Здравствуйте, ребята! - Сегодня мы завершаем работу над большим разделом, в котором изучали……ЖИВОТНЫХ и поговорим об одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством – охране животных. - Эпиграфом проекта будут такие слова: «Что такое человек без диких зверей? Если все звери исчезнут, человек осиротеет и тоже погибнет, поскольку то, что случилось с животными, произойдёт и с человеком». - Ребята, как вы думаете, почему именно эти слова являются эпиграфом нашего урока. На доске: картинка с изображением Земли «Защитите меня!» - Над этими животными нависла большая беда. Многие из них находятся на грани исчезновения. - Выскажите ваши предположения: - Каковы причины уменьшения численности и исчезновения животных? - Что может сделать человек, человечество, чтобы сохранить животных на Земле?
для проверки знаний предлагаю выполнить ряд заданий: 1) рассказать на какие группы делятся все животные 2) индивидуальная работа: 1 карточка: вставь пропущенные слова, назови этих животных яйцо-……. - взрослая птица икринка …..- взрослая лягушка ….. – малек-…..- взрослая рыба Яйцо- личинка -……..- бабочка 2 карточка работа в парах Вычеркни лишнее в тексте Богат и разнообразен животный мир нашего села. Здесь обитают лоси сибирские, косули, олени, белки, зайцы, бегемоты. В кустарниках живет жираф, а также бурундуки. В самой чаще леса встречаются барсук, еж, ласка, хорек, лев. Часто можно встретить бобра. А охотники встречают рысь. В сухих соснах можно встретить большую синицу, поползня, черного стрижа, попугая, скворца. Разнообразные птицы живут в смешанном лесу: снегирь, пестрый дятел, кукушка, вертишейка, ворон, сова, сойка, серая ворона, фазан. Практически повсюду можно встретить воробья, коршуна, сороку, голубя, павлина. В прибрежных лугах многочисленна лягушка, встречаются жаба, крокодил, ящерица, уж, кобра. Много водоплавающих уток: кряква, лысуха. В реках можно поймать щуку, окуня, карася, дельфина, рака, много улиток, червей, медуз. Летом много бабочек, стрекоз, разнообразных жучков, паучков, черепах. 3 карточка: определить значение животных в природе и жизни человека ( соединить и привести примеры) Пища собака, лошадь, кошка, верблюд ? Одежда яд змей, пчелиные продукты ? Лекарства кожа, замша, валяная шерсть ? Помощники молоко, мясо, яйца, мед ? Итог : какова же связь между человеком и животными? А теперь переместимся в лес, наполненный звуками природы. Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы восхищаться, удивляться выдумкам природы, если бы не одно тягостное обстоятельство. К нам пришло письмо: «Ох и не любят меня люди. Голос видите ли им мой не нравится, и глаза у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые уничтожают 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше….» Что вы узнали из письма? Составьте цепь питания по его содержанию ЗЕРНО МЫШИ ? Кто же обратился к нам с письмом? (птицы, сова) Что же происходит с совами? Почему их становится меньше? Как вы думаете, только ли птиц становится меньше? Как можно назвать таких птиц и животных? (исчезающими) Тогда назовите тему нашего урока. «Редкие животные. Охрана животных» Какие цели мы поставим перед собой для решения проблемы. Как вы думаете почему животных становится меньше на Земле? Итог: - вырубка лесов - загрязнение воды - уничтожение растений - разрушение и загрязнение почвы В чем же выход? Одни люди способствуют исчезновению животных, а другие занимаются их сохранением. Что же делают, чтобы сохранить животных? Создают заповедники, заказники, питомники. А что это такое? Наша группа магистров поработала с литературой и нашла ответ на этот вопрос. ЗАПОВЕДНИК- территория, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих животных охота ограничена. - В заповедниках животные находятся под особой охраной. ЗАКАЗНИК- земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных. ПИТОМНИК- место для разведения и выращивания животных. На территории заповедников запрещена охота. На территории России 143 заповедника. Одним из самых крупных является Воронежский заповедник. 11 января в России отмечают день заповедников и национальных парков. В начале 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. - Задумались люди: как остановить эту трагедию, не допустить исчезновения ни одного живого существа. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. - И вот учёные решили создать Красную книгу. - Во многих областях страны стали составляться собственные Красные книги. А почему она Красная, а не голубая или зеленая? Наши магистры много узнали интересного об этой книге. В 1948 году в небольшом городке Фонтебло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой. Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. Но записать животное в эту книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить живому. - В природе нет границ, и только сообща люди могу спасти планету и себя. - Встреча на высшем уровне, посвящённая спасению тигров, прошла с 21 по 24 ноября в Петербурге. Главная его задача – не допустить исчезновения этих животных. - По данным экспертов, тигры могут исчезнуть на планете уже к 2022 году. В России сейчас около полутысячи тигров. А всего в мире менее трёх с половиной тысяч. - На форуме премьеры 13 стран приняли глобальную программу, направленную на восстановление популяции диких животных. Итог: Что же является причиной исчезновения животных и что нужно делать для их сохранения? Чтобы проверить насколько вы это поняли, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. ТЕСТ. 1. почему исчезают многие виды животных? 2. какие действия взрослых помогают охране природы? 3. как ты можешь помочь в охране животных? 4. как ты можешь помочь в охране лесов? Бороться с лесорубами Уничтожать гусениц Беречь книги Не ходить в лес 5. природа находится под охраной в : Зоопарке Заповеднике Лесу 6. природные музеи под открытым небом- это: Зоопарки Заповедники Национальные парки Дельфинарии Какие варианты ответов вы выбрали? Проверка. - Молодцы! Вы отлично потрудились. Давайте вспомним тему нашего урока и какие цели мы ставили. Удалось ли нам ответить на все поставленные вопросы? На уроке мы услышали интересные факты для охраны животных. - Взгляните на доску! Вернём животных на нашу планету Земля. - Давайте мы с вами никогда не будем обижать и другим не дадим обижать природу. - Погубив природу, мы осиротеем. Подумайте и решите, кем вы хотите быть природе – другом или недругом. - Я очень надеюсь, что вы сделаете правильный вывод. - Я благодарю всех за отличную работу на уроке. Спасибо! |