Предмет: окружающий мир, урок – знакомство с новым материалом.
Тема: «Какой бывает транспорт?»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 2 класс
Технологии:
Технология деятельностного метода, элементы исследовательской технологии (мини-исследование), ИКТ (электронная презентация к уроку, карточка-план исследования, карточка-ситуация).
Аннотация:
Урок окружающего мира "Какой бывает транспорт" относится к теме "Жизнь города и села". Содержание данного урока направлено на формирование знаний о видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице, умения вести наблюдение за жизнью города, различать изученные виды транспорта. На уроке используются технология деятельностного метода, элементы исследовательской технологии (мини-исследование), ИКТ технологии (презентация, карточки-задания, карточки-ситуации), приемы развивающего обучения (анализ, сравнение, классификация, обобщение), что позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. Использование электронных образовательных ресурсов на уроке способствуют углублению межпредметных связей. Форма урока, содержание, методы и приемы работы направлены на формирование информационной культуры младших школьников.
Практическая реализация:
Урок показал, что у детей сформирована установка на совместную деятельность, на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. Учитель создал ситуацию свободного выбора решения проблемы, когда каждый участник группы может реализовать себя, тем самым урок направлен на воспитание толерантности.
Избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля было оптимальным. На уроке прослеживалась высокая степень интереса детей к изучаемому материалу, активность и самостоятельность учащихся. Методика обучения соответствует возрастным и функциональным возможностям детей. На уроке наблюдается хорошая психологическая атмосфера, т.к. общение между учителем и учащимися носит характер сотрудничества.
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного подхода, используется фронтальная и групповая работа. Средства ИКТ использованы уместно и с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Достаточный уровень сложности и объём изучаемого материала. Учитель создал доброжелательную атмосферу.
Конспект урока:
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личностного опыта взаимодействия – общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
Обеспечить усвоение основных правил поведения в общественном транспорте.
На конкретных примерах сформировать представление о различных видах транспорта, о его назначении.
Закрепить умение классифицировать объекты по разным признакам.
Формировать мотивы познавательной деятельности через участие детей в групповой и парной работе.
Оборудование:
картинки с изображением различных видов транспорта;
карточки с заданиями, для выполнения в группах;
карточки с проблемными ситуациями;
компьютер, телевизор.
Электронная презентация к уроку. (Приложение 1)
Электронная презентация с двигательной физкультминуткой. (Приложение 5)
Ход урока:
I. Организационный момент – эмоциональный настрой.
- Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу.
II. Актуализация знаний, постановка проблемы.
- Какую большую тему мы изучаем?
-Что такое экономика?
-Какой части экономики не хватает на схеме? (Слайд 1.)
-Определите тему урока.
-Что такое транспорт?
-Какие виды транспорта вы знаете?
-На какие группы можно разделить весь транспорт?
-По каким признакам можно разделить транспорт на группы?
-Почему вы затруднились, отвечая на этот вопрос?
Значит, наша задача – узнать признаки, по которым можно разделить весь транспорт на разные группы. Для этого мы сравним разные виды транспорта: найдем общее и различия.
-Что бы вы хотели ещё узнать о транспорте?
-На какие группы можно разделить весь транспорт? Сколько человек перевозил первый автобус? Какими были первые поезда? Какого цвета мигалка у милицейских машин? Когда появились первые мотоциклы? (Записать на доске ответы детей)
III. Реализация проекта.
Интересный факт.
1901 Уильям Харли создаёт чертёж двигателя, предназначенного для установки на велосипед. Это можно считать началом эры мотоциклов.
Опишите мотоцикл. К этому описанию мы вернёмся в конце урока.
(По ходу урока картинки с названными видами транспорта вывешиваются на доску. (Приложение 4.).
-А сейчас я приглашаю вас в путешествие в столицу нашего государства.
-Как называется этот город?
-Посмотрите на карту (Слайд 2)
-Где находится Москва? Покажите на карте.
-Где находится Мурманск? Покажите. Расстояние не близкое.
-Можно ли преодолеть его пешком?
- На каком транспорте поедем, может быть на велосипеде? (Не по погоде, большое расстояние и главное: «Детям до 14 лет на велосипеде можно кататься только во дворе своего дома».)
-Кто из вас был в Москве? Как вы туда добирались? Предлагаю поехать поездом.
-Мы приехали в Москву, на чем удобно проехать с экскурсией по городу?
Москва - большой и красивый город, вот Кремль, Красная площадь. (Слайд 3)
На улицах этого города можно увидеть самый разный транспорт, перечислите его (Слайд 4) (автобус, легковая машина, троллейбус, грузовая машина, маршрутное такси).
Чтобы увидеть весь этот транспорт, совсем не обязательно было ехать так далеко, он есть и в нашем городе. Но мы проделали такой длинный путь не случайно. В Москве можно увидеть транспорт очень для нас удивительный.
-Какой? (метро, трамвай) (Слайд 5) -Кто ездил?
-Как вы думаете, почему в нашем городе нет метро, трамваев?
Город Москва стоит на реке Москва. На чем можно путешествовать по реке? (Слайд 6)
-Кто катался на речном трамвайчике? Что можно перевозить по воде? (грузы)
Наше путешествие закончилось, пора возвращаться домой. У нас мало времени, давайте воспользуемся услугами самого быстрого транспорта.
Какой это транспорт? (самолёт) (Слайд 7)
Посмотрите на доску. Сколько изображений разного транспорта у нас появилось! Сравните.
Разделите его на 4 группы. По какому признаку сравнивали? (по месту передвижения)
(Все картинки распределяют на группы.)
Физкультминутка. (Приложение 5)
IV. Открытие нового знания
-Что бы выполнить следующую классификацию транспорта предлагаю поработать в группах и выполнить задания, которые я для вас приготовила.
(Приложение 2)
-На какие группы разделили транспорт? Что отнесем к личному транспорту? (выбор с доски) Общественному? По какому признаку сравнивали? (кому принадлежит, кто пользуется)
Интересный факт.
Первый автобус перевозил 8 пассажиров.
Для чего люди используют транспорт? (грузы, пассажиры)
Распределите картинки с изображением транспорта на эти две группы, как их можно назвать?
Интересный факт.
Первые поезда появились в Европе на рубеже XVII—XVIII веков и представляли собой вагонетку, приводимую в движение лошадью.
Неподписанным остался еще 1 прямоугольник. Про какие машины мы еще не говорили? Прочитайте о них на стр. 115 учебника и приготовьтесь выполнить задание после текста на этой странице.
-Как назовем эту группу транспорта?
- Какие машины туда включим?
-По каким телефонам вызывают специальный транспорт, кто это должен делать? Что нельзя делать?
Интересный факт.
Проблесковый маячок (в просторечии мигалка) — один из типов специальных световых предупреждающих огней (спецсигнал), устанавливаемых на крышу транспортного средства или над ней. Служат для предупреждения участников движения, определения приоритетности движения и дают иные привилегии либо предупреждают других участников дорожного движения.
Назначение цветов проблесковых маячков в России:
Синий — устанавливается на автомобили экстренных служб.
Красный — в дополнение к синему устанавливается на автомобили ГИБДД.
Оранжевый (жёлтый) — устанавливается на автомобили коммунальных служб, автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы.
Бело-лунный — устанавливается на инкассаторские автомобили и используется для привлечения внимания при нападении.
-Представьте, что мы - пассажиры общественного транспорта.
Рассмотрите ситуации и сформулируйте правила поведения в общественном транспорте, которые в этих ситуациях надо выполнять. Поработаем в группах. (Приложение 3)
V. Применение нового знания.
У нас на доске появились три схемы. Почему? (мы разделили весь транспорт на три группы, используя разные признаки).
-Любому виду транспорта можно дать характеристику из трёх пунктов.
Вернёмся к началу урока. Дадим характеристику мотоциклу из трёх пунктов, пользуясь этими схемами.
- Вспомните, какую характеристику вы смогли дать мотоциклу в начале урока, сравните ее с той, которую дали в конце.
Теперь вы выбирайте машину и, работая в паре, дайте ей характеристику из 3 пунктов. (Дети снимают любую картинку с доски, обсуждают, затем выслушиваем ответы)
VI.Итог урока.
Рефлексия.
Довольны ли вы своей работой? Что нового узнали о транспорте? На какие вопросы ответов ещё не нашли?
Д.З.
Подготовить рассказ о специальном транспорте, которому не давали характеристику на уроке.
Рабочая тетрадь на печатной основе (А.А.Плешаков) стр. 44, задание 2.
Используемые источники:
1.Поурочнык разработки по курсу Мир вокруг нас. О.В.Казакова, Н.А.Сбоева., «ВАКО», Москва 2003
2. Интернет-ресурсы Физминутка «Дорожная» Автор: Доброгорская Г.В., г. Киев