kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Использование полезных ископаемых" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся со свойствами песка и глины, гранита и известняка получают сведения об использовании полезных ископаемых человеком. У них формируется  умение работать с текстом учебника, рисунками. На основе проделанных опытов дети учатся делать выводы. Урок проводится в технологии критического мышления. Используются проблемный диалог, приём «Инсерт», составление кластера, приём «Шесть шляп».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс для города»

Маева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

г. Миасс, МАОУ «СОШ №4»

Класс: 3

Предмет: окружающий мир, программа «Планета знаний»

Тема: Использование полезных ископаемых


Мастер-класс

Использование технологии развития критического мышления

на уроках окружающего мира


Тема: Использование полезных ископаемых

Цель: сформировать знания  об использовании полезных ископаемых человеком

Задачи: познакомить со свойствами песка и глины, гранита и известняка и использованием их человеком;

формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыты и делать выводы;

Оборудование: Учебник Окружающий мир. 3 класс, часть 1 /Авт. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, АРМ, презентация, песок, глина, гранит, мел, уксус, воронки, чашки, таблички, 6 шляп


Этапы

Деятельность учителя

Комментарии


1. Вызов

– актуализация имеющихся знаний,


– пробуждение интереса к получению новой информации,


–постановка учеником собственных целей обучения


– Ребята, я вчера шла из школы, а передо мной шли ученики из другого 3 класса и спорили. Первый говорит: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём». Второй возражает: «Горные породы встречаются только в горах».

– Кто из детей был более внимателен на уроке?

(Ответ: Прав первый ученик. Горные породы встречаются не только в горах. Они лежат повсюду: под домами, под асфальтом улицы, под слоем почвы лесов, полей, на дне океанов, озёр, морей, рек.)

– А что такое горные породы?

(Ответ: Горные породы – это вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами.)

– Из чего состоят горные породы?

(Ответ: Из минералов)

Наш уральский край очень богат наличием минералов. Здесь находится знаменитый Ильменский заповедник. В прошлом году Кирилл делал проект «В мире камня» в котором рассказал о тех минералах, которые есть у нас.

Тут один ученик вытаскивает из кармана увесистый камень:

« Я вот шёл по улице и нашёл какой-то камень. Наверное, это тоже какая-то горная порода. Только я не знаю, какая»

– Да это же гранит – самое настоящее полезное ископаемое.

Св. Анат., а что такое полезное ископаемое?

– Давай посмотрим на экран.

Ребята, кто знает, что такое полезное ископаемое и для чего они нужны?

(ответы детей)

– Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

Полезные ископаемые и их использование

– Итак, что нам предстоит сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое полезные ископаемые и как их использует человек.




















1-я часть презентации, загадки






2. Осмысление (реализация)


получение новой информации,


самостоятельный поиск ответов и открытие для себя истины


освоение способа работы с информацией


поддержка целей, поставленных на стадии вызова

– Итак, начинаем работу. На С. 60 прочитайте первый абзац и сделайте пометы. Используем приём «инсерт»

– Что вы знали?


Что вы узнали и поняли?

– Что не поняли?

(Мы узнали. что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли.

– Теперь ясно, что человек активно использует полезные ископаемые. Какими же свойствами обладают горные породы, что стали так необходимы человеку?

Для поиска ответа на этот вопрос мы разделимся на 4 группы:

1 группа ознакомится со свойствами песка

2 группа со свойствами глины

3 группа со свойствами гранита

4 группа со свойствами известняка.


(Дети читают статью учебника, обсуждают опыт, делят обязанности и затем каждая группа демонстрирует свою работу)


Теперь 1 и 2 группы запишут результаты своих исследований в таблицу (у каждого)


Полезные ископаемые

Цвет

Запах

Пропускает ли воду

Другие свойства

песок

жёлтый

нет

да

сыпуч

глина

жёлтый

есть

нет

вязкая


3 и 4 группы запишут результаты своих исследований в таблицу (у каждого)


Полезные ископаемые

Цвет

Запах

Пропускает ли воду

Другие свойства

гранит

Серый, розовый

нет

нет

прочный

известняк

белый

нет

намокает

хрупкий


Зная об этих свойствах, человек широко использует полезные ископаемые, а вот где – узнайте, прочитав статью в учебнике с. 63-64, используя приём инсерт.


– Что вы знали?

– Что вы узнали и поняли?

– Что не поняли?

Обобщим наши знания и составим кластер. Запишем, где и как человек использует полезные ископаемые.



в строитель

получ стекла





использование полезных ископаемых


изгот посуды

топливо





получ металла

удобрен






А теперь посмотрим 2-ю часть презентации. Где применяются полезные ископаемые.

«Инсерт» - чтение с пометами.

V – знаю

+ – узнал и понял

? – не понял









































Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

2-я часть презентации

3. Рефлексия


Присвоение нового знания


Создание целостного представления о предмете


Работа по оценке и самооценке обучаемых в предмете


Постановка новых целей в учебной деятельности




Заполните для себя таблицу


Ответил на вопросы

Показал опыт

Заполнил таблицу

Узнал из текста новое

Знаю, как используются полезные ископаемые







Если вы поставили 4-5 плюсов, это 5

Если 2-3 это 4. Оцените себя.






Вы довольны своей работой? И я довольна. Только я забыла вас спросить, а как же добыть-то эти полезные ископаемые?

Давайте поговорим с вами об этом на следующем уроке.


Белая шляпа Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Желтая шляпа Необходимо выделить в позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. 
Черная шляпа Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично и объяснить, почему так произошло. 
Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Что можно было бы сделать иначе?», «Где применить?»
Синяя шляпа Это –обобщающая шляпа. Здесь следует  обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. За синей шляпой– последнее слово.



Последнее слово на уроке – мостик к следующему уроку, к следующей теме.



Просмотр содержимого презентации
«полезные ископаемые»

Заглянем в кладовые Земли

Заглянем в кладовые Земли

Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Дай общее название всем этим предметам. Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые . Отгадай загадки

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобиться сразу.

Дай общее название

всем этим предметам.

Мел, песок, глина, гранит -

это полезные ископаемые .

Отгадай загадки

Что такое полезные ископаемые?  Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы.  Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.

Что такое полезные ископаемые?

Вся поверхность земли состоит из горных

пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы

пишите на доске, уголь – всё это горные породы.

Все горные породы, полезные для человека,

так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.

Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат . Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц . Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда

Найди цветные зёрна.

Это минерал полевой шпат .

Найди полупрозрачные зёрна.

Это минерал кварц .

Найди чёрные блестящие

зёрна. Это минерал слюда

Где используют богатства земных кладовых? Гранит

Где используют богатства земных кладовых?

Гранит

Где используют богатства земных кладовых? Известняк

Где используют богатства земных кладовых?

Известняк

Где используют богатства земных кладовых? Песок

Где используют богатства земных кладовых?

Песок

Где используют богатства земных кладовых? Глина

Где используют богатства земных кладовых?

Глина

Тургоякское рудоуправление

Тургоякское рудоуправление


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Маева Светлана Анатольевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по ФГОС по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekturokapofgospookruzhaiushchiemumiru"
    ["file_id"] => string(6) "278744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453128751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства