Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Тундра"»
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я.
2. Проверка знаний
На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Арктической пустыни
- Как вы представляете себе Арктику? (В Арктике зимой не падают солнечные лучи, тянется долгая полярная ночь. Летом полярные области круглосуточно находятся на освещённой стороне Земли, и наступает полярный день. При этом солнце остаётся низко над горизонтом. В холодных поясах лёд не тает всё лето)
- Каких представителей растительного и животного мира Арктики вы запомнили?(Белый медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, гренландский кит, мхи, лишайники, полярный мак).
-Хорошо.
Работа по карточкам
Карточка 2.
- Я вам сейчас раздам карточки с пропущенными словами, ваша задача логически заполнить пропуск.
Солнце направляет на зону Арктики _________лучи. Зимой в Арктике _____________. Дуют ________, бушует _________. Температура опускается до ___________градусов. Летом в Арктике ______________.
Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. В путешествиях многое можно узнать. И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас- И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать:
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.
3.Работа над новой темой
-Откройте учебник на с.72. Перед вами карта природных зон России. Найдите тундру на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? ( Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.)
- Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона?
(Тундра находится за линией северного полярного круга.)
-Молодцы.
-Сейчас мы перемещаемся на научную кафедру. По итогам заседания нашего научного совета нам предстоит подготовить мент.карту, на которой ключевым словом является слово тундра. Она располагается в центре нашего рабочего стола.
-Вы дома подготовили сообщения. Перед каждым из вас стоял вопрос: Что растет? Кто живет? Как живут?
-На вопрос: что растет? Кто нам может ответить? ( ботаники). Представлять науку ботаника будет Варвара:
Уважаемые коллеги, Пользуясь энциклопедией и учебником по окружающему миру, я выяснила, что тундра — страна вечной мерзлоты, долгого зимнего мрака и короткого полярного лета с незаходящим, слабо греющим солнцем. Поэтому в этой зоне растения плохо растут. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр. Я узнала, что почва тундры бедна перегноем. В тундре встречается множество мхов и лишайников. з-за короткого и холодного лета и длинной зимы большая часть растений тундры представлена многолетними и вечнозелеными растениями. Брусника и клюква являются примерами таких многолетних кустарничковых растений. Я удивилась, тому, что они начинают свой рост сразу же, как только растает снег. Среди растений в тундре много также черники, морошки и голубики, а также встречаются заросли кустистой ивы. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветра.
-Спасибо за выступление.
-Коллеги, есть ли ко мне вопросы?
Вопрос: Что Вы предлагаете разместить на нашей мент. Карте, в качестве подтверждения ответа на вопрос: что растет в тундре? ( картинки)
-Уважаемые члены научного совета, перед нами стоит еще один вопрос: кто живет? На него нам поможет ответить представитель науки зоология , Полина.
Пользуясь учебником по окружающему миру и энциклопедией, я выяснила, что отличительной особенностью тундры является большая численность, но малый видовый состав животных. К суровым условиям тундры приспособились лишь немногие виды, такие как лемминги- это мелкие зверьки, внешне и по образу жизни напоминающие хомяков. Так же здесь обитает песец- животное, относящееся к обширному семейству псовых.
Я выяснила, что в тундре обитает северный олень- это крупное животное с мощным туловищем и несколько коротковатыми ногами. Несмотря на это, выглядит оно очень грациозно, особенно во время бега. Особую красоту этому животному придают роскошные рога, которые имеют особи обоих полов. Это настоящее оружие оленей – они помогают дать отпор волку. В тундре обитает белая куропатка- растительноядная птица. Летом ее оперение бурое, а белым становится к зиме. Ногти куропатки к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это ее защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь. Я узнала, что полярная сова- птица хищная. Оперение у нее круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает от ледяных ветров. Замечательные обитатели тундры- заяц-беляк, волк и овцебык.
На лето в тундру прилетают серые журавли, гуси и лебеди. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в теплые края.
Вопрос: Что Вы предлагаете разместить на нашей мент. Карте, в качестве подтверждения ответа на вопрос: кто живет в тундре? ( картинки)
-Молодец. А у нас остался последний вопрос: как живут? На него нам поможет ответить эколог Арина.
Я выяснила, что основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2. местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3. незаконная охота – браконьерство; 4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!” (показать знак "Ограничение выпаса оленей”). Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
Я выяснила, что самое страшное – это загрязняющие вещества, которые образуются в результате хозяйственной деятельности.. Загрязняющие вещества не остаются на месте, воздушные течения разносят их на большие расстояния. А обитатели тундры, особенно лишайники, необычайно чувствительны к их воздействию. В тундре загрязняющие вещества накапливаются, а не промываются талыми водами. Низкие температуры тормозят разрушение вредных соединений. Погибают десятки рек и озёр. В почву и водоёмы круглый год текут ручьи мазута и солярки от буровых установок. Побережье арктических морей и вся тундра захламлены бесхозной бочкотарой и ржавым железом. Многие населённые пункты находятся в антисанитарном состоянии. Ещё одна беда тундры – бесконтрольная охота и браконьерство. Многие виды растений и животных стали редкими. Всё это не может не тревожить людей. Для сохранения редких видов растений и животных созданы заповедник Таймырский.
-Спасибо за выступление. Есть вопросы к нашему экологу?
Вопрос: - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
запретить браконьерство оленьи пастбища под охрану не использовать тяжёлую технику бережно относится к природным богатствам
-Можно ли это разместить на нашей мент.карте? – Да.
-Давайте посмотрим, какая ментальная карта у нас получилась.
-Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
Физминутка
5.Рефлексия
*Тест.
-Как вы оцениваете наш урок. Покажите смайлики: если вам понравился урок покажите смайлик с улыбкой, а если не понравился покажите грустный смайлик. (смайлики)
-Что нового узнали? ( Узнали новую природную зону – тундру. Какие животные в ней живут, какие растения растут, и какие экологические проблемы в этой зоне существуют).