МБОУ СОШ № 1
Урок по ОРКСЭ на тему
«Терпимость
и терпение»
Урок подготовила учитель 1 кв.категории Филиппова О.Н.
Цели:
сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развивать критическое мышление;
развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
Оборудование: презентация; карточки- ладошки; рисунки на тему «Таким я вижу мир»; карточки с проблемной ситуацией;
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке ? (честь и достоинство) .Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос».Вы можете задать вопрос по данной теме любому однокласснику .
.
2.Определение темы урока.
Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)
Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №1), люди разных рас и национальностей (слайды № 2): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /
Проверим ваши предположения.
Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.
(слайд № 3) Терпимость и терпение.
Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах. Каждая группа получила задание :найти в источниках определённую информацию , по ходу урока вы поделитесь с нами этой информацией .Итак слово предоставляется 1 группе.
(Слайд № 4) Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
3. Введение и объяснение понятия толерантность.
Как называется терпимость в зарубежных странах?
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.Что такое толерантность .Слово -2 группе.
2 группа
(Слайд № 5,6) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.
Откуда оно произошло? Слово предоставляется 3 группе.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.
А что означает слово толерантность на других языках? Слово-4группе.
английском – готовность быть терпимым;
китайском – быть по отношению к другим великолепным;
Испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.
Арабском- милосердие, терпение , сострадание.
Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?
(Слайд № 11) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
4.Самостоятельная работа по группам.
А сейчас вы прочитаете информацию в учебнике 1,2группы на странице 104.
3,4 группы на странице 105.После этого вы обменяетесь информацией друг с другом(работа в парах).
- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.
Можете ли вы назвать события, угрожающие миру?
- Война, теракты ….
- Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
- Почему происходят войны? /версии детей/
(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.
С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
Мы должны проявлять милосердие!
-Следует ли различать слова терпимость и терпение? Что такое терпение?(выдержка, самообладание).
5.Закрепление.
_А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и выбрать, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Милосердие Честность Чуткость Забота
Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность
Смелость Злость Раздражительность Чуткость
Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм
( Выбранные качества вывешивают на доску.)
Какие карточки остались?
Зачитайте.( Равнодушие ,злость, раздражительность, эгоизм)
Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.
Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
6. Физкультминутка
-А сейчас каждой группе нужно изобразить слово толерантность с движений ,лозунгов и тд.
7. Анализ ситуаций.
Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться
понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
Давайте проверим, 1- развито ли у вас это качество;
2- какой выход найдёте из сложившейся ситуации.
Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.
Работа в группах
(Слайд14) Правила работы в группе.
1.Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
8. Рефлексия.(задание по группам)
У вас на столах лежат ладошки- символ толерантности. Попробуйте на них написать синонимы к слову толерантность.
Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание.
(запись слов- синонимов на карточках-ладошках)
Слайд 15,16 Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.
- Что мы узнали на уроке? / Почему толерантность или терпимость приводит к миру?/
Стихотворение «Что такое толерантность?».Слайд 17,18
9.Задание на дом
Нарисовать плакат на тему «Терпимость(толерантность)», прочитать доп.материал на стр.107-108 ,ответить на вопросы.