Планируемые результаты: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.
Оборудование: Презентация к уроку “В гости к весне”, карточки-таблички со словами, растения первоцветы, элемент костюма Весны, учёных Предварительная подготовка: учащиеся вырезают раннецветущие растения из приложения к рабочей тетради (с. 67).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I. Организационный момент | Какой сегодня день? (весенний) Какое настроение? (отличное) А какой урок? (окружающий мир) У нас сегодня необычный урок: мы отправляемся в гости. А вот и хозяйка пожаловала. - Ребята, как вы думаете, к кому мы отправляемся в гости? о чём пойдёт речь на нашем уроке? | (Девочка в костюме весны входит в дверь) -Здравствуйте, ребята. Догадайтесь, кто я? - Если речка голубая Пробудилась от сна И бежит, в полях сверкая, - Значит к нам пришла… Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая, - Значит к нам пришла… -К весне. | Слайд1 |
II. Самоопределение к деятельности | - Какие признаки весны назвал автор? -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. -Сформулируйте тему урока. - Посмотрим, как эта тема звучит в учебнике с. 86. (В гости к весне.) — Какие учебные задачи мы поставим перед собой? — Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка. -А ДЛЯ ЧЕГО НАМ ЭТО НЕОБХОДИМО? | -Прилетают птицы, реки освобождаются ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, цветут ландыши. -О весенних изменениях в природе. -Ответы детей. 1.Узнаем о весенних явлениях в неживой и живой природе. 2.Будем учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. -Чтобы стать природе другом. | |
III. Актуализация знаний | А чтобы вам было легче это сделать, вспомним какие объекты относятся к живой природе, а какие к неживой. -Вчера мы с вами были на экскурсии. Давайте вспомним, проанализируем свои наблюдения. А помогут нам в этом ваши рисунки. Дома вы заполняли таблицу. Обсудим, как вы выполнили задание. -Какую задачу урока мы решали?(2) | -Дети находят таблички с названиями объектов неживой и живой природы, вывешивают на доску: Солнце, небо, облака, почва, трава, бабочка, вода, снег, птица, лиса, жук, дерево. -В неживой природе наблюдали оттаивание почвы, половодье, дождь,гроза -В живой природе наблюдали цветение ивы, мать-и-мачехи, вылет комаров, строительство гнёзд птицами… | |
IV. Работа по теме урока | - В каком месяце мы с вами наблюдали эти явления?А какие ещё месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. — Прочитайте загадки о весенних месяцах и скажите, о каком из месяцев идет речь и какие признаки этого месяца вы услышали. -Отгадывая загадки, какую задачу мы решали? (1) –А теперь, ребята, проверим, насколько вы запомнили порядок весенних месяцев. Выполните задания в рабочей тетради №2 (с. 36). -Проведём взаимопроверку. -Ребята, весной в природе происходят два очень интересных явления. Прочитайте слова выделенные жирным шрифтом на с. 87. Как вы думаете, на какой картинке изображен ледоход, а на какой половодье? Первый ряд прочитает и расскажет нам о половодье, а второй - о ледоходе. Вода затапливает не только леса, но и населённые пункты, стала настоящим бедствием для жителей Ивановской области -Ребята, какую задачу урока мы решали? Обобщение по схеме | - В апреле. Март, апрель, май. Читают девочки -Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц, кто узнает? -Март. Читают мальчики -Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? -Апрель. Все вместе Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это. -Май. Работа в парах. 2 ученика по очереди читают слова. Учащиеся готовят сообщения. Затем заслушивается выступление каждого ряда. - Об изменениях в неживой природе | Слайд 2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 |
V. Физкультминутка | Капли звонко капали, (шаги на месте) Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам) Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся) Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся). С нас течёт уже вода, (наклон вниз) Мы растаем навсегда. (выпрямляемся) | | Слайд9 |
VI. Продолжение работы по теме урока | 1.Беседа. Подумайте, как влияют изменения в неживой природе весной на живую природу. - Что же интересного происходит в жизни растений с приходом весны? -Назовите травятистые растения, которые зацветают весной первыми. 2. Сообщения учащихся -О некоторых представителях живой природы послушаем доклады наших ученых. 3.Показ учителем презентации 4..Работа в группах. - Почему эти растения зацветают так рано? Исследуем эту проблему. (Сравните растения, чем они отличаются? -Вот в этом утолщении в корне и хранится весь секрет. -Для чего растениям это утолщение? Что в нём может храниться? -Какую задачу урока мы решали, занимаясь исследовательской работой? 4.Беседа по охране растений -Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? -Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? Работа в рабочей тетради 5. Обьяснение учителя. 1. Отгадайте загадку Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … -С приходом весны возвращаются к нам из тёплых стран птицы. Кто сможет их назвать? -Чем они заняты сейчас? - Назовите птицу. Послушайте её весеннюю песенку. -Почему птицы улетали от нас в тёплые края? -Почему же вернулись? 6. Работа с атласом –определителем -Откройте атлас на с. 150.Какое животное показалось вам знакомым? Давайте прочитаем о нём. 7. -А как встречают весну звери? -Какую задачу урока мы решали сейчас? | - Начинается сокодвижение, появляются листья, растения цветут. Ответы детей. Сообщения учащихся о первоцветах. Работа в группах. -Имеются утолщения на корне. -Запас питательных веществ. - Узнавали о весенних явлениях в живой природе. 1.В лесу передвигайтесь по тропинкам (гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса). 2.Букеты составляйте из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке. 3.Не собирайте берёзовый сок. -Птица Ответы учащихся. -Из-за холода и голода Появилась пища: насекомые Клоп-солдатик Рассказ ученика по слайду | Слайд10 Слайд11 Слайд12-15 Слайд17 Слайд18 Слайд19 Слайд20-25 Слайд26 Слайд27 |
VII. Рефлек- сия | -Проверим и оценим нашу работу. Вызванный ученик будет зачитывать вопрос с правильным ответом, если ваш ответ правильный, ставьте около него + | 1. День с приходом весны стал: а) короче б)длиннее в) остался таким же. 2. Дни с приходом весны стали: а) холоднее б)теплее в) остались такие же 3. Какое явление природы можно наблюдать только весной? а) снегопад б) вьюга в) ледоход 4. Какое явление природы можно наблюдать только весной? а) метель б) снегопад в)половодье 5. Что происходит в жизни зверей весной? а) появление детёнышей б) спячка в)наращивание жира | Слайды28-33 |
VIII. Подведение итогов урока | — Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы выполнили? -- Давайте по данной схеме составим рассказ и посмотрим, как связаны между собой живая и неживая природа. -Для чего мы так подробно изучали весенние изменения в природе? -Я выдала вам карточки с правилом поведения. Вам нужно это правило сформулировать. -Охранять природу, это значит охранять Родину. Я очень надеюсь, что вы станете настоящими друзьями природы. Весна прекрасное время года, её в своих произведениях воспевают художники, поэты , музыканты. Может быть кто то из вас желает рассказать стихотворение? | -Учащиеся составляют рассказ «Весна пришла». В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, происходящие в неживой природе, в жизни растений и животных. -Чтобы быть природе другом. | Слайд34 Слайд35 Слайд36 |
Домашнее задание | Творческое задание по выбору: Найти материал о первоцветах (можно воспользоваться книгой «Зеленые страницы», найти стихи, загадки, публикации в журналах или газетах. или 2. Рабочая тетрадь: № 5—7 (с. 38—39). | | |
Рефлек- сия | -Наш урок вы начинали с хорошим настроением. Поднимите руку у кого оно таким же и осталось, похлопайте в ладоши - у кого улучшилось | | |