Актуализация знаний учащихся | Актуализировать (личностные) изученные способы знаний | - Ребята, для того, что бы мы с вами узнали какова тема нашего урока, я включу отрывок песни, который нужно внимательно прослушать. Песня Анны Вески - Листья Жёлтые: Листья жёлтые Над городом кружатся С тихим шорохом Нам под ноги ложатся И от осени не спрятаться Не скрыться Листья жёлтые Скажите, что вам снится? -Ребят, а о каком времени года идет речь? - А какие признаки осени вы услышали в песне? - А какие еще признаки осени мы можем с вами наблюдать на улице? - Верно. Думаю каждый из вас испытывает разное настроение, глядя на падающие листья, осеннее хмурое небо, улетающих на юг птиц. - Как вы думаете, а может ли быть настроение у самих листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня на уроке познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Листья». | Дети слушают - о осени - Осенние листья; желтые листья. - Дни становятся холоднее, птицы улетают на юг, некоторые животные готовятся к спячке, насекомые засыпают. - может, листья предстают перед нами как живые существа, которые чувствуют и мыслят. | Фронтальный опрос, беседа. | Познавательные ( строить высказывания в устной форме; выделять существенную информацию; ) Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию) Регулятивные (оценивать правильность выполнения действий и их коррекция) Личностные ( формировать мотивационную основу учебной деятельности, интерес к новому учебному материалу) |
Открытие новых знаний | Формирование знаний по теме урока | Тема нашего сегодняшнего урока Федор Иванович Тютчев «Листья». Федор Иванович Тютчев – замечательный русский поэт, живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Федор Иванович вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, в котором листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Это произведение написано более ста лет назад. Послушайте его и постарайтесь почувствовать настроение листьев. Открываем стр. 94, внимательно следите за моим чтением. Стихотворение читает учитель - При прочтении стихотворения, какие картины вы представили? - Какие чувства оно у вас вызвало? - От чьего имени ведется речь в этом стихотворении? - Верно. Такой прием в литературе называется олицетворением – представление предмета в образе живого существа. - В этом можно убедиться прочитав отрывок, просмотрите внимательно стихотворение и зачитайте этот отрывок, 2-й абзац сверху. Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску. Из написанных на доске слов выберите те, которые характеризуют песнь листьев: медленная, печальная, легкая, легкомысленная, стремительная, озорная, энергичная. - Обратите внимание на определение «Зефир», которое есть в нашем словаре. – Как вы понимаете выражение «зефиры ушли»? - А что, по - вашему значит слово «докучный»? - Почему ветви названы докучными? - Какими словами можно передать настроение автора? - Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет собой уходящее лето. Поэтому и грустно, и радостно. Радостно от того, что он видит вокруг себя, грустно от того, что это ненадолго. -Какие строчки передают настроение радости? - Какие строчки передают настроение грусти? - Какие слова повторяются в последней части стихотворения? Найдите это в тексте. - Этот прием поэт использует, чтобы показать силу эмоций, нетерпения. - Ребят, как вы думаете, где нам необходимо поставить логическое ударение? -Какие необходимо сделать паузы? - Что нам необходимо подчеркнуть во 2 строфе, какие передать чувства? - С какими чувствами необходимо читать 3 часть стихотворения? Почему? - 4 часть – это накал эмоций. Обратите внимание, что каждое предложение оканчивается восклицательными знаками. - И сейчас, вы самостоятельно расставите построчные паузы. /// - очень длинная пауза, если стоит точка. // - длинная пауза, если стоит запятая. / - остановка в звучании в конце строки, если строка закончена и нет знаков препинания. - Прочитайте выразительно стихотворение, стараясь передать настроение автора. | - Лес. Деревья с желтыми листьями, птицы улетают на юг. Ветер уносит листья в небо. - чувства потери, расставания - от лица листьев - Читает ребенок Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. - Зефир- теплый южный ветер. «Зефиры ушли»- значит перестали дуть, ведь осенью чаще дуют холодные ветры. – Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие». Однокоренное слово к нему – докучать, что значит надоедать. (рассказывает ребенок) - Потому что, листьям захотелось разнообразия, смены обстановки. - Грусть, радость, восхищение, трепет… - Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе. - Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.
- «…Скорее, скорей!...», «Летите, летите!» - Возможно, показать силу эмоций, нетерпения. (шепотом проговаривают стихотворение первой части, чтобы расставить логическое ударение) - Построчные. - Чувства радости. - Грусть, стремительность к чему-то другому. зачитывают | Беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация. | Познавательные (построение речевого высказывания в устной форме) |
Рефлексия учебной деятельности | Проанализировать деятельность учащихся в ходе урока | Сегодня на уроке мы познакомились с произведением Ф.И.Тютчева «Листья» - И теперь мы вернемся с вами к вопросу, который у нас был вначале. Как вы думаете, а может ли быть настроение у листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать? -Но только где? На партах у вас лежат смайлики, разных цветов, желтый смайлик обозначает, что сегодня на уроке вы работали хорошо, активно, помогали учителю. Зеленый что сегодня вы работали менее активно, но на следующем уроке будете работать лучше. Свои смайлики поднимете вверх. Ребята вы молодцы, спасибо вам за урок. | - Да могут. - В стихах, рассказах и в фантазии. | Беседа | Личностные (оценивание усваиваемого содержания) |