kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по предмету ОРКСЭ (буклет, конспект урока, статьи, презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены различные методические материалы : буклет ОРКСЭ, конспект урока, памятка для родителей, презентация по предмету, статья "Важные моменты работы с родителями по предмету ОРКСЭ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«????? ?????? ? ??????????»

Тема «Работа с родителями в рамках курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

Основа любого государства – это общественные институты. Семья – это своеобразная уменьшенная копия государственной модели.  Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики

Слайд № 3

Сегодня в нашем современном мире одной из самых острых проблем родителей и школ является проблема воспитания детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять законы нравственного поведения и любви к ближним. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо создать определенную духовный фундамент, построенный на взаимопонимании, уважении, доверии, доброте.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Слайд № 4

В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением ребенка. Это характеризует семью как фактор духовно-нравственного воспитания. В семье человек учиться любить, сопереживать и прощать, считаться с мнением окружающих, ставить интересы близких ему людей выше собственных. Семья дает человеку силы для реализации самых смелых проектов, помогает справиться с неудачами. И чем крепче семья, тем крепче государственная система всей страны.

Слайд № 5 ( семья +школа = человек)


Сотрудничество семьи и школы необходимо для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

      Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.



Главное в работе с родителями


  • повышение педагогической культуры в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста;

  • обеспечение наполнения всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения


Каким же образом можно привлечь родителей?

Слайд №6

Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:

  • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

  • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

  • углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Организация педагогической деятельности

с родителями.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

Слайд №7

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

   2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

      В реализации данного направления используются такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей, помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних заданий.

Слайд №8

    Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

    1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

    2. Оказание родителям помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям.





  Слайд №9

Подготовительная работа с родителями включает в себя различные формы, например, собеседование или родительское собрание. Их задача – создать установку на сотрудничество. Предполагаемыми результатами в таком случае будут мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения содержания курса их детьми. И начинать такую работу нужно, по моему мнению, с родительского собрания.

     На первом родительском собрании необходимо ознакомить родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответить на возникшие у родителей вопросы.

     Также должно быть проведено анкетирование, которое покажет определение модуля родителями.



В ходе работы с родителями могут быть выявлены проблемы недостаточного понимания определенной частью родительской общественности целей введения данного курса, взаимосвязи его с общей системой воспитательной работы. В отношении возможности оказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения

не допускается.

Слайд №10

Основной этап

Проведение родительского собрания

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний

в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей.






Регламент проведения родительского собрания рекомендуется построить по след. плану:


  • вводное выступление представителя администрации;

  • представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули.

  • представление учителей-преподавателей;

  • ответы на вопросы, уточнения,

  • заполнение заявлений

След. шагом может быть организация работы постоянно действующего лектория по вопросам духовно - нравственного просвещения.

Слайд № 11 и слайд 12

В рамках лектория нужно проводить встречи с родителями, педагогами, настоятелями церкви. Желательно, чтобы с разъяснениями  выступал именно тот педагог, который в дальнейшем будет преподавать курс детям. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы. Можно предложить родителям встретиться с теми родителями, у которых уже вёлся этот курс, и услышать их мнение

Далее могут быть организованы открытые уроки, внеклассные мероприятия по данной тематике, в числе которых немаловажную роль играют совместные экскурсии в музеи, храмы, памятные места.

Слайд № 13

Следующий шаг – привлечь родителей к активной работе.


Чем могут помочь родители?


Они могут помочь детям составить рассказ, написать эссе, сделать подборку иллюстративного материала, творческо-исследовательскую работу, организовать экскурсию, а также принять участие в итоговом мероприятии.

Члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечают в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных чертах семейного уклада. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить и родители, и дети. Можно пригласить родителей на открытые уроки и внеклассные мероприятия. Когда родители увидят результат своих усилий, они не останутся равнодушными, а дети почувствуют, что они не одиноки, что родители их поддерживают и понимают.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. 
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями,

а соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.


Слайд 14


На собрании необходимо предложить родителям «Памятку для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур

и светской этики».



Совет 1.

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка. Вы и есть главный для ребенка воспитатель.



  Совет 2.

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

 Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

   Совет 4.

Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

   Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Вывод

Слайд №15 (концовка)

Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.



Желаю вам плодотворного сотрудничества в рамках образовательного процесса.











Просмотр содержимого документа
«????? ???????»

Родителям о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)


Общие положения


Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях введено преподавание комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), состоящего из 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».



Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры представит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

Курс ОРКСЭ является обязательным учебным предметом в 4 классе.


Основная задача курса ОРКСЭ


Формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитания толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.


Что будут изучать школьники?

Каждый из 6 модулей разделяется на 4 блока. Два первых блока школьники изучают в последней четверти 4 класса:

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час);

Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3 и 4 блоки в 1 четверти 5 класса:

Традиционные религии и этика в России (13 часов);

Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).


Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Зачем в школе вводится новый предмет
«Основы религиозных культур и светской этики»?


Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни:

Что такое человек?

В чем смысл жизни?

Почему надо следовать добру и избегать зла?

Как правильно строить отношения с другими людьми?

Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы?

И почему они необходимы людям?


Советы родителям

  • отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка;

  • разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроке;

  • проводите беседы с детьми о духовности и нравственности.

  • внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка;

  • воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения;

  • поддерживайте ребёнка в понимании важности нравственности для полноценной человеческой жизни.






Просмотр содержимого документа
«???? ?? ???????? ????? ?????? ? ???????? ? ?????????»




МБОУ общеобразовательный лицей №33, г. Иваново ул. Багаева 38/17


Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы православной культуры»

в 4 классе на тему: «Любовь и уважение к Отечеству».


Педагог: Деребизова Оксана Николаевна.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Автор учебника: А. В. Кураев.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развитие универсальных учебных действий на основе усвоения предметных знаний.

Задачи:

  • создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине;

  • сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;

  • сформировать первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства;

  • заинтересовать детей изучением истории,  жизни людей;

  • расширить представления детей о стране, в которой они живут;

  • развивать любознательность, эрудицию ребенка, культуру общения, речь, мышление;

  • воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру.  

  • реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением;

  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.





УУД, формируемые на уроке.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке на каждом этапе урока;

  • формулировать учебные задачи;

  • работать по предложенному плану, инструкции;

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • осуществлять самоконтроль;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке, наблюдать и делать выводы;

  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • владеть  диалогической формой речи;

  • учитывать разные мнения;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договорённости и согласование общего решения.

Оборудование и технические средства обучения:

ПК, интерактивная доска, учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры», презентация, аудио.


Наглядные пособия: карточки для словаря, выставка книг о России, портреты героев России, великих людей; листы с заданиями для групп, аудиозаписи.

Ключевые слова: Родина, Россия, Отчизна, Отечество, патриот, патриотизм, родная сторона.


Рабочие материалы для обучающихся: листы с заданиями.


Планируемые результаты: учащиеся узнают, как осуществлялась подготовка в старину к взрослой жизни детей в России; познакомятся с занятиями детей в ивановской области в давние времена.


Литература:

  • С.Л. Сон, Е.В. Чинаева, А. М. Чистых «Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю»,

  • «Ивановский край в истории Отечества: Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса/ К.Е. Балдин, В.Г. Барвенко, Г.В. Иванов; под ред. К.Е. Балдина; метод. обеспечение - Е. Д. Ерискина.- И. Д «Ерискина.-Иваново: ИД» Референт», 2007,

  • «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов.

  • Е. В. Саплина, А. И. Саплин «Символы моей страны» Москва, 2007;

  • Т. А. Шорыгина «Наша Родина-Россия» Москва, 2011;

  • И. В. Синова «Народы России. История и культура, обычаи и традиции». Санкт-Петербург, 2010.


Аннотация к уроку.

На данном уроке получают первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства. На данном уроке формируются основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.Вопросы и задания призваны создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.




п/п

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

I

этап

Орг. момент

Цель: создание условий для осоз-нанного вхождения учащихся в урок.

Эмоциональ

ная, психологическая мотивацион-ная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала
.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа,

Вместе мы одна семья.


-Итак, урок «Основы православной культуры».


Примечание.

Аудио запись со словами «Все готовы, начинаем, слушать и запоминать».

Демонстрируют готовность

к уроку, организуют рабочее место.



Личностные: готовность и
способность к саморазвитию и мотивация к
познанию нового, идентификация себя с позицией школьника.


II

этап

Мотива-ция (самопределение)

к учебной деятельности.

Цель: включение и моти-вирование учащихся в учебную деятель-ность.






















































-Дополните фразы, пользуясь словами для справок.


Урок мы будем…….

Информацию из урока……….

Точку зрения…..

На вопросы……..

И, конечно без сомненья,

Речь при этом……….

Слова для справок: изучать, высказывать, извлекать, отвечать, развивать.


Примечание

Карточки со словами появляются на доске.

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?


- Как должна проходить наша работа, чтобы урок оказался полезным?


-Какими будут задачи урока?














- Итак, в добрый путь, ребята.


- С чего мы начинаем каждый наш урок?


- Нужно ли повторять пройденный материал?

- Для чего?



Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем.


Приложение №1


На уроке «Основы православной культуры» я познакомился с такими понятиями____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



-О чем вам интересно было бы узнать в дальнейшем?


-Вы определили значение для человека знания духовных идеалов, моральных норм своей страны.


-Наш урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.




Ответы детей.









Ответы детей.


Надо поставить задачи.

1.Узнать новые сведения.

2. Поработать

с текстом.

3.Будем учиться думать.

4.Будем работать сплочённо.



С повторения.


Повторять нужно для того, чтобы знания были крепкими.





Религия, духовные идеалы, моральные нормы, жизнь и вера предков.


Ответы детей.







Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступают в дилог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимаю

его важности.


I I I


этап

Формиро

вание новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.

Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.



Слайд №2

















Слайд №3











Слайд №4




























Работа с таблицей.

































Получение информации.



























Работа со стихотворе-нием С. Сон «Иваново».

























Слайд №5













Работа со стихотворением С. Сон «Иваново».












































































Чтение стихотворе

ния А. С. Пушкина.






Работа в группах.




























Правила работы в группах.












Самооценка.
























Анализ выполненной работы.


























Сравнение по эталону.







































Работа со словосочета

ниями.
























Работа по учебнику.



















Гимнастика для глаз.




























Работа с оценочным листом.


























Слайд №7






Слайд №8 (а)















Слайд №8 (б)




























Слайд №9











Слайд №10






Слайд №11

















Работа со стихотворением «Росс» ивановской поэтессы Елены Макаровой.










































































Слайд №12

Слайд №2

Примечание.

2 фраза появляется по щелчку




-Прочитайте диалог ребят.

Мальчик

Я сегодня услышал пословицу «На родной стороне весна красна». И никак не пойму, о чём в ней говорится?

Девочка: Как о чём? О родной стороне.

Мальчик: А что такое родная сторона?

Учитель

-Действительно, ребята, что такое родная сторона?


Слайд №3

Примечание

Звучит 1 строчка песни «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера)


-Какие образы возникли после слушания этого фрагмента?


Примечание.

Название песни не сообщается.


Слайд №4

Примечание

Картинка №1 появляется автоматически,

2,3,4, картинки по щелчку в соответствии

со строчками песни, 5,6,7 –автоматически.



-Какое настроение, какие чувства возникли у вас во время слушания и просматривания слайдов?


-Какое ключевое слово в песне?

- Подтвердите свой ответ словами из песни.




-Знаете ли вы название песни?

-Песня имеет название по первой строчке «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского,

муз. В. Баснера)


-О чём пойдёт сегодня речь на уроке?


Примечание.

На доске открывается слово «Родина».


-Одно из ключевых слов на уроке будет слово «Родина».

Перед вами таблица.

-Заполните колонки.

Приложение №2

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Словарь

















-Проверим заполнение таблицы.




- Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?


Примечание: по результатам 2 колонки составляется примерный план урока.


-Как можно получить ответы на эти вопросы?


-Что обозначает слово Родина?


Примечание.

-Детям, которые подняли руку, предложить ответить на вопрос: «Где бы хотел (а) применить свои знания?»





-Детям, которые не подняли руку, спросить: «Почему ты не поднял руку?».





По результатам опроса дети распределяются в группы.

1 группа - дети, которые знают ответ на вопрос и готовы поделиться информацией с одноклас-сниками. К ним могут подойти те, кто не знает точный ответ на вопрос.

2 группа - ищут определение слова в словаре.

3 группа - дети, которые знают ответ на вопрос и готовы составить синквейн.


Приложение №3


Памятка при составлении синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)






Синквейн.

Родина.

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________


Подведём итог.

-Что обозначает слово «Родина»?

1.Отвечают те ребята, которые от одноклассников узнали ответ на вопрос.

2. Отвечают те ребята, которые узнали ответ на вопрос из словаря.

3. Отвечают те ребята, которые составляли синквейн.


-Какой способ получения информации вам кажется наиболее удобным?


-Как вы думаете, а  с чего начинается Родина для каждого из вас?


-Для всех людей на планете Родина начинается с того уголка, где он родился. А для нас с вами это, конечно, наш город Иваново.



Слайд №5


Примечание.

Песня должна звучать 1 куплет и припев.



-В какой книге мы можем узнать информацию

о нашем городе и найти стихи ивановских поэтов?






-Прочитайте стихотворение.

Примечание.

Чтение стихотворения (по абзацам) про город Иваново из книги С. Сон «Азбука юного ивановца или путешествие по родному краю».


Светлана Сон

Иваново.

На ситцах белоснежной россыпью
Больших ромашек дивный рай –
Шагает русской, гордой поступью
Берёзово-озёрный край.



Наш златоглавый град Иваново,
Мы здесь родились и растём,
Он молодеет с нами заново
И хорошеет с каждым днём.

Здесь всё знакомо, сердцу дорого:
И краски утренней зари,
И окон взгляд родного города,
И на деревьях снегири!

Нам дарит щедрое Иваново
Ветров шальную карусель,
И площадь Пушкина с фонтанами,
И песен звонкую капель.


Пускай мы скоро станем взрослыми,
В края иные улетим,
Но этот город с чудо - вёснами
В душе навеки сохраним!


-Какое чувство у вас возникает при чтении стихотворения?




-Каким же состоянием человеческой души наполняется наш урок?


Примечание.

На доске появляются слова.

Родина

гордость

уважение

любовь


– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Назовите их.



–Давайте подумаем, почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством? Родина – это Отечество, Отчизна.

Примечание.

На доске (в словаре) появляются слова.


Родина

Отечество

Отчизна

Россия

-Составьте из слов двух столбиков словосочетания.



Примечание.

-На доске появляется тема урока:

«Любовь и уважение к своему Отечеству».


Запишите тему урока на 2 строчке.

-Откройте учебник на с. 94

-Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина.


Пока свободою горим

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

-О чём говорится в стихотворении?







-Какое ключевое слово в стихотворении?


-Как вы понимаете фразу: «Пока сердца для чести живы»?


-К чему призывает Пушкин?



-Объясните значение этой фразы.


-Найдите глаголы в этом стихотворении, определите их число.




- На что хотел обратить внимание Пушкин, ставя глаголы во множественное число?







-Нужно ли объединяться всем вместе?

-Правильно, вместе мы сила.

-Сейчас вам предстоит объединение в группы.

Вспомним основные правила работы в группах.

  1. В группе должен быть организатор обсуждения.

  2. Каждый может высказать свою версию решения.

  3. Один говорит, а остальные слушают.

  4. Каждая версия обсуждается в группе.

  5. В группе согласуется общее решение.

  6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

-Задание находится в конвертах.


Примечание

Дети разделены на 4 группы.


Приложение №4

Задание.

1.Вставьте слова в круги в зависимости от их значения.

Карточки со словами: Москва, Россия, страна, планета, Земля, Иваново, школа, дом, родная сторона, столица.

2.Оцените свою работу в группе. Отметьте нужное место на линеечке первой буквой имени.





Почти всё Справился, Сделал сам,

сделали за меня. но допустил ошибки. без

ошибок.

Отчёт представителей групп.



-Представитель 1 группы, выходите и расскажите

о своей работе.


-Возникли ли трудности при выполнении работы?


-В чём возникли затруднения?


-Какие слова вы определили в голубой круг? Почему?



-Какие слова вы определили в зелёный круг? Почему?




-Какие слова вы определили в красный круг? Почему?





-Какие слова вы определили в жёлтый круг? Почему?


Слайд №6

-Посмотрите на эталон, сравните свои работы.


-Всю ли часть планеты Земля занимает Россия?


-Какой вывод можно сделать?


-Какое количество людей живет в России?


-Какие национальности живут в России?





Примечание.


Если дети затрудняются при ответе на эти вопросы, можно предложить следующее:

-В каких источниках информации мы можем получить ответы на вопросы?


Работа в группах.

Дети получают информацию из разных источников.

1 группа

Находят информацию в интернете.

2 группа

Находят информацию в книгах.

3 группа

Задаёт вопросы одноклассникам или учителю.

-Какой способ получения информации вам показался наиболее удобным?


Учитель читает строки

Россия – Родина моя,

Прекрасна ты и многолика.


-Наша страна многонациональная.

-Что объединяет народы, живущие в России?


Примечание

На доске, около заголовка «Народы России» выставляются карточки со словосочетаниями:

единая Родина, общая земля, общая история,

общие законы, общий язык, общие ценности, духовные традиции.



Комментарий учителя.

Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура.


-Прочитайте ещё раз тему урока.

-Чем же наполнен весь наш урок?




-Нашей страной гордиться и автор учебника.

-Сейчас вам будет предложено прочитать статью учебника.

-Какой вид упражнений мы выполняем, работая со статьёй учебника?






-С какой целью вы пользуетесь условными знаками?

Условные знаки при работе со статьёй.

(Приём «Инсерт»-чтение с пометками)

Метод «Инсерт»

V - это я знал

+ - это новое для меня

? - об этом я подумаю

! - очень важно

-Поработайте со статьёй учебника, используя условные знаки.

Гимнастика для глаз.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза.


-Какие условные знаки вы поставили?



-Какой вид работы можно сейчас организовать, чтобы проверить понимание прочитанного текста?




-Продолжаем работу с текстом. Найдите ответы на вопросы.


Дети 1ряда

  1. Что объединяет народы России?

  2. В чём проявляется ценность любви?


Дети 2 ряда

-Как складывались духовные традиции России?

Дети 3 ряда

1.Найдите определение новых, незнакомых слов.

-Расскажите о том, какую информацию вы получили, работая с учебником?


Приложение №5

Оценочный лист

Вопросы

Получил (а) информацию

Недостаточно информации

1. Что объединяет народы России?



2.В чём проявляется ценность любви?



3. Как складывались духовные традиции России?



3.Какие религиозные культуры существуют в России?



4.Новые, незнакомые слова.




Примечание.

Новые слова из рассказов детей записываются в словарь.

Слайд №7


Работа по учебнику.


-Как укреплялись традиции России?

-Что объединяет всех нас?


Слайд №8 (а)

-Наш урок пропитан любовью и уважением к Отечеству.

-Уточните, что значит любить Родину, любить своё Отечество.










Слайд №8(б)

-Уточните, что значит уважать Родину, уважать своё Отечество.


-Как называют человека, который любит, ценит и уважает свою Родину?


-Какое слово образовалось от слова «патриот»?


Примечание.

Если дети затрудняются ответить, можно предложить им найти определения похожих слов в толковом словаре.


-Запишите в словарь.



-Кем или чем может гордится каждый человек нашей Родины?







-О каких знаменитых людях вы можете дать сведения?


Слайд №9

-Назовите фамилии этих людей.



Примечание.

Учитель подводит к выводу о том, что многие люди сражаясь на поле боя, погибли безымянными.

В память об этих людях во многих городах есть могила неизвестного солдата.


Слайд №10


-Какие мероприятия проводятся в населённых пунктах России, чтобы осталась память о людях.



Слайд №11


Комментарий учителя к слайду.


Павел Алексеевич Белов - танкист. Его именем названа улица в центре города.


Николай Михайлович Хлебников - генерал. Его именем названа улица в 30-микрорайоне.


Александр Михайлович Василевский -маршал. Его именем названа одна из главных в городе.


-Многие люди поднимали Россию. Кто-то на поле боя, кто-то разрабатывая план действий, кто-то слагая песни и стихи о России.


-Предлагаю вашему вниманию стихотворение под названием «Росс» ивановской поэтессы Елены Макаровой.


Словарная работа.

-Всем ли понятно название стихотворения?



-В стихотворении встретится слово «колосс».

Определите значение слова.





-Объясните кто такой Бонапарт.








Примечание.

  1. Учитель даёт уточнения по французу Бонапарту.

  2. Учитель читает наизусть стихотворение.

Росс Елена Макарова


Здесь под крылами журавлей,

В туманах утренних полей,

При тихом шелесте берёз

Однажды появился росс.


Когда он юн и нежен был,

Когда росу с ладоней пил,

Тогда впервые рокот гроз

Услышал над собою росс.


Но с трепетом его уста

Коснулись алых ран Христа,

И первое движенье сил

В себе, как дар, он ощутил.

…………………………………….


Узнал он вес цепей и пут,

Прошёл сквозь дым измен и смут,

Но выдержал его хребет

Лихую ношу горьких лет.


Сюда, глаза подняв от карт,

Придвинул войско Бонапарт,

Но рухнул каменный колосс,

Когда навстречу вышел росс.


Он Гитлера звериный пыл

Ценою жизни остудил,

И зверь, рычавший на восток,

Под пулю положил висок.


Росс не однажды умирал,

В крови, поверженный, лежал,

Но целовал его Христос,

И снова

поднимался

росс.


- Ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и ураганы, потому, что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ встать на колени, потому что наш народ очень любит и уважает свою Родину.

-А что вы можете сделать в данный момент для своей Родины?

-Посмотрите видео-клип и послушайте замечательную песню «У моей России длинные косички» а втор музыки композитор Георгий Струве.

Слайд №12

Ссылка youtube.com/watch?v=YOWjfHpBjn8







Читают диалог по слайду.






Родная сторона-это место, в котором ты родился.




Ответы детей.






Смотрят слайд.




Ответы детей.


Родина.

С чего начинается Родина?


Ответы детей.




Будем говорить

о Родине, о любви

к ней.









Заполняют некоторые колонки таблицы.


Объясняют заполнение таблицы.


Ответы детей.





Ответы детей.



Ответы детей.




Хотел бы поделиться информацией с одноклассниками.


Возможный вариант:

«Я не знаю точного ответа».



Выполняют задания, получают ответы на вопросы.
































Ответы детей.


Ответы детей.


Ответы детей.



Ответы детей.



Ответы детей.








Смотрят виды города Иванова под фрагмент песни.


В книге С. Сон «Азбука юного ивановца или путешествие по родному краю



Дети читают стихотворение
































Чувство гордости за родную землю.


Гордостью, уважением, любовью.








Моя страна, государ-ство,Россия, Отечество, Отчизна.

Ответы детей.















Читают стихотворе

ние.










О друзьях, один из которых предлагает многое сделать для Отчизны.


Отчизна.


Ответы детей.


Посвятить души прекрасные порывы.

Ответы детей.

Горим, живы, посвятим.

Множес-твенное число.


Он хотел обратить внимание на то, чтобы все люди уважали свою Отчизну, защищали её.

Да, нужно.



Участвуют в диалоге.












Выполняют задание.

























Представи-тель группы предостав-ляет отчет о работе в группе.



Планета Земля.

Ответы детей.


Россия, страна.

Ответы детей.


Москва, столица.

Ответы детей.


Иваново, родная сторона. Ответы детей


Сравнивают по эталону.





Нет.


Ответы детей.

146 019 512 чел.

180 народов,

русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы,

армяне и др.


В книгах, энциклопедии

ях, в интернете, спросить у тех, кто знает, попросить помощь у учителя.


Ответы детей.















Единая Родина общая земля, общая история,общие законы общий язык, общие ценности, духовные традиции.










Гордостью за свою страну, уважением, любовью.





Разбиваем текст на части, пользуемся условными знаками.


Чтобы проанализи

ровать текст.







Работают со статьёй учебника.







Ответы детей.


Дополнительно поработать со статьёй,


Ответить на вопросы.


Работают со статьёй учебника.









1 ученик отвечает,

остальные дети делают пометки в оценочном листе.






















Новые слова из рассказов детей записываются в словарь.


Ответы детей.



Защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей,


Помнить, помогать, изучать, быть гостеприим

ным.

Патриот.



Патриотизм







Запись в словарь.


Людьми,

их делами, которые послужили на благо Отечества.



Ответы детей.




Мы не знаем.












Называют города, улицы, проспекты.























Росс-россиянин.


Колосс-статуя, колонна громадных размеров.


Ответы детей

Бонапарт-французский полководец, который со своей армией напал на Россию в 1812 году.




Слушают стихотворение









































Ответы детей.






Ответы детей.




Дети смотрят видео-клип про Россию.

Познаватель-ные: строят простые рассуждения,

Ориентируются в системе знаний, находят ответы на вопросы,

осуществляют логическое действие обобщение.

Регулятивные:

ставят учебную задачу, определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, высказывают свои предположения, фиксируют индивидуальное затрудне­ние в пробном учебном действии.

Личностные: осуществляют смыслообра-зование; оце-нивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответствен-ность за общее дело.

Коммуника-тивные:

обмениваются мнениями;

слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин-

формации; работают в коллективе, уважают мнение других участников образователь-ного процесса, излагают и аргументируют своё мнение.














































































































































IV

этап

Итог урока.

Рефлек-сия учебной деятель-ности.

Цель: обобщение полу-ченных на уроке сведений,

осозна-ние уча-щимися своей учебной деятельности, само-оценка.


-Получили ли вы ответы на вопросы, которые задавали себе в начале урока? Продолжите следующие фразы.


Я узнал…..

Самым интересным на уроке было…

Я задумался…

Меня заинтересовало….

Теперь я буду…..


- Каким способом вы получили новые знания?

-Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке в дальнейшей жизни?




















Познаватель-ные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятив-ные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к прио
-бретению новых знаний.


34



Просмотр содержимого документа
«?????? ?????»

Общие положения

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включает 6 модулей:  основы православной культуры,  основы исламской культуры,  основы буддийской культуры,  основы иудейской культуры,  основы мировых религиозных культур,  основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.

Содержательная часть

Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры представит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

.



Основная задача курса


Формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитания толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Организационное и методическое

обеспечение

В настоящее время курс ОРКСЭ вводится только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая.


Что будут изучать школьники?

Каждый из 6 модулей разделяется на 4 блока. Два первых блока школьники изучают в последней четверти 4 класса:


Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час);

Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3 и 4 блоки в 1 четверти 5 класса:

Традиционные религии и этика в России (13 часов);

Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).


Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей












Памятка

для родителей

о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур

и светской этики»

В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, от-

ветсьвенного и компетентного гражданина России.


Зачем в школе вводится новый предмет
«Основы религиозных культур и светской этики»?

Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными, духовными и этическими традициями.

Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни:

Что такое человек?

В чем смысл жизни?

Почему надо следовать добру и избегать зла?

Как правильно строить отношения с другими людьми?

Что это такое – нравственные заповеди и моральные нормы?

И почему они необходимы людям?









Вопросы и ответы

о преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

(далее - курс ОРКСЭ)

в общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)


Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

3. Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка — 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

4.Можно ли заменить 3-й час физкультуры изучением модуля курса ОРКСЭ?

В настоящее время около 70% обучающихся подвержены гиподинамии. В целях повышения двигательной активности школьников, укрепления и сохранения здоровья обучающихся с 2010 года во всех классах общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.

Правильная организация образовательного процесса, распределение уроков в течение дня и учебной недели в соответствии с требованиями СанПин положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Сокращение количества уроков физической культуры является нарушением действующего законодательства в сфере образования.

Какие учебники желательно использовать для изучения курса ОРКСЭ?

В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе. Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя в школе.

Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые должна будет решать система образования. Родителей они не касаются, родители полностью свободны в своем выборе.

Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 3 человека — изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти 2 предмета одному учителю?

Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).

При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Если в школе несколько 4-х классов и в каждом из них выбран определённый модуль, из этих подгрупп могут составляться учебные группы по этому модулю из учащихся нескольких 4 классов (не более нормативного максимального числа учащихся в классе). При этом вести разные модули (предметы) курса ОРКСЭ могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведёт один учитель, он может делать это в разное учебное время с разными группами учащихся.

Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от её численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку.

Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) в ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», лаборатория истории и культуры религий мира (http://unescomsk.ru/), ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (http://www.apkpro.ru/), ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/) или других образовательных центрах с получением установленного документа о успешном завершении обучения. Однако и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса ОРКСЭ, в том числе с учётом тех предметов, которые они ведут, профильной подготовки по отдельным модулям курса ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы светской этики» и др.). Такие профильные курсы повышения квалификации для учителей также реализуются.

В ближайшем будущем в вузах начнется систематическая подготовка учителей для преподавания религиозных культур, светской этики по программам профессионального педагогического образования (бакалавриат и др.). Решения о разработке и реализации таких программ предусмотрены в принятых государственных планах обеспечения введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки. На этапе апробации курса ОРКСЭ в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут светские учителя. Имея в виду под словом «светские», что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

С этим согласны и все религиозные организации (Русская Православная Церковь, исламские, буддистские, иудаистские), выступающие в этом проекте партнёрами государства, семьи и школы в обеспечении необходимого качества преподавания соответствующих религиозных культур, исключающего искажения, неточности в представлении религиозных традиций.

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое для работы в школе образование, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ нет необходимости. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Где можно посмотреть фрагменты «живых» уроков, а не просто статистику? Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?

Материалы уроков есть в Интернете на сайтах, где представлены итоги апробации курса ОРКСЭ в регионах в 2009-2011 гг., в которых он преподавался. Например, на сайтах органов управления образованием Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и т.д. Ссылка на сайты, на которых представлены материалы от регионов, имеются на портале для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям города Москвы: (http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056). На этом же ресурсе размещаются методические разработки московских учителей. Есть также специальные сайты, на которых размещены разработки уроков по модулям ОРКСЭ, например портал «Открытый класс»: (http://www.openclass.ru/) Сетевые образовательные сообщества. Оказание методической и консультативной помощи педагогам, реализующим курс «Основы религиозных культур и светской этики». Своими материалами готов делиться Клуб содружества учителей ОРКСЭ: (http://www.proshkolu.ru/club/orkisa/). В сети Интернет также представлены разработки коллективов и отдельных авторов. Много методических материалов представлено на центральном федеральном портале по ОРКСЭ, раздел «Методический кабинет»: (http://www.orkce.org/).

Материалы по отдельным модулям представлены на сайтах религиозных организаций, конфессиональных образовательных учреждений. Например, материалы по урокам православной культуры на сайте Общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры на портале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons).

Список основных обсуждаемых тем представлен в Примерной программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а полный список основных тематических единиц модулей ОРКСЭ дан в Приказе Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (поиск документов в сети Интернет по названиям).

Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Никаких закупок учебной или дополнительной литературы по всем модулям курса ОРКСЭ для семьи, родителей не требуется. Все необходимые пособия будут поставлены за счёт бюджета города Москвы.

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.



Регламент

выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики» (2013 г.)

(выдержки)


2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация выбора в образовательном учреждении должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения. Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе.

Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор (см. выше), воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.


2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей.

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.; официальные представители соответствующих религиозных организаций из числа представленных в Координационном совете города Москвы по введению ОРКСЭ, выразившие желание участвовать в собрании.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы всё равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Вести собрание должен представитель администрации (директор, заместитель директора).

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1) вводное выступление представителя администрации;

2) представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули (предметы) комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса.

Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе. В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральные перечни учебников, а по религиозным культурам желательно с учётом наличия их конфессиональной экспертизы. В частности, по модулю «Основы православной культуры» это учебники: Кураева А. (Просвещение), Костюковой Т.А. и др. (Дрофа), Бородиной А.В. (Русское слово), Янушкявичене О.Л. и др. (Русское слово), Шевченко Л.Л.

3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.

4) ответы на вопросы родителей, уточнения.

5) заполнение родителями личных заявлений (приложение).

Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например ГБОУ СОШ № 27 или ГБОУ ЦО № 1482; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.

Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;

6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся надо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.



Просмотр содержимого презентации
«??????????? ????? ????????»

«Основы религиозных культур и светской этики»    Из опыта работы  учителя начальных классов  МБОУ общеобразовательный лицей №33  Оксаны Николаевны Деребизовой Работа с родителями в рамках учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ общеобразовательный лицей №33 Оксаны Николаевны Деребизовой

Работа с родителями в рамках учебного курса

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики.

Вся семья вместе, так и душа на месте. взаимопонимание уважение доверие доброта тепло

Вся семья вместе, так и душа на месте.

взаимопонимание

уважение

доверие

доброта

тепло

Учится:  любить;  считаться  с мнением окружающих;

Учится:

  • любить;
  • считаться

с мнением окружающих;

  • сопереживать и прощать;
  • ставить интересы близких ему людей выше своих.
сотрудничество человек школа + семья =  создание условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка

сотрудничество

человек

школа

+

семья

=

создание условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка

Как привлечь родителей к учебной деятельности в рамках курса ? Создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата. Активизация позиции родителей во взаимодействии  со школой и расширение их представлений  о современной школе, её задачах и возможностях. Углубление и расширение личностно- ориентированного компонента общего образования за счёт использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного и духовного опыта.

Как привлечь родителей к учебной деятельности в рамках курса ?

  • Создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата.
  • Активизация позиции родителей во взаимодействии

со школой и расширение их представлений

о современной школе, её задачах и возможностях.

  • Углубление и расширение личностно- ориентированного компонента общего образования

за счёт использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного и духовного опыта.

Организация  педагогической деятельности  с родителями 1 направление Психолого-педагогическое просвещение родителей Формы работы: индивидуальные и тематические консультации; родительские конференции; педагогические практикумы и дискуссии. 2 направление Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса Формы работы:  дни творчества детей и родителей; день открытых дверей;  помощь в организации и проведении занятий; совместная творческая работа учащихся и родителей  по выполнению домашних заданий.

Организация педагогической деятельности с родителями

1 направление

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Формы работы:

  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские конференции;
  • педагогические практикумы и дискуссии.

2 направление

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

в рамках преподавания курса

Формы работы:

  • дни творчества детей и родителей;
  • день открытых дверей;
  • помощь в организации и проведении занятий;
  • совместная творческая работа учащихся и родителей

по выполнению домашних заданий.

Реализация данного проекта  Формы работы:  обращение ребёнка к членам  своей семьи; оказание родителям помощи  в подборе иллюстративного материала к занятиям, текстового материала.

Реализация данного проекта

Формы работы:

  • обращение ребёнка к членам

своей семьи;

  • оказание родителям помощи

в подборе иллюстративного материала к занятиям, текстового материала.

Подготовительная работа  с родителями Проведение родительских собраний с использованием компьютерных презентаций Создание установки на сотрудничество Анкетирование Ознакомление с пособиями

Подготовительная работа с родителями

Проведение родительских собраний с использованием компьютерных презентаций

Создание установки на сотрудничество

Анкетирование

Ознакомление с пособиями

Родительское собрание 1. Вводное выступление представителя администрации. 2. Представление родителям содержания образования. 3. Представление учителей- преподавателей 4. Ответы на вопросы, уточнения. 5. Заполнение заявлений.

Родительское собрание

1. Вводное выступление представителя администрации.

2. Представление родителям содержания образования.

3. Представление учителей- преподавателей

4. Ответы на вопросы, уточнения.

5. Заполнение заявлений.

Встречи с родителями Лекторий по вопросам  духовно - нравственного просвещения с настоятелями церкви

Встречи с родителями

Лекторий

по вопросам

духовно - нравственного просвещения

с настоятелями церкви

Совместные экскурсии в храмы Открытые уроки

Совместные экскурсии в храмы

Открытые уроки

Чем могут помочь родители? составить рассказ написать эссе подобрать иллюстрации организовать экскурсию принять участие  в мероприятии

Чем могут помочь родители?

  • составить рассказ
  • написать эссе
  • подобрать иллюстрации
  • организовать экскурсию
  • принять участие

в мероприятии

Советы родителям отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроке; проводите беседы с детьми о духовности  и нравственности;

Советы родителям

  • отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка;
  • разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроке;
  • проводите беседы с детьми о духовности

и нравственности;

  • внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка;
  • воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения;
  • поддерживайте ребёнка в понимании важности нравственности для полноценной человеческой жизни.
Основные задачи в реализации данного направления       • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации курса, а также предполагаемого результата;      • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;     • углубление и расширение личностно  ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта .

Основные задачи в реализации данного направления

      • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации курса, а также предполагаемого результата;

     • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

    углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта .

Задачи предмета ОРКСЭ знакомство детей с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни, личности, семьи.  Предмет имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна - культура многонационального народа России

Задачи предмета ОРКСЭ

  • знакомство детей с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни, личности, семьи.

Предмет имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна - культура многонационального народа России

Ценности человека любовь и милосердие Бог и вера семья Отечество красота и гармония свобода и справедливость честь и достоинство образование и труд

Ценности человека

любовь и милосердие

Бог и вера

семья

Отечество

красота и гармония

свобода и справедливость

честь и достоинство

образование и труд

Главная ценность России люди жизнь людей труд культура

Главная ценность России

люди

жизнь людей

труд

культура


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по предмету ОРКСЭ (буклет, конспект урока, статьи, презентация)

Автор: Деребизова Оксана Николаевна

Дата: 06.01.2022

Номер свидетельства: 596951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства