самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками;
воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к
православным святыням России.
Оборудование: презентация, листы урока, таблички для кластера
Ход урока
Орг нач урока
Самоопределение к деятельности
Китайская пословица гласит:
«Я слышу- я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю -я понимаю»
Исходя из смысла слов этой пословицы попробуйте сказать, чем будет заниматься каждый из вас на уроке. (Мы будем и слушать, запоминать и рассуждать.)
(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)
II. Введение в тему урока
1.Беседа с учащимися по вопросам
- Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).
2. Ресурсный круг
- что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?
- но на картинке вы видите не храм. Кто может сказать, как называется это строение?
- кто может назвать тему нашего урока (монастырь – табличка на доске)
-Сформулируйте цель нашего урока в форме вопросов (т. е. какие знания мы должны получить на уроке)
На доске вопросы:
-Что такое монастырь?
-Кто живет в монастырях?
-Чем занимаются в монастырях?
-Приносит ли радость людям жизнь в монастырях?
Вот эти вопросы помогут нам достичь цели. Сегодня на уроке вы будете работать в паре. Вам в течение урока предстоит заполнить рабочий лист нашего урока. Ваши записи помогут вам подвести итог урока.
III. Работа по теме урока.
1. Что такое монастырь?
Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.
С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.
На Руси монашество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.
Современному человеку монастыри нередко представляются загадочными объектами: хранителями православных традиции, держателями исторических тайн, притягательными в визуальном плане архитектурно-художественными комплексами. Одних влечет в монастыри простое любопытство желание увидеть, почувствовать, постичь что-то новое, неизвестное в суматохе мирской жизни. Другие, посещая монастырь, надеются ощутить особую атмосферу места, где возносится молитва, которая отмечена Господом Богом, его благодатью. При этом с каждым годом все больше и больше людей едут в монастыри с четким и осознанным желанием помолиться у чудотворных и особо чтимых икон, приложиться к ним. Подумать и сравнить свою, нашу и их праведную жизнь.
Монастыри были также распространителями просвещения на Руси. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. При монастырях рано стали заводиться библиотеки и школы для обучения грамоте. Одним из центров русской книжности был Кирилло-Белозерский монастырь.
Крупные средства монастыри тратили на благотворительность. В один из голодных годов Пафнутьев монастырь кормил ежедневно до 1000 людей. Возле монастырей были устроены богадельни и больницы.
Некоторые из обителей окружали себя каменными стенами и служили надёжным оплотом против неприятелей, как, например, Псково-Печерский монастырь.
Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют основу жизни любого монастыря. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.
(заполнение кластера – духовное место: особый мир..)
А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
В черном, с четками в руках, О душе своей в слезах Богу молится … (монах).
2. Построение исследования. Кто такой монах?
- стр. 80 – абзац … Монах (монахиня)
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
( заполнение кластера – монах)
- Абзац закончился словом призвание. Оно нам ещё не встречалось. Каков его смысл?
3.Призвание
Притча о призвании.
Однажды Садовник сказал Писателю:
- Подарить тебе идею для сюжета? Самому мне писать недосуг, да и не умею толком, а у тебя выйдет прекрасный роман!
- Как мне отблагодарить тебя? — воскликнул Писатель, — О! Придумал! Возьми в дар мой огрызок яблока! В нем с полдюжины семечек: у меня они пропадут, а ты вырастишь прекрасный яблоневый сад!
Призвание – это ваш смысл жизни.
Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.
Все выглядит так, как будто Бог создал для человека какую-то задачу, уклонение от которой – будет виной перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.
- Вы хотели бы найти свое призвание? (Ответы учащихся).
- в чём призвание монаха?
(заполнение кластера – призвание быть монахом)
4. Жизнь в монастыре
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
- Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Их главное правило «Трудись и молись». Как вы его понимаете? ( для монахов эти два слова неотделимы друг от друга)
Христианская притча
Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
— Быстрее, я опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном из вёсел написано «молись», а на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил пассажир.
— Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что нужно молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться, — это не обязательно. Никому это не нужно. Зачем же тогда терять время на молитву?
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом.
Лодка закружилась на месте.
— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд. Отсюда и вывод: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, нужно крепко держать в руках оба весла: молиться и трудиться.
(заполнение кластера – трудись и молись)
5. Как стать монахом.
- легко ли стать монахом?
- Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
- (Работа в парах). Откройте страницу 81 – 82 ( до слов.. Монашество есть не только …) учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в рабочий лист.
- Какого человека можно назвать счастливым: бедного или богатого?
-Почему на один вопрос вы даете различные ответы? (Счастье каждый понимает по-разному: материальное и духовное.)
- стр. 82 притча о царевиче Иоасафе. (актуальность в наши дни)(Надо уделять больше внимания своей душе, беспокоиться о богатстве души, чтобы оставить след в душах других людей)
- счастлив ли монах?
- что для счастья надо монаху? ( стр. 82 притча в рамке)- нестяжание
- Какие черты характера воспитываются в монастыре?
- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе. Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании как старшим, так и друг другу.
СУД: любого человека и в любом возрасте можно заставить стать монахом
-Можно ли принудить человека стать монахом? В каком возрасте можно стать монахом? (стр. 83..со слов «Не всегда монахами …)
6. Облачение монахов.
- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?
- Давайте создадим словесный портрет монаха ( стр. 81 вверху, как вы думаете, что и как называется – подпишите на картинке)
Клобук -именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Чётки- называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
IV. Итог урока
0 В течение урока вы совместно заполняли кластер «Монастырь».
Кластер «Монастырь».
1. Самостоятельная работа (тесты)
- дополним кластер связными ответами из тестов
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) ..у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь
1) скучна, так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
Рефлексия деятельности
- Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?
-Принёс ли вам радость совместный труд на уроке? Почему вам было радостно?
( помощь товарища в момент незнания)
- какая работа на уроке вам больше всего понравилась?
-Достигли ли вы своей цели на уроке?
- хотелось бы вам услышать сейчас от кого-нибудь благодарность? От кого? За что?
Домашнее задание: Составьте дома, вместе со своими родными, правила поведения в монастыре.
Рабочий лист урока
1. Кластер «Монастырь».
РАБОТА В ПАРЕ(этапы жизни в монастыре): ___________________________
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
Притча о карандаше:
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. "Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать себя в его руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от своего состояния, ты должен продолжать писать".
Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.
И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти 5 правил и никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть.
Однажды Садовник сказал Писателю:
- Подарить тебе идейку сюжета? Самому мне писать недосуг, да и не умею толком, а у тебя выйдет прекрасный роман!
- Как мне отблагодарить тебя? — воскликнул Писатель, — О! Придумал! Возьми в дар мой огрызок яблока! В нем с полдюжины семечек: у меня они пропадут, а ты вырастишь прекрасный яблоневый сад!
В Египетской пустыне близ города Диолка в древности проживало множество монахов. Среди них своей святостью выделялся пресвитер авва Аммон.
Однажды во время литургии он увидел около жертвенника ангела, который что-то писал в раскрытой книге. Присмотревшись, пресвитер Аммон заметил, что ангел записывает имена причащающихся монахов. Имена же отсутствовавших за евхаристией вычёркивает. Подвижник подумал: «Что бы это могло означать?». Его недоумение разрешилось через три дня: все, кто отсутствовал за евхаристией, скончались.
Наверное, Господь решил, что больше незачем жить на земле христианам, забывшим своё призвание.