Конспект урока окружающего мира для 4 класса по теме: «Тундра»
Конспект урока окружающего мира для 4 класса по теме: «Тундра»
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Тундра" с целью формирования у учащихся представлений о природных особенностях, растительном и животном мире тундры
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира для 4 класса по теме: «Тундра»»
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса
по теме: «Тундра»
Цель урока:
- формирование у учащихся представлений о природной зоне- тундры.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
- Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Личностные:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Ход урока
Организационный момент
- Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.
Глазками пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.
А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть вас, и надеюсь, что сегодняшний
урок принесет нам радость общения друг с другом.
- Тихонечко садитесь!
Актуализация знаний
1.Повторение материала пройденного урока;
2.Проверка домашнего задания.
- Какое большое путешествие мы начали на прошлом уроке? (Мы начали путешествовать по природным зонам России.)
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (Познакомились с зоной арктических пустынь).
- И какое было домашнее задание? (Прочитать параграф о зоне арктических пустынь).
- Теперь, чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока и насколько хорошо выполнили домашнее задание, мы с вами выполним тест. (Каждый ученик получает тест и самостоятельно выполняет.)
Тест «Зона арктических пустынь»:
1.Природная зона арктических пустынь расположена …
- А теперь выполним взаимопроверку. (взаимопроверка по документ- камере).
Постановка проблемной задачи
- В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс.
- Сегодня мы будем путешествовать по другой природной зоне ТУНДРА.
- Какова цель урока? (Цель урока: познакомиться с природной зоной тундры)
Работа над новым материалом
2 слайд
- ТУНДРА протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. В переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
3 слайд
- Суров климат тундры: круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
4слайд
- Ребята, а какие же растения растут в тундре и как они приспособились к жизни? (сообщения учеников).
5 слайд
Морошка — это ближайший родственник малины. Однако это не кустарник, а многолетнее травянистое растение. Каждую весну от тонкого корневища, находящегося в почве, вырастает невысокий прямостоячий стебель с несколькими листьями и только одним цветком. К зиме вся надземная часть растения погибает, а весной вновь вырастает очередной побег. Морошка во многом отличается от малины. Ее стебли лишены колючек, листья округло-угловатые. Цветки гораздо крупнее, чем у малины, с пятью белыми лепестками, направленными в разные стороны.
Голубика- один из невысоких тундровых кустарников. Отличительный признак этого растения — голубоватый оттенок листвы. По форме и размерам листья почти такие же, как у брусники, но сравнительно тонкие, нежные. Они появляются весной и к осени опадают. Голубика, в отличие от брусники, кустарник листопадный. Плоды голубики — синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. Они напоминают ягоды черники, но крупнее их. Мякоть плодов не такая, как у черники, — она имеет зеленоватый цвет. Ягоды голубики съедобны, они слегка водянистые, но сладкие.
Брусника представляет собой вечнозеленый кустарник, который может вырасти максимум до 25 см. Цветы ее, которые являются великолепным медоносом, обладают ярко-розовым цветом. Это растение можно встретить в тундре, в лесах Сибири, на Кавказе. Оно очень часто встречается в различных хвойных лесах, а также на равнинах и горных тундрах.
О полярной иве трудно сказать, что это кустарничек, а не травянистое растение, настолько она мала. Надземный коротенький побег их, слегка показываясь на поверхности, имеет всего лишь несколько мелких листочков. Они долго держатся на стволиках, а иногда даже под снег уходят зелеными.
- Большое Вам спасибо за Ваши выступления!
6 слайд
- Теперь поговорим о животном мире тундры и как они приспособились к жизни? (сообщения учеников).
7 слайд
Кречет – заметная и эффектная птица, немного напоминающая сапсана. Это самая крупная птица в семействе соколиных. Птица- сильная, умная, выносливая, стремительная и осторожная.
Лебеди – очень красивые и изящные птицы. Они знамениты своей лебединой шеей, которая выполняет важную роль в питании: с помощью шеи лебеди достают корм со дна.
Северная олень - это крупное животное с мощным туловищем и несколько коротковатыми ногами. Несмотря на это, выглядит оно очень грациозно, особенно во время бега. Особую красоту этому животному придают роскошные рога, которые имеют особи обоих полов. Это настоящее оружие оленей – они помогают дать отпор врагу.
Полярная сова или белая сова – крупная красивая птица, обитающая в тундре. Самки гораздо крупнее самцов. Длина тела самки может достигать 70 см, размах крыльев 165 см, а вес – 3 кг. Эта птица предпочитает просторные открытые места и в лесах почти не встречается.
Песец- очень красивое и интересное животное. Это животное способно выдерживать очень низкие температуры, благодаря своему теплому меху. Всем известно, что их мех очень ценен. Песца часто называют — полярной лисицей.
Кулики - птицы маленького размера, с миниатюрным тоненьким клювом, невысокими ножками, серо-рыжим оперением.
- Большое Вам спасибо за Ваши выступления!
8 слайд
- А теперь поговорим об основных занятиях населения тундры, экологических проблемах тундры, и об охране природы тундры.
9 слайд
- Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, якуты, чукчи и др.
10 слайд
- Основное занятие населения тундры – оленеводство.
11 слайд
- Ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.
12 слайд
Существует большое количество экологических проблем:
1) Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов;
2) Незаконная охота – браконьерство;
3) Оленьи пастбища вытаптываются;
4) Местность загрязняется нефтью во время её добычи.
13 слайд
- Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения, танцуют под музыку (под руководством учителя).
Первичное закрепление
- Ребята, перед Вами три конвертика: красный, желтый и зелёный. В красном конвертике- задания повышенной сложности, в желтом конвертике- задания средней сложности, а в зелёном конвертике- задания лёгкой сложности.
Выбирайте себе интересующее вам задание и выполняйте. (дети выполняют задания).
Красный конверт:
Вставить пропущенные слова в текст:
Природные условия тундры менее суровы, чем …________________
В тундре много различных мхов и …___________________________
Кроме того здесь растут …, …, …, …___________________________
А вот постоянно живут в тундре белая … ______________ и полярная …_______________________
Самым главным животным тундры является северный …____________
Основное занятие населения тундры – …__________________________
Жёлтый конверт:
Даны утверждения. Если оно относится к тундре, то ставите +, если не относится, то - .
Утверждения:
Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
В тундре нет коренного населения.
Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя.
Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
В тундре добывают нефть и природный газ.
+ + - + - +
Зелёный конвертик:
Запишите 3 растения тундры:
1)
2)
3)
Запишите 3 животных тундры:
1)
2)
3)
Подведение итогов урока
- Дружите с природой и будьте добры!
Впустите вы в сердце чуть-чуть красоты.
Душа распахнется, станет ярче вокруг.
Тогда вы поймете, что природа наш друг!
Рефлексия деятельности
«Плюс-минус-интересно».
- В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.
В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.
«П»____________________________
________________________________
________________________________
«М» ____________________________
________________________________
________________________________
«И» ____________________________
________________________________
________________________________
«П»____________________________
________________________________
________________________________
«М» ____________________________
________________________________
________________________________
«И» ____________________________
________________________________
________________________________
Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике на странице 84-87 и ответить на вопросы. Пересказ любой части на выбор