kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ) в 4 классе "Терпимость и терпение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока c презентацией по ОРКСЭ  (модуль ОСЭ) в 4 классе "Терпимость и терпение".

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок терпимость и терпение»



МБОУ СОШ № 1







Урок по ОРКСЭ на тему

«Терпимость

и терпение»

Урок подготовила учитель 1 кв.категории Филиппова О.Н.
















Цели:

  • сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  • формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;

  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;


Оборудование: презентация; карточки- ладошки; рисунки на тему «Таким я вижу мир»; карточки с проблемной ситуацией;


Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке ? (честь и достоинство) .Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос».Вы можете задать вопрос по данной теме любому однокласснику .

.

2.Определение темы урока.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)
        Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №1), люди разных рас и национальностей (слайды № 2): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. 
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /

Проверим ваши предположения.

Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

(слайд № 3) Терпимость и терпение.

Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах. Каждая группа получила задание :найти в источниках определённую информацию , по ходу урока вы поделитесь с нами этой информацией .Итак слово предоставляется 1 группе.


    (Слайд № 4) Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. 
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
         

3. Введение и объяснение понятия толерантность.
        Как называется терпимость в зарубежных странах?

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.Что такое толерантность .Слово -2 группе.

2 группа

 (Слайд № 5,6) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.


Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Откуда оно произошло? Слово предоставляется 3 группе.


На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.


А что означает слово толерантность на других языках? Слово-4группе.


английском – готовность быть терпимым;

китайском – быть по отношению к другим великолепным;

Испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.

Арабском- милосердие, терпение , сострадание.


Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?


(Слайд № 11) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.


4.Самостоятельная работа по группам.

А сейчас вы прочитаете информацию в учебнике 1,2группы на странице 104.

3,4 группы на странице 105.После этого вы обменяетесь информацией друг с другом(работа в парах).


- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете ли вы назвать события, угрожающие миру? 
        - Война, теракты ….
 - Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

         - Почему происходят войны? /версии детей/

(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. 
С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. 
        Мы должны проявлять милосердие!


       -Следует ли различать слова терпимость и терпение? Что такое терпение?(выдержка, самообладание).


5.Закрепление.

_А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и выбрать, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?


1 группа 2 группа 3 группа 4 группа


Милосердие Честность Чуткость Забота

Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность

Смелость Злость Раздражительность Чуткость

Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм


( Выбранные качества вывешивают на доску.)

Какие карточки остались?

Зачитайте.( Равнодушие ,злость, раздражительность, эгоизм)


Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.


6. Физкультминутка

-А сейчас каждой группе нужно изобразить слово толерантность с движений ,лозунгов и тд.

7. Анализ ситуаций.

Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Давайте проверим, 1- развито ли у вас это качество;

2- какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

Работа в группах


(Слайд14) Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.



- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.



  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.



  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?



  • Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?


8. Рефлексия.(задание по группам)

У вас на столах лежат ладошки- символ толерантности. Попробуйте на них написать синонимы к слову толерантность.


Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание.

(запись слов- синонимов на карточках-ладошках)

Слайд 15,16 Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.


- Что мы узнали на уроке? / Почему толерантность или терпимость приводит к миру?/

Стихотворение «Что такое толерантность?».Слайд 17,18


9.Задание на дом

Нарисовать плакат на тему «Терпимость(толерантность)», прочитать доп.материал на стр.107-108 ,ответить на вопросы.




Просмотр содержимого презентации
«урок»

Все мы разные:

Все мы разные:

Люди разных рас и национальностей

Люди разных рас и национальностей

Терпимость и терпение

Терпимость и терпение

Толерантность – путь к миру!

Толерантность – путь к миру!

Что такое толерантность? Толерантность ( от лат . tolerantia – терпение ) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Что такое толерантность?

Толерантность ( от лат . tolerantia – терпение ) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

ШарльТалейран французский политический и государственный деятель,дипломат, министр иностранных дел в 1797-1799. Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.

ШарльТалейран

французский политический и государственный деятель,дипломат, министр иностранных дел в 1797-1799.

Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.

Проявлять толерантность (терпимость)- это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду,  положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в  мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Проявлять толерантность (терпимость)-

это значит признавать то, что люди

различаются по внешнему виду,

положению, интересам, поведению и

ценностям и обладают правом жить в

мире, сохраняя при этом свою

индивидуальность.

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ

1.Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Ищи лучшие аргументы. 5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 6. Стремись учитывать интересы других.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

16 ноября жители многих стран отмечают  Международный день толерантности или День терпимости.

16 ноября жители многих стран отмечают

Международный день толерантности или День терпимости.

Толерантность.Что это такое?

Толерантность.Что это такое?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ) в 4 классе "Терпимость и терпение"

Автор: Филиппова Ольга Николаевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства