Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему "Что такое деньги?"»
Конспект урока окружающего мира
Класс: 3в
Учитель: Юхвитова Светлана Витальевна
Тема: «Что такое деньги?»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель: дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Задачи:
Выяснить, что такое деньги.
Выяснить, для чего нужны деньги.
Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.
Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами.
Оборудование: учебник для 3 класса "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков часть 2; рабочая тетрадь "Мир вокруг нас"; монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка – у каждого ученика; карточки с задачами, старинные монеты.
В названии темы урока одно слово. Догадайтесь, о чём идёт речь.
Ну, что сказать о первом слоге?
О нём известно только то,
Что он антоним слову "ночь"
И привиденья гонит прочь.
А дальше догадайтесь сами…/
И что за слово выйдет тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
Ученики: Деньги.
III. Формулирование темы урока.
Учитель: Правильно. Будем говорить о деньгах. Как вы понимаете, что такое деньги?
(Высказывания детей.)
Учитель: На этот вопрос мы с вами должны ответить на уроке.
IV. Ознакомление с новым материалом.
- Каждый из вас на сегодняшнем уроке вступает в клуб будущих экономистов. За работу на уроке вы будете получать «денежки». В конце вы подсчитаете свою «зарплату». Желаю вам удачи.
- Итак, на какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Что такое деньги?)
- Послушаем, что нам расскажут «юные экономисты». Надежда Вадимовна дала вам домашнее задание: узнать об истории денег.
1 ученик: Каждую минуту на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причём разные люди и предприятия производят различные товары. Например, фермер выращивает картофель, кондитерская фабрика делает конфеты, автомобильный завод - автомобили.
2 ученик: Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: бартер и купля-продажа.
Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие. Например, один завод производит кирпичи, а ему нужны трубы. Работники завода находят другое предприятие, которое производит трубы, а ему нужны кирпичи. И они меняются. (Слайд 1.)
Учитель: Часто не удавалось обменять один товар на другой. А представьте, если этот товар тяжёлый и его нужно было нести обратно.
3 ученик: Гораздо удобнее другой способ обмена – купля-продажа. (Слайд 2.) Это такой обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар – это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно – указывает цена товара.
Тот, кто производит нужный вам товар, без всяких хлопот отдаст его за деньги. А сам на эти деньги купит то, что ему необходимо. Значит, деньги– это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. (Слайд 3.)
Учитель: Повторим все вместе, что такое деньги.
Учитель: Как вы думаете, а когда появились деньги?
(Высказывания детей.)
Учитель: Что говорят «экономисты»?
4 ученик: Люди придумали деньги уже в глубокой древности. Сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. Но это было сложно и неудобно. (Слайд 4.)
5 ученик: Самыми удобными деньгами оказались металлические. (Слайд 5.)
Учитель: Перед вами старинные монеты, которыми Чувашии издавна украшали национальный женский костюм. Это головной убор – тухья. (Показываю.) Здесь можно увидеть старинные монеты 17, 18 веков. (На перемене можете посмотреть.) Считалось, что они оберегают от злых духов. Кроме того, во время танцев деньги издают мелодичный звон. Сначала их украшали серебряными монетами. Позже стали использовать искусственные.
5 ученик: У металлических денег всё же оказался важный недостаток - они тяжёлые и занимают много места. (Слайд 6.)
Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники или грабители сразу его найдут.
6 ученик: Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. (Слайд 7.)
Учитель: А какие денежные единицы вы знаете?
(Высказывания детей.)
Прочитайте об этом в учебнике на с. 70 (1 абзац). (Слайд 8.)
Учитель: Как вы думаете, почему российская денежная единица называется «рубль»?
(Высказывания детей.)
- Прочитайте об этом на с. 72 в рубрике «Для самых любознательных».
(Учитель: В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль). (Слайд 9.)
Практическая работа (в парах).
Учитель: У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Что на них изображено и написано?
- Кто знает, как называются части монеты? (Высказывания детей.)
- Прочитайте об этом в учебнике на с. 70, 2 пункт практической работы).
Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется "аверс" или "орёл" (Слайд 10.)
Другая сторона - оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты - "гурт". (Слайд 11.)
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Монетки, видно, не нашёл.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.
Учитель: А сейчас откройте тетради и выполните задание №2. (Выполняется взаимопроверка.)
Учитель: Ребята, у кого из вас есть деньги?
- Откуда они у вас? (Высказывания детей.)
- А откуда у родителей деньги? (Высказывания детей.)
- То есть это плата за работу (сокращённо – зарплата).
- На заработанные деньги семья покупает необходимые товары и услуги.
- Бывает ли так, что родители часть денег откладывают на будущее?
- Когда ваша семья будет использовать эти деньги? (Высказывания детей.)
- Как называются такие деньги? Прочитайте об этом в учебнике на с. 70 (2 абзац).
- Это сбережения. Человек их использует, когда необходимо. Он может накопить деньги на дорогую покупку, например на автомобиль.
- Какую роль выполняют деньги? (Высказывания детей.)
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара)
(Слайд 12.)
Работа в группах.
(Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3 задачи: по 1 задаче на группу.)
Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов мёда и заплатила за это 2 зёрнышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?
Выберите один из вариантов:
- средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара)
Задача 2. Цена телевизора – 15тысяч рублей. Цена плеера – 1 тысяча 600 рублей. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?
Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара)
Задача 3. Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? Выберите один из вариантов:
средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).
Учитель: Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".
(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71.)
- Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматами (от латинского слова «нумисма» - монета.)
- Но деньги – не главное в жизни. Конечно, экономить надо. Но не путайте жадность и экономию.
Вспомните пословицы о деньгах.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Копейка рубль бережёт.)
V. Закрепление.
Учитель:
– Не хотите ли немножко еще подзаработать? На каждой “денежке” вопрос, тот, кто правильно ответит, тот забирает её себе.
Вопросы викторины:
Как называется плата за работу? (Заработная плата.)
Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения.)