-воспитывать доброжелательность при работе в парах.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, игровой, информационный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, видеозапись, круги, полоски, карточки для самостоятельной работы, мандарин.
Предполагаемый результат: учащиеся научаться читать, записывать и сравнивать дроби.
Коммуникативные УУД:
1) развивать умение слушать и понимать других;
2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) развивать умение высказывать своё предположение, открывая новые знания.
2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) учить планировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) развивать умения извлекать информацию из текста, схем;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) учить делать выводы на основе анализа объектов;
4) учить обобщать и классифицировать по признакам.
Личностные УУД:
1) формировать положительное эмоциональное отношение к школе, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент:
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
И внимательно считать.
2.Устный счет:
- Я называю выражения, а вы записываете только один ответ:
8 х 3 = 24 -А
6 х 3 = 18 - П
3 х 9 = 27 - Е
5 х 5 =25 - Л
64 : 8 = 8 - Ь
3 х 4 = 12 - С
16 : 4 = 4 - И
3 х 7 = 21 - Н
(По щелчку появляется шифр, с помощью которого определяется ключевое слово.) (Слайд)
4 8 12 18 21 24 25 27
И Ь С П Н А Л Е
- На экране появился шифр, который поможет нам разгадать ключевое слово. Отгадайте его. (Апельсин). (Слайд)
(По щелчку происходит проверка задания - появляется картинка "Апельсин")
3. Постановка темы:
- Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математики? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
(Просмотр мультфильма "Апельсин")
- Что пришлось делить героям мультфильма? (Апельсин)
- Почему? (Апельсин только один, а их много)
- Почему рассердился волк? (Ему не досталось апельсина)
- В чем его ошибка? (Он не умеет дружить)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (Долька)
- Где в жизни вы встречали это слово? (Долька мандарина, апельсина)
- В математике такие части от целого называются доли.
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня на уроке, какова тема нашего урока? (Доли) (Слайд)
- Какую цель перед собой поставим? (Слайд)
( 1. Учиться образовывать и называть доли.
2. Учиться записывать доли.
3. Учиться сравнивать доли.)
4. Работа над новым материалом:
- На столах у каждого из вас лежит круг и ножницы. Нам нужно с вами разделить эту фигуру на 2 равные части. Но сначала давайте повторим правила работы с ножницами. (Слайд)
Работайте хорошо отрегулированными ножницами;
Следите за движениями лезвий во время резания;
Не оставляйте ножницы раскрытыми;
Передавайте ножницы кольцами вперед;
Не машите ножницами, не подносите к лицу;
Используйте ножницы по назначению;
После окончания работы храните ножницы всегда в определенном вместе.
а) - Разрежем фигуру на две равные части.
(Учащиеся разрезают, учитель тоже выполняет вместе с детьми)
- Как будем разрезать? (Пополам)
- Как сказать по-другому? (На две равные части)
- Проверьте, действительно ли равны у вас части. Как это сделать? (Наложить одну часть на другую)
- Можно сказать, что половина торта - это одна вторая доля торта.
б) - Сейчас разрежем торт на 4 равные части.
- Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам)
- Какую долю торта мы получили? (Четвертую)
- Когда мы "делим" в математике числа, то используем знак (:). (Слайд). Но в математике есть еще один знак деления. Он называется дробная черта и записывается вот так (--) (Слайд) и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Число под чертой обозначает, на сколько частей разделили торт, а над чертой - сколько таких частей взяли. (Слайд)
- При чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода - одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное - вторая, третья, четвертая, восьмая и т. д. (Слайд)
Историческая справка: Современная система записи дроби была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас стали арабы. И общепринятой эта запись стала лишь в 16 веке.
- Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
5. Физминутка
"Внимательные глазки"
6. Работа над задачей (Слайд)
(Работа по слайду и запись неравенства в тетради)
Задача 1: Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой, если они поделили поровну? (1/2)
- А если мышек будет 4? (1/4)
- Сравните получившиеся доли. Объясните, почему вы так решили.
(1/2 1/4: Чем больше число, на которое делим целое, тем меньше полученная доля)
7. Работа с учебником
с. 92 № 1 (2)
- Прочитайте задание.
- Начертите у себя в тетради квадрат со стороной 6 см. (Слайд)
- Разбейте его на 6 равных частей. (Слайд)
- Какая получилась доля? (1/6)
- А сейчас я вам покажу, как правильно записывать доли в тетради.
(Учитель объясняет на доске)
-Для записи доли нам понадобится две клетки. Сначала проводим дробную линию. Затем записываем число над чертой. Кто запомнил, что показывает число над чертой. (Сколько долей взяли)
- Какую цифру будем писать? (Один)
- А затем записываем число под чертой. Что это число показывает? (На сколько частей поделили целое)
- Какую цифру будем писать? (6)
- А теперь разделите каждую 1/6 часть квадрата еще на 2 равные части. Какая часть получилась. (1/12)
- Закрасьте 1/12 долю квадрата другим цветом.
8. Самостоятельная работа:
-Мы много работали над новой темой урока и я хочу проверить, поняли ли вы как образуются, называются и записываются доли.
- Для этого я для каждого приготовила карточки, положите их перед собой, внимательно прочитайте задание. Если нет вопросов, можно приступить к работе.
Проверка:
- А теперь обменяйтесь карточками по вариантами проверьте работы. Если нет ошибок, то карандашом поставьте оценку 5, если одна или две ошибки, то оценку 4.
Внимание на экран. (Слайд)
9. Рефлексия
- Пока мы с вами изучали новую тему урока, наш вопросик не случайно одел поварский колпак. Он успел приготовить для нас торт и разложить каждому по кусочку. У вас у каждого на парте лежит один маленький кусочек торта. А нас в классе 16 человек. Какая часть торта у вас лежит на столе? Я предлагаю вам собрать каждому из этих кусочков один большой целый торт.
(Ученики выходят к доске и собирают торт) Звучит музыка
- Вот точно так же, как кусочек торта является маленькой частью целого торта, так и каждый из вас является маленькой частью одного большого дружного класса.
- Какова была цель нашего урока?
(Узнать о долях, научиться находить эти доли, учиться читать, записывать и сравнивать доли)
- Эта цель была достигнута?
- А теперь оцените свою работу на уроке. Все ли вам было понятно или нет, со всеми заданиями справились или нет. Поднимите соответствующий смайлик.
10. Домашнее задание
(Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания)
с. 93 № 3, 7, 9 (Слайд)
- Спасибо за внимание, за дружную работу, до свидания! (Слайд)
Резерв:
Задача 2: Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой? (1/3)