kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет провести нестандартный урок окружающего мира. Конспект содержит различные приёмы акиивных методов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" в 3 классе»


Технологическая карта урока

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

  • Воспитывать толерантности.



Планируемые результаты:

предметные:

- разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

- научатся различать образцы полезных ископаемых;  

- сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

личностные:

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповаяфронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы,


Этап, методы и приёмы

В

Р

Е

М

я

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный


Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

- Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

. Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Настроение, каково?

ВО!

Значит, будем начинать

Мир чудесный открывать\для себя и для друзей\к новым знаниям скорей!


Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2

Проверка домашнего задания

5

Мы сегодня отправляемся в путешествие.

Для успешного путешествия проверим ваши знания.

Выполните тест.

  1. Как называют правила и законы ведения хозяйства?

1) экономика 2) производство 3) услуги

2.Что составляет основу экономики?

1) физический и умственный труд

2) природные богатства и труд людей

3) заводы и фабрики 4) товары и услуги

3.На уроке ученики приводили примеры природных богатств. Укажи правильный ответ.

1) умственный и физический труд

2) воздух, земля, почва,вода, растения и животные

3) экономика и экология



4.Что необходимо для того, чтобы добывать природные богатства?

1)товары 2) потребности

3) труд 4) услуги

5.Без чего невозможно сельское хозяйство?

1) без электричества

2)без хорошей погоды

3) без земли (почвы)

4) без транспорта

6.Какое природное богатство дает нам древесину?

1) животные 2) полезные ископаемые 3) вода

4) растения

7.Как используют воздух в экономике?

1) для строительства ветряных установок 2) для горения топлива

3) для добычи полезных ископаемых 4) для изготовления древесины

8.Какое природное богатство нужно для выработки топлива, производства металлов, строительства?

1)вода, 2)воздух, 3)почва, 4)растения, 5)животные, 6)полезные ископаемые

Проверка выполнения теста .

- Приготовьте сигналы. Показываем номер правильного ответа



2.

Постановка учебных задач и её решение


Словесн.: ответы на вопросы;
























Практический:

формулирование темы и цели урока;

3






Теперь вижу, что вы готовы. Тестирование прошли. Можем отправляться в путь.

Сегодня у нас необычный урок, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся поиском и изучением природных богатств.

Какие же богатства будем изучать?

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как их добывают?) Как надо охранять полезные ископаемые?

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

- Для чего нам необходимо это знать?

- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

- Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;


Определять тему урока;


Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;



3.

Решение частных задач


Словесный:

учебный диалог;









Словесный:

ответы на вопросы;































Фронтальная работа























Практический: работа с картой







Физминутка 













Практический:

Практическая работа в парах;
















Практический:

Практическая работа в группах;


5













































5












2






3














1












5











5














5








3

1.-Что такое полезные ископаемые?

- Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

- Теперь попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Предположите, почему их так называют.

Гипотеза: полезные ископаемые называют так, потому что…

Полезные ископаемые - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.

Представьте, что министерство промышленности распределяет задания производствам:

- строительной промышленности (отвечает 1 ряд)

-металлургической промышленности(отвечает 2 ряд)

-топливной промышленности(отвечает 3)

Что нужно для их работы ?

-Нужны полезные ископаемые

-Где они находятся? В земле.


2. Понятие- геологи

Люди какой профессии занимаются поиском полезных ископаемых?

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Представьте себя геологами. Как они работают?

Сначала геологи изучают свойства полезных ископаемых. Их внешний вид.

Давайте и мы попробуем определить их. Вы изучали в 1 и 2 классе некоторые полезные ископаемые.

Возьмите листочки с таблицами и по описанию угадайте их названия. Подпишите эти названия в верхней колонке.














Бежевый цвет,

сыпучий

Белый, пачкает руки

Твёрдый , состоит из 3 частей:

полевого шпата, слюды, кварца

Черный , блестящий

Жидкость коричневого цвета

Коричневый,

рыхлый

Твердый, кирпичного цвета

Твёрдая, черная, магнитит

Коричнавая, твёрдая


-Обратите внимание, что таблица выполнена в 3 цветах.

В какие группы объединены полезные ископаемые?

- используются в строительной промышленности

- используются в металлургической промышленности

- используются в топливной промышленности

Подпиши в таблице. Вот мы и выяснили, какие будем искать полезные ископаемые.

Где мы будем искать полезные ископаемые?

В каком месте? -Там где их создала природа. В месте их рождения.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

На карте геологи обозначают где какое полезное ископаемое находится.

У каждого полезного ископаемого есть свой значок.

Посмотрите на карте Хабаровского края, как обозначен каменный уголь, ….

Его добывают около поселка Чегдомын….

Оловянные руды добывают около посёлка Горного и Солнечного.

Сейчас каждый ряд отправляется в экспедицию искать и определять полезные ископаемые.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”


На каждой парте лежат полезные ископаемые. Они имеют свои номера. Надо в таблице проставить номера каждого полезного ископаемого. На каждом ряду разные полезные ископаемые.

Работаем сменными составами.1 ряд переходит на 3 , 2 ряд –на 1, 3 ряд- на 2

Таких переходов совершаем 3 раза.(работа в парах)

Проверка- Скажите, под каким номером на партах находится :

Песок, известняк,гранит,каменный уголь,торф, железная руда, магнитная руда, красный железняк?

Геологи разведали и нашли месторождения полезных ископаемых.

Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть.

.Тут приходит на помощь добывающая промышленность.

Работа в группах.(правила работы)

Вспомним правила работы в группах:

В группе работая, вежливы будьте.

Другу помочь вы не забудьте.

Не перебивайте друг друга.

Будьте открытыми для взаимодействия.

Уважайте мнение всех участников группы.

Приступаем к добыче полезных ископаемых.

Главный геолог-добытчик выходит к доске, находит плакат с добычей полезных ископаемых для своего производства. (топливная, строительная, металлургическая).

Дети сообща изучают информацию в группах у доски.

Потом проходят на места и рассказывают классу свою информацию.


Обобщение

Какие полезные ископаемые добывают в карьере?

Какие полезные ископаемые добывают в шахте?

Какие полезные ископаемые добывают из скважины?


Как можно использовать полезные ископаемые?

У вас на партах есть картинки предметов. На доске –названия полезных ископаемых. Возьмите картинки . Распределите, что -из чего сделано, как используются полезные ископаемые



Высказывать свои предположения;







Отвечать на вопросы















Анализировать;












Высказывать свои предположения;









Выполнять практическую работу


















Выполнять практическую работу с картой




















Выполнять практическую работу в парах

















Выполнять практическую работу в группах


К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;





К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.







П: извлечение необходимой информации;









К: высказывать своё предположение;



 





П: поиск и выделение необходимой информации;


Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

4.

Итог урока.

Рефлексия.


Словесн.: ответы на вопросы;

2

Рефлексия

Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны всем.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить.

-А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства? Беречь вещи…,экономно использовать

Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

- Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Домашнее задание.

Учебник с.46-49, сообщение о полезном ископаемом.


Записывать д.з




Отвечать на вопросы;


Подводить итог урока;





Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" в 3 классе

Автор: Потехина Светлана Валертевна

Дата: 10.03.2025

Номер свидетельства: 666344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока окружающего мира на тему  "Три кита экономики" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-tri-kita-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "138677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417591359"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме Полезные ископаемые."
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "301446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456921607"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "тема "полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "236384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444054089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тема: Полезные ископаемые.3 класс."
    ["seo_title"] => string(32) "tema_poleznye_iskopaemye_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "476615"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535546582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "131940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416248494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства