kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён в рамках методической недели начальных классов. Материал урока знакомит с жизнью в монастыре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ с презентацией»

Тема: Монастырь

Цель : создать условия для формирования у детей представления о православных

монастырях, о монашеской жизни, об умении самостоятельно делать свой

выбор; формировать умение отбирать главное, синтезировать, оценивать

услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению

данного материала, формировать умение выражать свои мысли в оценочном

суждении, строить монологическое высказывание; развивать умение

самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками;

воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к

православным святыням России.

Оборудование: презентация, листы урока, таблички для кластера

Ход урока

  1. Орг нач урока

    1. Самоопределение к деятельности

Китайская пословица гласит:

«Я слышу- я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю -я понимаю»

Исходя из смысла слов этой пословицы попробуйте сказать, чем будет заниматься каждый из вас на уроке. (Мы будем и слушать, запоминать и рассуждать.)


(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)


II. Введение в тему урока

1.Беседа с учащимися по вопросам

- Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

2. Ресурсный круг

- что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

- но на картинке вы видите не храм. Кто может сказать, как называется это строение?

- кто может назвать тему нашего урока (монастырь – табличка на доске)

-Сформулируйте цель нашего урока в форме вопросов (т. е. какие знания мы должны получить на уроке)

На доске вопросы:

-Что такое монастырь?

-Кто живет в монастырях?

-Чем занимаются в монастырях?

-Приносит ли радость людям жизнь в монастырях?

Вот эти вопросы помогут нам достичь цели. Сегодня на уроке вы будете работать в паре. Вам в течение урока предстоит заполнить рабочий лист нашего урока. Ваши записи помогут вам подвести итог урока.


III. Работа по теме урока.

1. Что такое монастырь?

Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.

С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.


На Руси монашество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

Современному человеку монастыри нередко представляются загадочными объектами: хранителями православных традиции, держателями исторических тайн, притягательными в визуальном плане архитектурно-художественными комплексами. Одних влечет в монастыри простое любопытство желание увидеть, почувствовать, постичь что-то новое, неизвестное в суматохе мирской жизни. Другие, посещая монастырь, надеются ощутить особую атмосферу места, где возносится молитва, которая отмечена Господом Богом, его благодатью. При этом с каждым годом все больше и больше людей едут в монастыри с четким и осознанным желанием помолиться у чудотворных и особо чтимых икон, приложиться к ним. Подумать и сравнить свою, нашу и их праведную жизнь.

Монастыри были также распространителями просвещения на Руси. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. При монастырях рано стали заводиться библиотеки и школы для обучения грамоте. Одним из центров русской книжности был Кирилло-Белозерский монастырь.

  • Крупные средства монастыри тратили на благотворительность. В один из голодных годов Пафнутьев монастырь кормил ежедневно до 1000 людей. Возле монастырей были устроены богадельни и больницы.

Некоторые из обителей окружали себя каменными стенами и служили надёжным оплотом против неприятелей, как, например, Псково-Печерский монастырь.


Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют основу жизни любого монастыря. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.

(заполнение кластера – духовное место: особый мир..)


А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … (монах).


2. Построение исследования. Кто такой монах?

- стр. 80 – абзац … Монах (монахиня)

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

( заполнение кластера – монах)


- Абзац закончился словом призвание. Оно нам ещё не встречалось. Каков его смысл?


3.Призвание

Притча о призвании.

Однажды Садовник сказал Писателю:

- Подарить тебе идею для сюжета? Самому мне писать недосуг, да и не умею толком, а у тебя выйдет прекрасный роман!

- Как мне отблагодарить тебя? — воскликнул Писатель, — О! Придумал! Возьми в дар мой огрызок яблока! В нем с полдюжины семечек: у меня они пропадут, а ты вырастишь прекрасный яблоневый сад!


Призвание – это ваш смысл жизни.

Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

Все выглядит так, как будто Бог создал для человека какую-то задачу, уклонение от которой – будет виной перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

- Вы хотели бы найти свое призвание? (Ответы учащихся).

- в чём призвание монаха?

(заполнение кластера – призвание быть монахом)


4. Жизнь в монастыре


- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

- Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. 

Их главное правило «Трудись и молись». Как вы его понимаете? ( для монахов эти два слова неотделимы друг от друга)


Христианская притча


Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

— Быстрее, я опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном из вёсел написано «молись», а на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил пассажир.

— Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что нужно молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться, — это не обязательно. Никому это не нужно. Зачем же тогда терять время на молитву?

— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом.

Лодка закружилась на месте.

— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд. Отсюда и вывод: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, нужно крепко держать в руках оба весла: молиться и трудиться.

(заполнение кластера – трудись и молись)

5. Как стать монахом.

- легко ли стать монахом?

- Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

- (Работа в парах). Откройте страницу 81 – 82 ( до слов.. Монашество есть не только …) учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в рабочий лист.

(Предполагаемый ответ: 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени.


- Какого человека можно назвать счастливым: бедного или богатого?

-Почему на один вопрос вы даете различные ответы? (Счастье каждый понимает по-разному: материальное и духовное.)

- стр. 82 притча о царевиче Иоасафе. (актуальность в наши дни)(Надо уделять больше внимания своей душе, беспокоиться о богатстве души, чтобы оставить след в душах других людей)

- счастлив ли монах?

- что для счастья надо монаху? ( стр. 82 притча в рамке)- нестяжание

- Какие черты характера воспитываются в монастыре?

(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе. Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании как старшим, так и друг другу.


СУД: любого человека и в любом возрасте можно заставить стать монахом


-Можно ли принудить человека стать монахом? В каком возрасте можно стать монахом? (стр. 83..со слов «Не всегда монахами …)


6. Облачение монахов.

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?


- Давайте создадим словесный портрет монаха ( стр. 81 вверху, как вы думаете, что и как называется – подпишите на картинке)

Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве


IV. Итог урока

0 В течение урока вы совместно заполняли кластер «Монастырь».

Кластер «Монастырь».




1. Самостоятельная работа (тесты)

- дополним кластер связными ответами из тестов

Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.


2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.


3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь

1) скучна, так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.


4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.


Рефлексия деятельности

- Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?

-Принёс ли вам радость совместный труд на уроке? Почему вам было радостно?

( помощь товарища в момент незнания)

- какая работа на уроке вам больше всего понравилась?

-Достигли ли вы своей цели на уроке?

- хотелось бы вам услышать сейчас от кого-нибудь благодарность? От кого? За что?

Домашнее задание: Составьте дома, вместе со своими родными, правила поведения в монастыре.
























Рабочий лист урока

1. Кластер «Монастырь».

РАБОТА В ПАРЕ(этапы жизни в монастыре): ___________________________

______________________________________________________________________


2. Тесты.

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.


2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.


3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.


4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.






Притча о карандаше:


Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. "Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.


Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать себя в его руке.


Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.


Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.


Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.


И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от своего состояния, ты должен продолжать писать".


Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.


И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти 5 правил и никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть.











Однажды Садовник сказал Писателю:


- Подарить тебе идейку сюжета? Самому мне писать недосуг, да и не умею толком, а у тебя выйдет прекрасный роман!

- Как мне отблагодарить тебя? — воскликнул Писатель, — О! Придумал! Возьми в дар мой огрызок яблока! В нем с полдюжины семечек: у меня они пропадут, а ты вырастишь прекрасный яблоневый сад!





В Египетской пустыне близ города Диолка в древности проживало множество монахов. Среди них своей святостью выделялся пресвитер авва Аммон.


Однажды во время литургии он увидел около жертвенника ангела, который что-то писал в раскрытой книге. Присмотревшись, пресвитер Аммон заметил, что ангел записывает имена причащающихся монахов. Имена же отсутствовавших за евхаристией вычёркивает. Подвижник подумал: «Что бы это могло означать?». Его недоумение разрешилось через три дня: все, кто отсутствовал за евхаристией, скончались.


Наверное, Господь решил, что больше незачем жить на земле христианам, забывшим своё призвание.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока ОРКСЭ с презентацией

Автор: Идрисова Елена Ивановна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Род и семья- источник нравственных отношений" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-rod-i-siem-ia-istochnik-nravstviennykh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "166484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422966481"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект урока и презентация по теме "Сердце Матери""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_i_priezientatsiia_po_tiemie_sierdtsie_matieri"
    ["file_id"] => string(6) "368276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481452845"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Методическая разработка по предмету ОРКСЭ (буклет, конспект урока, статьи, презентация)"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_predmetu_orkse_buklet_konspekt_uroka_stati_prezenta"
    ["file_id"] => string(6) "596951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1641464578"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по ОРКСЭ  (модуль ОСЭ) в 4 классе "Терпимость и терпение" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-orkse-modul-ose-v-4-klassie-tierpimost-i-tierpieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104332"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402683485"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему "Православная молитва" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-orkse-na-tiemu-pravoslavnaia-molitva"
    ["file_id"] => string(6) "107586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403334512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства