Оборудование: презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.
Технологическая карта урока
Ι. Орг. момент.
Психологический настрой.
Добрый день, уважаемые ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.
Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми.
И так, начнем наш урок.
1. Эпиграф.
- Внимание на экран.
СлайдСлово делится на части,
Как на дольки апельсин.
Может каждый грамотей, Строить слово из частей.
- Как вы понимаете эти слова?
- Всё на свете из чего-нибудь состоит:
облака из капелек, лес из деревьев.
Слова тоже сделаны из своего материала.
2. Словарная работа.
- Из какого материала, мы узнаем, проведя словарный диктант.
Я тетрадь свою…
Слайд
1. Пищит над ухом он всю ночь, И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький …(Комар)
2. Сколько выросло плодов,
Овощей, зерна, цветов!
На участке не зевай,
Собирай-ка … (Урожай)
3. Из земли - за чуб плутовку
Тянем сочную: (морковку)
4. Буквы, значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется... (Алфавит)
5. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней.
Май серёжки дарит ей. (Берёза.)
6. Он на яблочко похож,
В лечо и борще хорош.
Режу я его в салат.
Угадали что? - (Томат)
7. Население государства, жители страны. (Народ.)
к
о
м
а
р
у
р
о
ж
а
й
м
о
р
к
о
в
ь
а
л
ф
а
в
и
т
б
е
р
ё
з
а
т
о
м
а
т
н
а
р
о
д
критерии оценивания: (на полях)
- - без ошибок
- 1 ошибка
– 2-3 ошибки
- Что такое морфема? (части слова)
Слово делится на части
Как на дольки апельсин.
- И у каждой части слова есть своё название. Так ведь?
II. Актуализация знаний.
1. Выбор морфем. (устно)
- Прочтите данные слова, выберите только части слова. Докажите.
- С помощью каких частей слова (морфем) образовались однокоренные слова?
критерии оценивания: (на полях)
- - без ошибок
- 1 ошибка
– - 2-3 ошибки
4. Волшебные суффиксы (по рядам)
- Что мы знаем о суффиксах?
(Часть слова, стоящая после корня. Служит для образования новых слов.)
- Какая волшебная сила есть у суффикса?
(стоит ему дотронуться до предметов, как они становятся большими и могущественными; или вносят уменьшительно – ласкательное значение, или придают ярко –выраженный оттенок и многое другое.)
«Четвёртый лишний»
Каждый ряд выписывает в строчку, через запятую, 3 слова. Устно объяснить – почему 1 слово лишнее.
Слайд
1 ряд2 ряд 3ряд
Зимушка ветрище красноватый
матушка домище красный
ветрище снежок желтоватый
кормушка котище сладковатый
- Объясните, какое слово лишнее и почему.
критерии оценивания:
- - без ошибок
- 1 ошибка
– 2-3 ошибки
Физминутка.
5. Буквенный диктант.
- Прочитаем слова.
- Что нужно проверить в этих словах? (безударную гласную)
Слайд П... ляна, сн… жок, х ... лмы, заскр… пит, л... сной, ст … ит.
- Написать только буквы, которые вы вставляете.
(Устно – объяснить. Пишу безударную гласную …, потому что проверочное слово…)
Проверка: Слайдо, е, о, и, е, о
критерии оценивания: (на полях)
- - без ошибок
- 1 ошибка
– 2-3 ошибки
- Найдите лишнее слово. Заскрипит
- Почему это слово? (в нём есть приставка)
- Что такое приставка?
- Как её найти?
6. Самостоятельная работа.
У нас есть корень -лет- из слова «лететь» и разные приставки.
Наша задача – образовать новые слова.
Слайд Смотрите внимательно на действия скворца и записывайте.
(Демонстрируется слайд, ученики работают самостоятельно).
Какую роль играют приставки? С их помощью образуются новые слова.
критерии оценивания: (на полях)
- - без ошибок
- 1 ошибка
– 2-3 ошибки
7. Образование слов.
- Выберете ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно получиться новое слово. Каждый работает сам.
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
СЛОВО
пошёл
слово
лисица
река
пословица
полёт
краски
дочка
лапа
покраска
расписка
садик
звезда
рассада
Слайд
Танюша, 5 столбик сразу пустой. Появляется при проверке.
критерии оценивания: (на полях)
- - без ошибок
- 1 ошибка
– 2-3 ошибки
8. Морфемный разбор получившихся слов.
IV. Итог урока.
- Какие части слова вам встречались на уроке?
- Какая часть самая важная?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Какие части слова служат для образования слов?
- Что служит для связи слов в предложении?
V. Рефлексия.
Слайд
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое – что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!
(Сначала пусть прочитают все выражения, а потом высвечиваются по одному, ладно?)
Слайд VI. Д\з Упр. 385, прав., с. 112- 136 повторить
Выдели окончание и основу слова:
Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные,
звери.
Прочитай. Найди лишнее слово, зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый.
Гористый, гора, горчица, горная.
Выдели окончание и основу слова:
Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные,
звери.
Прочитай. Найди лишнее слово, зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый.
Гористый, гора, горчица, горная.
Выдели окончание и основу слова:
Уроки, бумага, партах, дети, фигурки, животных, ёлку, бумажные,
звери.
Прочитай. Найди лишнее слово, зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый.
Гористый, гора, горчица, горная.
5.12 – русский язык
Форма обучения - урок. Тип урока –открытие новых знаний
Тема данного урока: “Нахождение в слове приставки, суффикса, окончания”.
Исходя из вышеизложенных задач, мною была выбрана следующая структура урока:
Организационный момент.
Цель данного этапа –обеспечить приятную обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка.
Следующим был этап актуализации и коррекции знаний.
Цель этапа – актуализировать знания учащихся по теме.
В работе со словарными словами наряду с расширением словарного запаса учащихся, развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение.
Упражнение “Летучка” активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.
Цель этапа – подготовить учащихся к основному виду деятельности, доминирующему на уроке - формированию познавательных интересов.
На этом этапе использовался метод постановки проблемной ситуации. Таким образом, детьми, при незначительной помощи учителя, была сформулирована тема урока.
Изучение нового материала.
Цель этапа – создание учащимися образовательного продукта – алгоритма разбора слов по составу. Использование индуктивного метода, от частного к общему, позволяет собрать “шаги” и получить план действий.
Практическое применение знаний.
Цель этапа – закрепить полученные знания, повысить уровень осмысления материала.
Подведение итогов.
Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. На этом этапе был подведён итог урока.
На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), работа в парах (составление алгоритма), индивидуальная (составление текста).
На уроке использовались технические средства обучения.
Высокая работоспособность обучающихся поддерживалась благодаря разнообразию видов деятельности, доброжелательной обстановке на уроке, общей заинтересованности, эмоциональному настрою.
На протяжении всего урока мы не только учились, но и формировали общеучебные умения и навыки, готовились к способности заниматься самообразованием. Велась работа по:
1) формированию специальных или общеучебных умений и навыков учащихся:
учебно-организационных - умение планировать деятельность; контролировать; рефлексировать; работать в темпе.
учебно-интеллектуальных - умение анализировать, сравнивать, обобщать; приводить доказательства, обосновывать свой ответ, комментировать ответ товарища;
учебно-коммуникативные –умение общаться.
2) а также над развитием личностных качеств учащихся:
креативные качества – умение создавать образовательный продукт в ходе индивидуальной самореализции;