюса. Армия была разбита, 91 тысяча немецких солдат во главе с Паулюсом сдались в плен.

КУРСКАЯ БИТВА Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.

КУРСКАЯ БИТВА

Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.

Легендарный танк Т-34 был признан самым лучшим средним танком Второй мировой войны. По всем показателям он превосходил немецкие танки. Сборочный цех танкового завода. 1942 год.

Легендарный танк Т-34 был признан самым лучшим средним танком Второй мировой войны. По всем показателям он превосходил немецкие танки.

Сборочный цех танкового завода. 1942 год.

А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев. На действия партизан фашисты ответили террором против мирного населения, но исход войны уже был предрешен.

А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев. На действия партизан фашисты ответили террором против мирного населения, но исход войны уже был предрешен.

Фотография Е. Халдея. Советские бойцы-разведчики М. Егоров и М. Кантария водрузили Знамя победы над Рейхстагом в Берлине 30 апреля 1945 года.  9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.

Фотография Е. Халдея. Советские бойцы-разведчики М. Егоров и М. Кантария водрузили Знамя победы над Рейхстагом в Берлине 30 апреля 1945 года.

9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.

На картине П. А. Кривоногова «Победа» изображены советские воины, салютующие в честь победы у стен Рейхстага. Победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны.

На картине П. А. Кривоногова «Победа» изображены советские воины, салютующие в честь победы у стен Рейхстага.

Победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны.

Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945, в честь победы над фашистской Германией. Полки несли развивающиеся советские знамена прославленных частей, а также 200 опущенных немецких флагов.

Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945, в честь победы над фашистской Германией. Полки несли развивающиеся советские знамена прославленных частей, а также 200 опущенных немецких флагов.

8 сентября 1941 года – блокада Ленинграда;  6 декабря 1941 года – контрнаступление советских войск под Москвой;  2 февраля 1943 года – победа в Сталинградской битве;  5 июля 1943 года – Курская битва;  8 мая 1945 года – капитуляция Германии;  9 мая 1945 года – празднование Дня Победы

8 сентября 1941 года блокада Ленинграда;

6 декабря 1941 года контрнаступление советских войск под Москвой;

2 февраля 1943 года победа в Сталинградской битве;

5 июля 1943 года – Курская битва;

8 мая 1945 года – капитуляция Германии;

9 мая 1945 года – празднование Дня Победы

–  На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? –  Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? –  Какой была цена Победы? –  У вас в семье есть ветераны и труженики тыла? –  Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?

– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

– Какой была цена Победы?

– У вас в семье есть ветераны и труженики тыла?

– Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НА ТЕМУ: «ГОРОДА ГЕРОИ» УЧЕБНИК СТР.140-145 ПЕРЕСКАЗ  П.Т. СТР.50 №1

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НА ТЕМУ:

«ГОРОДА ГЕРОИ»

УЧЕБНИК СТР.140-145 ПЕРЕСКАЗ П.Т. СТР.50 №1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Великая война. Великая победа"

Автор: Максимова Ирина Валерьевна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по истории в IX классе "Великая Отечественная война в истории моего села" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-istorii-v-ix-klassie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-v-istorii-moiegho-siela"
    ["file_id"] => string(6) "127749"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415369802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Технология и творчество. Подарки для ветеранов.""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokatiekhnologhiiaitvorchiestvopodarkidliavietieranov"
    ["file_id"] => string(6) "261981"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449240215"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "226932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440523076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по музыке Опера «Иван Сусанин» Сцена в лесу (4-е действие). М. Глинка» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-muzykie-opiera-ivan-susanin-stsiena-v-liesu-4-ie-dieistviie-m-glinka"
    ["file_id"] => string(6) "188582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства