Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Органы чувств"»
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок окружающего мира 4 класс.
Тема: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Цель:обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать результат учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обрабатывать информацию;преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, обращатьсяза помощью к учителю, формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль; формулировать высказывания, мнение; согласовывать позиции с партнером; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.
Предметные: рассказывать об органах чувств, выделять их особенности;знать строение органов чувств;выполнять советы врачей по уходу за органами чувств.
- Ребята, я желаю вам, чтобы знания, которые вы получаете в школе, вы использовали и применяли их в своей жизни. Желаю вам плодотворной, интересной работы.
Урок окружающего мира. Начинаем.
Актуализация знаний.
Учитель:
Я зачитаю вам отрывки из сказок, а вы слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы правильно.
«А Иавн лежит в избушке – не спится ему. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит…»
- Что помогло Ивану сориентироваться в пространстве? (глаза)
Следующий отрывок. «Баба Яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит….»
- Что помогло девочке услышать приближение Бабы Яги? (ухо)
Верно. Слушаем дальше.
«Принёс Иржик рыбу на кухню, поглядел на неё и ещё больше удивился: никогда он не видел такой рыбы. Каждая рыбья чешуйка светилась разноцветным огнём, как радуга. Жалко было чистить и жарить такую рыбу. Но против королевского приказа не пойдёшь. Жарит Иржик рыбу и никак не может понять, готова она или нет. Рыба не румянится, не покрывается корочкой, а становится прозрачной. «Кто её знает, зажарилась она или нет, - подумал Иржик. – Надо попробовать…»
- Какой орган помог герою определить готовность рыбы? (язык)
А вот сейчас угадайте: «Увидела баба-Яга Марьюшку, зашумела: - тьфу, тьфу, русским духом пахнет!»
- О каком органе в этой сказке идёт речь? (нос)
«-Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь? Рассказал Иван-царевич ему про своё несчастье. Старик и говорит ему «Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась. За это он осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Иван-царевич, зачем ты спалил….?»
- Так что сжёг Иван-царевич? (кожу)
- Ребята, повторите слова, которые вы сейчас назвали? (Глаз, ухо, нос, язык, кожа)
- Что означают эти слова? (Органы чувств)
- Продолжите: ухо – орган (слуха), глаз – (орган зрения), нос – (орган обоняния), язык – (орган вкуса), кожа – (орган осязания).
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Органы чувств)
- Правильно. Но мы уже познакомились со всеми органами чувств на прошедших уроках. Какова же будет цель сегодняшнего урока? (Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.)
- И ещё, я надеюсь, сегодня на уроке вы узнаете много интересного об органах чувств.
Организация работы в группах.
- Работаем мы сегодня с большим материалом, как нам сделать так, чтобы весь материал вспомнить за один урок? (работа в группах) Вы будете работать в группах. Каждая группа расскажет об одном органе чувств. По одному представителю выйдите и определите, о каком органе будет рассказывать ваша группа. (Представителивытягивают карточку с названием органа чувств)
1 группа: Глаз- орган зрения. Стр. 52-56
2 группа: Нос – орган обоняния. Стр. 46-48
3 группа: Ухо – орган слуха. Стр.57-61
4 группа: Кожа - орган осязания. Стр. 62-63, дополн. литература
5 группа: Язык - орган вкуса. Стр. 49-51,
Итак, ваша задача, прочитать о выбранном вами органе чувств и передать материал учебника для всех. Помогут вам в этой работе карточки. В ходе работы вы будете определять термины и выбирать необходимые для вас понятия. Время на работу 10 минут.
Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
Физкультминутка. (Проводится во время выступления группы, которая рассказывает о глазах).
Презентация выступлений.
Выступление групп (15 мин.)
Начинаем с группы глаз – орган зрения.
Обобщение.
Что получилось? (кластер)
Если не скажут слово, то предлагаю разгадать кроссворд.
Орган осязания.
Внутреннее ухо.
Орган дыхательной системы.
Очень важная часть глаза, которая находится прямо за зрачком.
Место, где находится язык.
Желтоватое, немного липкое вещество, горькое на вкус, которое вырабатывается в слуховом канале.
Цветное кольцо в центре глаза.
Какое слово получилось? (кластер)
С какой целью мы его составляли? (обобщаем знания)
Достигли ли мы этой цели?
10. Итог урока.
Без чего не могут осуществлять свою функцию все эти органы? (головной мозг)
Сегодня мы вспомнили о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств.
И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а… Мозг!»
- Как же это понять?
- Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах и вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, необыкновенно быстро. Мы дотрагиваемся пальцами, например, до книги и сразу чувствуем ее. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи пальцев успел «добежать» до головного мозга.
- Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и его вкус не спутает со вкусам огурца. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге - это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган. Они помогают нам воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
11. Рефлексия.
- На столах у вас лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Оцените работу своей группы. Если у вас всё получилось, и вам понравилась работа группы, покажите круг зелёного цвета. Если, группа недовольна своей работой на уроке, покажите круг красного цвета. А если мнение членов группы разделилось, то покажите круг жёлтого цвета.