Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Фиксация результатов | Планируемые результаты УУД |
1.Орг.момент, мотивация к учебной деятельности. | -Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».Подарите тепло своей души всем, кто присутствует сегодня у нас на уроке. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. А проведу этот урок у Вас я . Меня зовут Елена Станиславовна. Залог нашего с вами успеха на уроке- это активность, внимательность, умение слушать друг друга, чётко выражать свои мысли. | Положительный обоюдный настрой на работу. | Слайд 2 | Личностные УУД: социальные компетенции, личностные качества. |
2.Мотива-ция к учеб-ной дея-тельнос- ти, актуа-лизация знаний. | -Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие. -А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку (фрагмент «Звуки леса»). И так куда мы отправляемся? -Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались? Лес - это часть живой природы. - На какие группы можно разделить объекты живой природы?( растения и животные) - Какое название дали учёные–биологи этим группам?( царство растений, царство животных) - Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и размножение.) | Слушают звукозапись, представляют, строят предположения Вступают в диалог, доказывают свои высказывания. Вспоминают прошлые знания, отвечают на вопросы. | Слайд 2 «Звуки леса» Слайд 3 | Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, излагать своё мнение, аргументировать его. Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности. |
3. Постанов-ка учебной задачи, формулировка темы урока. | - Послушайте текст и определите, о чём идёт речь: Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. - О чём идёт речь? ( о грибах) - Вы правы, это будет тема нашего урока. -Какова наша с вами учебная задача? ( познакомиться с миром грибов) Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным миром грибов. -Зачем нам знакомиться с грибами? У Вас на столах лежит таблица вопросов , на которые нам с вами в ходе урока предстоит ответить. Выскажите свои предположения до изучения темы, поставив в 1 колонке ответ в виде слов «да», «нет». -Какова цель урока? -Что мы сегодня узнаем о грибах? - Отложите листы с таблицей, к ней мы вернёмся в конце урока. | Слушают , проводят ассоциации, делают умозаключение. Самостоятельно формулируют тему урока. (Отвечают на вопросы таблицы до изучения темы) | до изучения | после изучения | Грибы – это часть живой природы? | | | У гриба есть грибница? | | | Грибы сами могут производить для себя питательные вещества, как растения? | | | Грибы могут передвигаться также как животные? | | | Грибы нуждаются в охране? | | | Грибы нужны животным? | | | | Слайд 4 Слайд 5 Заполнение 1 колонки таблицы. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя. Коммуникативные УУД: слушать мнения других, высказывать своё собственное. Регулятивные УУД: прогнозирование , самоконтроль. Познавательные УУД: Умение анализировать и сравнивать информацию, работать с таблицей. Личностные УУД: готовность к саморазвитию. |
4.Решение учебных задач, изучение нового Работа в группах. | - Грибы- это часть живой или неживой природы? Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным? У Вас на столах опорные сигналы. Если вы считаете, что к растениям, то поднимите зеленый жетон, если это животное, то красный жетон, а если сомневаетесь, то знак «?». - Я вижу разные варианты. -Есть дети, которые сомневаются к какой группе их отнести? Наука, которая изучает грибы, называется микология. Сегодня вы побудите в роли микологов. -Чтобы ответить на вопрос к какому царству отнести грибы я предлагаю поработать в группах и провести исследование. Вспомним правила работы в группе Вам предлагается план нашей исследовательской работы. Мы разделимся на 4 группы, соответствующие пунктам плана. На электронной доске слайд: План исследования: Внешний вид, строение. Чем питаются? Могут ли самостоятельно передвигаться? Условия для роста и развития? У вас на столах карта исследования с заданием. Один член группы читает задание путем обсуждения, выбираете правильный ответ и формулируйте вывод. Выбираете одного человека, который бы озвучил этот вывод. Как только работа будет выполнена, покажите свою готовность. 1 группа: Приложение №1. Вывод: Наша группа решила, что гриб по строению (похож, не похож) на растение и животное. Подчеркни нужное слово. | Организация диалога с уч-ся, основанного на предположениях детей. Ребята показывают свое мнение с помощью карточек. Правила работы в группе: 1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2.Четко высказывай предлагаемый способ решения. 3.Умей слушать других. 4. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами. Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего. | Сигнальные карточки. Слайд 6 Поставить проектор в ждущий режим. Карточки у каждой группы Заполнение учителем таблицы на доске. | Личностные УУД: умение определять границы собственного знания и незнания. Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, слушать других, высказывать своё собственное мнение. Регулятивные УУД: умение планировать своё высказывание по заданной ситуации, выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновывать его. Познавательные УУД: умение строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий, устанавливать причинно- следственные связи. |
| 2 группа: Приложение №2. Вывод: А наша группа сделала вывод, что грибы питаются так же, как (растения, животные). Подчеркни нужное слово. 3 группа: Приложение №3. Вывод: Наша группа пришла к выводу, что грибы (передвигаются, не передвигаются) и (похожи, не похожи) на (животных, растения). Подчеркни нужное слово. 4 группа: Приложение №4. Вывод: Наша группа считает, что грибам необходимы (назовите картинки, которые обвели), как и (растениям, животным). Подчеркни нужное слово. Посмотрите на таблицу. Какой вывод мы можем сделать? (Грибы не похожи ни на растения, ни на животные). (Грибы – это отдельная группа.) Учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке предложили выделить их в особое царство. ( Царство грибов) Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство. | Учащиеся осуществляют защиту своего исследования. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Делают вывод. | Заполнение учителем таблицы на доске. Включить проектор. Слайд 7 | Познавательные УУД: умение делать выводы, используя предлагаемые критерии для сравнения, свой жизненный опыт, преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
5.Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися через работу с учебником Строение гриба | -Русские леса славятся грибами. Кто из Вас с родителями ходил в лес за грибами? -Из каких частей состоит видимая часть гриба? ( шляпка и ножка) Что находится под землёй? ( грибница). Проверим верность наших знаний , прочитав с. 112 в учебнике. -Что нового вы узнали? -Какая часть самая главная? Без чего гриб погибнет? - Что такое грибница, какую роль она выполняет? - Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112 Повторим строение гриба ( по слайду) Вывод: - У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Грибница растёт более 100 лет, а гриб появляется только на 3-7 день. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенёк). | Учащиеся осуществляют действия , ищут информацию в учебнике на с. 112 , соотносят их со своими знаниями. Называют части гриба. | Слайд 8 ( 1 часть) Слайд 8 ( 2 часть) Поставить проектор в ждущий режим. | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, преобразовывать из одной формы в другую. Предметные УУД: знать строение грибов. |
6.Физкульт-минутка | Поработали ребятки, А теперь – все на зарядку! Влево, вправо, повернитесь. Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки в бок, И на месте прыг, да скок, А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, вы ребятишки. Замедляем, дети, шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. | Выполняют комплекс упражнений за учителем. | | Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля за своими действиями. |
7. Изучение новой темы Связь грибов и растений. | Какие названия грибов вы знаете? Почему в названия грибов включены названия деревьев? ( некоторые грибы растут под определённым видом деревьев). Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой. Подосиновик – под осиной, рыжик – под сосной и елью. Маслёнок – под сосной, а белый гриб – под берёзой, елью, сосной и дубом.) -Сейчас мы узнаем существует ли взаимосвязь между грибами и растениями? Прочитаем об этом в тексте учебника с. 112-113. - Есть ли взаимосвязь между грибами и деревьями? - Расскажите, почему гриб лучше растёт там, где есть деревья ? (Деревья и грибы, оказывается, дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях. - Какой же вывод можно сделать об отношениях грибов и деревьев? Грибы дружат с деревьями. | Рассуждают, устанавливают связи. Учащиеся осуществляют действия , ищут информацию в учебнике на с. 112- 113 , соотносят их со своими знаниями. Рассказывают о взаимосвязи между грибами и растениями. Делают вывод. | Включить проектор. Слайд 9 ( 1 часть) Слайд 9 ( 2 часть) | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, преобразовывать из одной формы в другую. Предметные УУД: Устанавливать взаимосвязь между грибами и деревьями. |
8. Знакомст-во с разно-образием грибов, правилами сбора грибов. | - Как понимаете поговорку «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? К царству грибов относится около 100 000 известных видов. - Назовите грибы. - На какие группы вы бы их могли разделить? -Оказывается, существуют грибы- двойники. Чтобы их отличить, нужно знать их отличительные признаки. - Сейчас каждая группа поработает с парой грибов –двойников и назовёт их отличия. В этом вам поможет учебник . На странице114 найдите описания этих грибов. Сравните грибы по следующим параметрам: шляпка, ножка, мякоть и после сравнения сделать вывод съедобный или несъедобный гриб. Занесите свои результаты в таблицы ( у каждой группы таблица) Прочитайте задание: Задание: Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников. А у четвёртой группы особое задание. Сформулировать правила сбора грибов. Результат своей работы представьте классу. - Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили? - Встречаются ли эти грибы в нашей местности? -Какие правила по сбору грибов нужно знать грибнику? Помни! | Объясняют поговорку. Делят грибы на группы. Выполняют работу в группе по предложенному плану. Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего. В 4 группе оставляют памятку «Как собирать грибы» (Примерная памятка 1.Собирай только те грибы, которые знаешь. Ведь среди грибов много ядовитых. 2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Так как грибница может высохнуть, оказавшись под солнечными лучами. 3. .Гриб надо срезать ножом. 4. Не бери старые грибы, в них может быть опасный для человека яд. 5. Не собирай грибы возле дорог, промышленных предприятий. В грибах могут накапливаться вредные вещества. ) | Слайд 10 Слайд 11 Поставить проектор в ждущий режим. Включить проектор. Слайды 12-17 Слайды 18-19 | Предметные УУД: уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Познавательные УУД: умение делать выводы, используя предлагаемые критерии для сравнения, свой жизненный опыт, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, слушать других, высказывать своё собственное мнение. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия, работая в группе. Предметные УУД: уметь правильно собирать грибы. |
9.Физкульт-минутка | Руки подняли и опустили. Глазки закрыли и снова открыли: Вверх- самолёт полетел высоко, Вниз-с горы покачусь далеко, Справа – солнышко светит, Слева – птичка поёт. Мир новых открытий нас ждёт. | Выполняют комплекс упражнений для профилактики утомляемости глаз. | | Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля за своими действиями. |
10. Беседа о пользе грибов. Грибы, занесённые в Красную книгу. | Варите, солите и жарьте грибы. Только грибницы не трогайте. Она словно нить глубоко под землей, Испортишь ее – и не будет другой. - Что может случиться, если не соблюдать эти правила? - Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало. - Какие меры принимаются по охране природы в России? ( показать Красную книгу ) Грибы- это богатство леса. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране. В 1984 году 20 видов грибов было занесено в Красную книгу России. Среди них грифола курчавая, шишкогриб хлопьножковый, решёточник красный, паутинник фиолетовый, рогатик пестиковый. Если не станет в лесу грибов – лес начнёт болеть. - Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? -Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные. - Как человек использует грибы? - Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов. Грибы богаты белками, содержат жиры, минеральные вещества, микроэлементы- железо, цинк, кальций, йод, фосфор. - Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством. | Рассуждают, высказывают свои предположения. Воспринимают информацию со слайда. Рассуждают, оценивают значимость грибов в окружающем мире. | Слайд 20 Слайд 21,22 Слайд 23 Слайд 24,25 | Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других людей. Предметные УУД: уметь объяснять значение грибов в природе и жизни людей. |
11. Рефлексия | В начале урока мы с вами отвечали на вопросы таблицы. Вернёмся к этим вопросам, заполним второй столбик «после изучения темы» -На все ли вопросы вы смогли ответить сейчас?
А теперь давайте проверим новые знания. - Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем. Написание теста. 1.Какая часть гриба является подземной? 2.Назови несъедобный гриб. Белый гриб Желчный гриб Шампиньон 3.Где можно собирать грибы? В лесу В городских скверах У шоссейных дорог 4.Где грибы берут питательные вещества? 5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу? С травами С кустарниками С деревьями
Проверка А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3. Учитель подводит итог урока: Что нового и интересного вы для себя узнали? -Чему учились? (Я узнал, открыл для себя… . Я учился …). Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке? Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, и мне бы хотелось сделать для вас подарок. Это корзина с грибами. Выберите тот грибок, который по вашему мнению подходит больше всего, если: гриб- боровик – я все понял, было интересно. Сыроежка – не все понял, возникли трудности. Мухомор – было трудно. Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес. Дополнительно - Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб). | (Отвечают на вопросы после изучения темы) | до изучения | после изучения | Грибы размножаются спорами? | | | У гриба есть грибница? | | | Грибы сами могут производить для себя питательные вещества, как растения? | | | Грибы могут передвигаться также как животные? | | | Грибы нуждаются в охране? | | | Грибы нужны животным? | | | Самостоятельно работают с тестом. Осуществляют самопроверку и самооценку своих знаний. Памятка самооценки : . 1.Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске. Проводят оценку комфортности с помощью условных знаков. | Слайд 26 Слайд 27 | Коммуникативные УУД: умение слушать других; высказывание своей точки зрения Регулятивные УУД: умение сохранять цель урока; самоконтроль; самооценка; умение работать с таблицей Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
12. Домашнее задание | 1. Стр. 112-117, пересказ. В тетради на с. 66-67 задания 1-4 2. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах. | Получают домашнее задание , выполняют любое по выбору. | Слайд 28 | Коммуникативные УУД: умение слушать других |