Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру «Что нам осень подарила»»
Пояснительная записка
Основная цель предмета «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой – помочь младшему школьнику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывать духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Различные формы проведения уроков окружающего мира не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают удовлетворение у учащихся от самого процесса учебной деятельности. Такие уроки предполагают разнообразие видов деятельности учащихся и снимают вопрос о перегрузке и переутомлении детей, отвечают требованиям здоровьесберегающих технологий.
Ценностные ориентиры
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы: Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
1. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
2. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
3. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
4. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
5. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна программы заключается в том, что в неѐ включены знания, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: 1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Ты и твое здоровье».
2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи». 3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа». 4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Наша Родина. Родная страна». «Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.). Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценка;
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
Другая группа передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменения среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
Овладение методами изучения окружающего мира;
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой);
Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
На данном уроке был использован метод исследования, что способствовало формированию у детей навыка самостоятельности, воспитанию целеустремлённости, ответственности, развитию коммуникативных умений учащихся.
УМК «Начальная школа 21век»
Данные об авторе
Автор: Терзян Маргарита Минасовна
Место работы, должность: МОУ СОШ №38 г. Сочи, учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 «Б»
Тип урока: УНЗ (усвоение новых знаний)
Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н. Ф. Виноградова
Тема урока: «Что нам осень подарила»
Цели: создать условия для систематизации знания детей о культурных растениях и местах их произрастания; способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле, умение работать в паре.
- целостное гармоничное развитие младших школьников;
- овладение школьниками основными компонентами учебной деятельности:
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация объектов природы на примере даров осени.
- углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;
- уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов;
- воспитывать трудолюбие;
- развивать правильное звукопроизношение;
- обогатить речь детей новыми словами;
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Предметные:
научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты», их значение для человека,
классифицировать овощи и фрукты.
Знать и соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
Личностные:
нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы;
понимать красоту и природу родного края.
Понимать и принимать ценности здорового образа жизни
Метапридметные:
группировать предметы по основному признаку;
работать в группе: находить информацию в учебнике.
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов, работать с текстом учебника.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, призентация, проектор, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, тарелочки с кусочками овощей и фруктов для исследовательской работы, вырезанные из цветной бумаги солнышки и тучки.
Ход урока
Технологии проведения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Установить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час! (Слайд 2)
- На столах у вас вырезанные солнышки и тучки. «У меня солнечное настроение, а у вас?» (Слайд 3)
- Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит…
-Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
-Поиграем! Игра называется «Доскажи словечко». (Слайд 5)
Листьям время…
Птицам время…
Грибникам блуждать в…
Ветру в трубах …
Солнцу…
Тучам…
А ребятам всем…
- Вопрос знатокам.
-Какую ещё примету спрятала осень?
-Молодцы! Это урожай.
- Здравствуйте!
- И у нас солнечное настроение!
- Осень. (Слайд 4)
-опадать.
-улетать.
- тумане.
- завывать.
- стынуть.
- литься.
- учиться!
- Урожай. (Слайд 6)
Уметь настроиться на работу, слушать и понимать речь других.
Уметь оформлять свои мысли в устной речи.
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация уже имеющихся знаний;
Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, формирование коммуникативных умений.
- Перед вами картина, попытайтесь определить, о чём будет мы разговаривать на уроке:
Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Проговаривать причину затруднения.
Формулировать свои ответы в устной форме.
4. . Первичное усвоение новых знаний
Цель: организовать постановку цели; формировать умения определять границу между знанием и незнанием, формировать стремление к открытию знаний.
- Где люди собирают осенью урожай?
-Чтобы узнать, что люди собирают в саду, на огороде, отгадаем загадки. (Слайд 10)
1) На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый…
2) Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней…
3) От частой поливки едва не промокла
Мохнатая, темно – лиловая …
4)Я на дереве вишу, круглое, большое.
У меня румяный бок, откуси - и брызнет сок
Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки?
5)Голова на ножке, одёжка на одёжке.
Резаная, мятая – накормлю салатом я.
А заквасите под гнёт – угощайтесь целый год.
Пироги пеките. Кто я, назовите?
6) Над землей торчит перо, а в земле головка,
Защищаюсь я хитро, защищаюсь ловко.
Вы рубашки золотой лучше не снимайте:
Брызну горькою слезой – Плакать помогайте.
Бью микробов наповал, помните и знайте.
Что за овощ я такой? Дети, отгадайте.
7) Родился на лиане я, нас в грозди – целая семья!
От сорта все: и вкус, и цвет, люблю тепло, а холод – нет.
В изюм сушеный превращусь, на соки вкусные гожусь.
Скажи «киш - миш» и улыбнись,
Названье дать мне потрудись.
8) Кожура оранжевого цвета на меня совсем не зря надета.
Видно, чтобы кисло-сладкий сок из меня пролиться бы не смог.
И на дольки тоже я делюсь не зря,
Чтоб удобней было съесть меня, друзья!
В жарких странах зрею, а потом, окажусь я в уголке любом,
К вам на стол, ребятки, закачусь.
Угадать сумейте: как зовусь?
9) Не спрячусь под густой листвой, сверкаю желтой кожурой.
Я витаминами богат, лечить вас от болезней рад.
На вкус я кислый очень, добавьте в чай кусочек –
И будет чай вкусней вдвойне…
Как я зовусь? – Скажите мне.
Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Касьянова Варвара читает стих:
- Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
- Урожай люди собирают в саду и на огороде.
Кабачок, овощ.
Помидора, овощ.
Свекла, овощ.
Яблоко, фрукт.
Капуста, овощ.
Лук, овощ.
Виноград, фрукт.
Апельсин, фрукт.
Лимон, фрукт.
Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Приседают.
Движения руками влево-вправо
Снова кружатся на носочках.
Проявление познавательной инициативы.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Называть отгадки и определять принадлежность к той или иной группе.
5.Первичная проверка понимания
Цель: определить содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи, формирование способности каждого ученика работать в малых группах.
а) Игра «Весёлый агроном».
(Слайд 11)
-Наш весёлый агроном, кажется, что-то напутал. Посмотрите, какие овощи он вырастил. Как у него это получилось?
Капудор (Капуста+помидор)
Яблосвёк (Яблоко+свёкла)
Бакларец (Баклажан+огурец)
-Найди лишний плод.
-Почему он лишний?
-Рассмешил вас наш весёлый агроном?
- Яблосвёк.
- Потому что половина весёлый агроном соединил фрукт с овощем.
- А остальные соединены по группам: овощ с овощем, фрукт с фруктом.
- Да! Рассмешил! Интересно, какие они будут на вкус?
Дети предложили на практике их так соединить и даже попробовать.
Уметь проговаривать последовательность действий.
Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Вступать в диалог.
Выполнять задания на новый материал. Уметь работать в малых группах.
6.Первичное закрепление.
Цель: поддерживать интерес и познавательную активность учащихся, создание условия для сотрудничества в группах, создание ситуации успеха для каждого.
б) Работа в печатной тетради «Окружающий мир». Выполнение заданий на с. 11. («найди ошибки», «объясни поговорку», «сравни плоды».
в) Работа с учебником. Чтение и работа с текстом «Кто как «одет» (с.18-19)
-Как автор рассказа описал овощи?
- Почему он их так называет? Попробуйте предположить.
г) Работа в парах. «Волшебный мешочек».
- Перед вами закрытые мешочки с фруктами и овощами. По форме и размеру вы будете определять яблоко, грушу, и морковь. Делать выводы.
- Огурцы-голыши.
- Лук - в бумажных рубашках.
- Капуста - 77 одёжек.
- У огурцов высыхают листочки, и они остаются голыми.
- А у лука много чешуек, в которых он прячется.
- Капуста имеет много листиков и никогда не замёрзнет.
Дети работали в парах. Каждый старался отгадать, ведь приз состоял из того предмета, который они отгадают.
Уметь находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт. Вступать в диалог. Уметь работать в парах.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
Цель: формировать способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Закрепить полученные знания.
-Что нового вы узнали?
-Что понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
- Благодарю ребята за работу.
-Ребята, в начале урока у нас было солнечное настроение. А какое настроение у вас сейчас?
- Вот кончается урок:
Все старались, не ленились
И чему-то научились….
СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 12)
- Как правильно делить на группы дары осени.
- Больше всего понравилось весёлая шутка агронома.
- Игра «Волшебный мешочек»!
Дети оценили себя по шкале трудности. (Методика Л. Г. Петерсон).
Дети дружно наклеили на магнитную доску солнышки. Всем понравился урок.
Уметь определять степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; называть тему и задачу урока.
Уметь отмечать успешные ответы одноклассников.
Уметь определять степень своего продвижения к цели.