kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Клетка - основа строения и роста живых организмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует у обучающихся понятие «клетка», познакомит со строением клетки.

Цели, задачи:

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других.

Планируемые результаты:

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Слайд1

Добрый день.

Слайд 2

Добро пожаловать в научную лабораторию. Сегодня на уроке я вам предлагаю стать учёными-исследователями. Чем занимаются учёные?

• Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.

• Ищут ответы на эти вопросы.

• Наблюдают, проводят опыты.

• Проверяют свои догадки. Делают выводы.

Слайд3

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

• Старший научный сотрудник - руководит работой группы.

• Помощник – читает задание.

• Все остальные – эксперты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему КЛЕТКА - основа строения и роста живых организмов»

Конспект урока на тему: «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»


Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других.

Цели, задачи:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Планируемые результаты:


Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре­зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.


Этап урока

Деятельность на уроке

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Слайд1

Добрый день.

Слайд 2

Добро пожаловать в научную лабораторию. Сегодня на уроке я вам предлагаю стать учёными-исследователями. Чем занимаются учёные?
• Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
• Ищут ответы на эти вопросы.
• Наблюдают, проводят опыты. 
• Проверяют свои догадки. Делают выводы.

Слайд3

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
• Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
• Помощник – читает задание.
• Все остальные – эксперты.

2. Актуализа­ция знаний


Слайд4

Работа по группам:

- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

(Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает).

- А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

- Да.

- Как?

- Мы выросли.

- Как вы думаете, почему?

Выдвигаются гипотезы детей.

Слайд5

- Как вы считаете, о чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: «Клетка - основа строения и роста живых организмов».

3. Постановка учебной задачи


Слайд6

-Чтобы мы можем узнать по этой теме?

Постановка задач урока: (ответы детей)

-Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки


-Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

-С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

-А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

4. Усвоение новых знаний и способов действий


Слайд7

Рассказ учителя:

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Слайд8

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

Слайд9

Давайте составим план нашего исследования:

План

  1. Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя. (работа с микроскопом, работа с учебником с. 20)

  2. Определить значение клетки (работа с учебником с. 21)

  3. Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

-С осторожностью рассматривать вещества.


На партах микроскоп. Детям предлагается рассмотреть и зарисовать клетки луковой шелухи


Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.


Какой вывод мы можем сделать о строении клетки?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро


В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные. Большинство организмов многоклеточные.

- Из скольких клеток состоит наше тело?

- А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.


Вывод: клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

Слайд10

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека


- Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

- Что общего в их строении?

- Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.


Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…


Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Слайд11

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам. Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

-А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

-Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

5. Закрепле­ние знаний и способов действий




-Вспомните, какова тема нашего урока.

-На какие вопросы мы хотели найти ответы?

- Что мы узнали о клетке?

Слайд12

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. (клеточное строение).

Главными частями клетки являются: ………..(оболочка, цитоплазма и ядро).

Живые клетки ……… (дышат, питаются, растут и размножаются).

Клетки отличаются…….. (по размерам, форме и выполняемым функциям).

Микроскоп – прибор для изучения ……….. (объектов маленького размера).


Так почему мы растём?

6. Подведе­ние итогов уро­ка. Рефлексия. Домашнее задание



Подведём итоги урока. Закончите предложения:

Слайд13

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Домашняя работа:

- Подготовить кроссворд по теме «Клетка – основа строения и роста живых организмов. Пересказ стр. 20-23











































Приложение:

Листок исследователя



  1. Строение клетки

Зарисуй строение клетки луковой шелухи. Подпиши главные части клетки.

«Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Цели, задачи:

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Планируемые результаты:


Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и ре¬зультат своих действий, слушать мнения других; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку;

Основные понятия: клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия.















  1. Какие клетки мы можем увидеть без помощи микроскопа?

__________________________________________________________________________________


  1. Значение клеток:___________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________


  1. Какие виды клеток встречаются в человеческом организме?









__________________ _________________ __________________ __________________


  1. Докажи, что клетка живая.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Просмотр содержимого презентации
«КЛЕТКА»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Чем занимаются учёные?

Чем занимаются учёные?

Состав научной группы:

Состав научной группы:

  • Старший научный сотрудник
  • Помощник научного сотрудника
  • Эксперты
Человек – часть живой природы. Так ли это?

Человек – часть живой природы. Так ли это?

Тема урока:  оо  «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Тема урока: оо «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Задачи урока: Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют клетки? Чем могут отличаться клетки  друг от друга? Почему?

Задачи урока:

  • Что такое клетка?
  • Как устроена клетка?
  • Какие клетки бывают?
  • Какую работу выполняют клетки?
  • Чем могут отличаться клетки

друг от друга? Почему?

Роберт Гук Антони Ван Левенгук 1632 - 1723 1635 - 1703

Роберт Гук

Антони Ван

Левенгук

1632 - 1723

1635 - 1703

Срез пробкого дерева Срез пробкового дерева из книги Микрография, Роберт Гук

Срез пробкого дерева

Срез пробкового дерева из книги Микрография, Роберт Гук

План исследования:

План исследования:

  • Найти и рассмотреть клетку, определить её строение, зарисовать клетку в листе исследователя. ( работа с микроскопом, работа с учебником с. 20 )
  • Определить значение клетки. ( работа с учебником с. 21 )
  • Узнать, какие бывают клетки в организме человека ( работа с учебником с. 22 )
Какие клетки человек может видеть невооружённым глазом?

Какие клетки человек может видеть невооружённым глазом?

Это интересно!!!  Деление клеток пополам

Это интересно!!! Деление клеток пополам

Закончите предложения:

Закончите предложения:

  • Всё живое имеет ………………………… строение.
  • Главными частями клетки являются: ………, ………………………, ………………………..
  • Живые клетки дышат, ………., …………..... и …………………….
  • Клетки отличаются по ……………, ……….......... и ……………………………………
  • Микроскоп – это прибор для …............................
Подведём итоги урока:

Подведём итоги урока:

  • Сегодня я узнал(а)
  • На уроке было интересно
  • Меня удивило
  • После урока я захотел узнать


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Клетка - основа строения и роста живых организмов"

Автор: Сырова Вера Викторовна

Дата: 13.09.2016

Номер свидетельства: 343513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока "Клетка - основа строения и роста живых организмов" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-klietka-osnova-stroieniia-i-rosta-zhivykh-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "195583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427921160"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по биологи на тему: "Органические вещества клетки - белки""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_biologi_na_temu_organicheskie_veshchestva_kletki_belki"
    ["file_id"] => string(6) "589644"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635234298"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-mirie-priekrasnogho-i-viechnogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415650389"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему " Химическая организация клетки.Неорганические вещества." "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskaia-orghanizatsiia-klietki-nieorghanichieskiie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "240435"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445010746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства