Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"»
Конспект урока окружающего мира в 3 «б» классе.
Тема урока: «Полезные ископаемые».
Цель: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.
1.Организационный момент.
Ребята! В это утро я шла на работу и наблюдала за облаками, деревьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Отметьте на карточках своё настроение в начале урока и отложите их.
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение
1. Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком «+» , оцени себя
Хорошо
Не очень
Плохо
1. Данную тему я усвоил (а)
2. На уроке я работал (а)
2.Актуализация знаний.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы сделаете несколько маленьких, но очень важных открытий. Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить что является основой экономики?
Экономика
Природные
богатства
труд
3.Мотивация и целеполагание.
- Сегодня мы поработаем только с одной частью нашей схемы, а с какой именно, вам нужно будет догадаться и послушать сказку, которую прочитает Ксюша.
КТО ГЛАВНЕЕ?
Жили-были на земле друзья. Вот как-то собрались они вместе: мистер Каменный уголь, мистер Гранит, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины. Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Граниту, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «А я твёрже и что». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы». Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!» Застыдились тут товарищи, поняли свою ошибку, пожали ДРУГ другу руки и весело отправились по домам.
Назовите главных героев сказки.
(каменный уголь, гранит, нефть, железная руда)
Что это вы перечислили?
(полезные ископаемые.)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему.
(Полезные ископаемые).
Какую цель мы перед собой поставим?
(Познакомится с разнообразием полезных ископаемых).
-На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
Как отличаются друг от друга полезные ископаемые? Где находятся? Для чего их добывают? Как добывают?
Гимнастика для глаз «Алмазики»
- Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие исследователи?
(Те, кто что-то исследует.)
А что значит исследовать?
Исследовать – это значит осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.
КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?
Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и. и их свойства.
Физкультминутка «Геологи»
Мы геологами станем ? Да? – да! ( хлопок над головой) Будут все гордится нами. Да? – да! ( хлопок над головой) Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками) Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами) Ее не проплывешь («плывут») Ее не пролетишь («крылья») Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой)
4.Планирования поиска способа решения.
Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?
Полезные – нужные, необходимые….
Ископаемые – то, что выкопали….
Ребята, попробуйте сами сформулировать что же такое полезные ископаемые.
(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.)
Давайте себя проверим и сравним получившееся определение с определением учебника. Открываем учебник на стр.46.
-На какие три вида делятся полезные ископаемые?
(жидкие, твёрдые, газообразные)
Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу.
Работать будем в парах.(Детям дается таблица, образцы некоторых полезных ископаемых, учащиеся должны заполнить эту таблицу).
Свойства полезных ископаемых.
Название
Состояние
Цвет
Основное свойство
Где используют
Нефть
Жидкое; легкая; маслянистая
коричневый
горючесть
топливо
Каменный уголь
Твердое; тяжелый
черный
горючесть
топливо
Гранит
Очень твердое, тяжелый
красный, серый, белый
прочность
строительство
. - Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых. А интересно вам узнать, как их добывают? Давайте найдем эту информацию в учебнике на стр.48.
Хорошо, Молодцы!
5.Проверка знаний.
Какие п.и. вы запомнили? Нужны ли п.и. человеку и для чего?
Загадки о полезных ископаемых .
На кухне у мамы – помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
Без нее не побежит, Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это? (Нефть)
В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит. (Уголь)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.(Мел)
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной целью?
-Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?
6.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке по таблице, с которой работали в начале урока.
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение
1. Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком «+» , оцени себя
Хорошо
Не очень
Плохо
1. Данную тему я усвоил (а)
2. На уроке я работал (а)
7.Домашнее задание
Задание обязательное прочитать учебник и выполнить задание в рабочей тетради.
Дополнительное.
-Составить кроссворд,
- приготовить сообщение о любом полезном ископаемом,