1. Вызов – актуализация имеющихся знаний, – пробуждение интереса к получению новой информации, –постановка учеником собственных целей обучения | – Ребята, я вчера шла из школы, а передо мной шли ученики из другого 3 класса и спорили. Первый говорит: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём». Второй возражает: «Горные породы встречаются только в горах». – Кто из детей был более внимателен на уроке? (Ответ: Прав первый ученик. Горные породы встречаются не только в горах. Они лежат повсюду: под домами, под асфальтом улицы, под слоем почвы лесов, полей, на дне океанов, озёр, морей, рек.) – А что такое горные породы? (Ответ: Горные породы – это вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами.) – Из чего состоят горные породы? (Ответ: Из минералов) Наш уральский край очень богат наличием минералов. Здесь находится знаменитый Ильменский заповедник. В прошлом году Кирилл делал проект «В мире камня» в котором рассказал о тех минералах, которые есть у нас. Тут один ученик вытаскивает из кармана увесистый камень: « Я вот шёл по улице и нашёл какой-то камень. Наверное, это тоже какая-то горная порода. Только я не знаю, какая» – Да это же гранит – самое настоящее полезное ископаемое. – Св. Анат., а что такое полезное ископаемое? – Давай посмотрим на экран. – Ребята, кто знает, что такое полезное ископаемое и для чего они нужны? (ответы детей) – Кто попробует сформулировать тему нашего урока? Полезные ископаемые и их использование – Итак, что нам предстоит сегодня узнать? – Мы узнаем, что такое полезные ископаемые и как их использует человек. |
1-я часть презентации, загадки
|
2. Осмысление (реализация) получение новой информации, самостоятельный поиск ответов и открытие для себя истины освоение способа работы с информацией поддержка целей, поставленных на стадии вызова | – Итак, начинаем работу. На С. 60 прочитайте первый абзац и сделайте пометы. Используем приём «инсерт» – Что вы знали? – Что вы узнали и поняли? – Что не поняли? (Мы узнали. что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. – Теперь ясно, что человек активно использует полезные ископаемые. Какими же свойствами обладают горные породы, что стали так необходимы человеку? Для поиска ответа на этот вопрос мы разделимся на 4 группы: 1 группа ознакомится со свойствами песка 2 группа со свойствами глины 3 группа со свойствами гранита 4 группа со свойствами известняка. (Дети читают статью учебника, обсуждают опыт, делят обязанности и затем каждая группа демонстрирует свою работу) Теперь 1 и 2 группы запишут результаты своих исследований в таблицу (у каждого) Полезные ископаемые | Цвет | Запах | Пропускает ли воду | Другие свойства | песок | жёлтый | нет | да | сыпуч | глина | жёлтый | есть | нет | вязкая | 3 и 4 группы запишут результаты своих исследований в таблицу (у каждого) Полезные ископаемые | Цвет | Запах | Пропускает ли воду | Другие свойства | гранит | Серый, розовый | нет | нет | прочный | известняк | белый | нет | намокает | хрупкий | Зная об этих свойствах, человек широко использует полезные ископаемые, а вот где – узнайте, прочитав статью в учебнике с. 63-64, используя приём инсерт. – Что вы знали? – Что вы узнали и поняли? – Что не поняли? Обобщим наши знания и составим кластер. Запишем, где и как человек использует полезные ископаемые. в строитель получ стекла использование полезных ископаемых изгот посуды топливо получ металла удобрен А теперь посмотрим 2-ю часть презентации. Где применяются полезные ископаемые. | «Инсерт» - чтение с пометами. V – знаю + – узнал и понял ? – не понял Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». 2-я часть презентации |
3. Рефлексия Присвоение нового знания Создание целостного представления о предмете Работа по оценке и самооценке обучаемых в предмете Постановка новых целей в учебной деятельности | Заполните для себя таблицу Ответил на вопросы | Показал опыт | Заполнил таблицу | Узнал из текста новое | Знаю, как используются полезные ископаемые | | | | | | Если вы поставили 4-5 плюсов, это 5 Если 2-3 это 4. Оцените себя. Вы довольны своей работой? И я довольна. Только я забыла вас спросить, а как же добыть-то эти полезные ископаемые? Давайте поговорим с вами об этом на следующем уроке. | Белая шляпа Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Желтая шляпа Необходимо выделить в позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Черная шляпа Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично и объяснить, почему так произошло. Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Что можно было бы сделать иначе?», «Где применить?» Синяя шляпа Это –обобщающая шляпа. Здесь следует обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. За синей шляпой– последнее слово.
Последнее слово на уроке – мостик к следующему уроку, к следующей теме. |