карточки с названиями частей тела гуся, словами-признаками; картинки-опоры;
карточки со словами для составления предложений;
Ход урока.
1.Организационный момент
Веселый зазвенел звонок,
Давайте же начнем урок,
Работать вместе будем,
Все важное обсудим.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Упражнение по коррекции зрительной памяти обучающихся.
Поработаем над развитием внимания и памяти
Учитель демонстрирует на слайдах № 1 предметные картинки с номерами. Ученикам предлагается запомнить последовательность картинок, восстановить номера картинок по памяти, назвать картинку под номером 3, 1, 4..
III. Сообщение темы урока.
- По развитию речи мы начинаем изучать новую тему «Домашние птицы». А о какой домашней птице мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка про гуся.
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Ктоэто? Гусь. Слайд 2
- Какова тема нашего урока?
Д. - Тема нашего урока: «Домашняя птица: гусь». Слайд 3
У. – Сегодня на уроке мы поговорим о домашних гусях, узнаем, чем они питаются, какую пользу приносят людям.
Кто изображен на картинках? (Птицы) Слайд 4
- По каким признакам узнали, что это птицы? (Имеются крылья, тело покрыто перьями)
- На какие две группы можно разделить этих птиц? ( Дикие и домашние)
Чем отличаются дикие и домашние птицы?
Дикие живут в природе, за домашними ухаживает человек, они приносят пользу человеку;
Дикие бывают перелетными и зимующие
Рассмотрим домашнего гуся по плану:
1.Работа по плану.Слайд 5
1.Внешний вид: - части тела
- покров
- окраска
2. Способ питания.
3. Повадки.
4. Польза для человека.
-Гусь считается первой домашней птицей человека. Их предок – дикий серый гусь, стал домашним очень давно.
Домашние гуси – это одни из самых крупных домашних птиц. Домашние гуси птицы очень спокойные, по сравнению с другими домашними птицами.
Гуси достаточно сильные птицы и при необходимости могут дать отпор своему врагу (собаке или человеку), первыми как правило они не нападают. Если гуси с детства живут в окружении людей, то они к ним очень привыкают и становятся ручными. Более того, гусей можно дрессировать, они без проблем способны запоминать различные команды.
- Давайте внимательно рассмотрим гуся.
Внешний вид
1а) Части тела. Слайд 7
-Назовите части тела гуся. (Тело гуся состоит из головы, шеи, туловища и лап.)
-Рассмотрим голову: Слайд 8
Составьте словосочетания (Голова, маленькая)
Что находится на голове? (На голове имеются глаза, клюв).
- Глаза какие? (Маленькие, круглые)
- А какой клюв? (Плоский, широкий, длинный)( Клюв крепкий, края его с зубцами - ими гуси срезают, как ножницами, листья и стебли растений. А ноготком на конце клюва схватывают зёрна, овощи.)
Затем идёт Шея? (Длинная, тонкая, вытянутая), которая переходит в
продолговатое туловище. Слайд 9
- Какое туловище? ( вытянутое, овальное)
- Что есть на туловище? На туловище располагаются крылья и хвост.
-Какие крылья? (Сильные)
-Какой хвост? (маленький, короткий)
- Какие лапки? ( Оранжевые) Слайд10
- Что есть на лапах? ( Плавательные перепонки)Для плавания у них имеется приспособление – три передних пальца соединены широкими плавательными перепонками.
Значит лапы у гуся ПЕРЕПОНЧАТЫЕ
(появляется запись, читают хором) Слайд11
Физминутка.
Гуси серые летели, на лужайку тихо сели, Походили, поклевали, потом быстро побежали.
1Б)- ПокровСлайд 12
-Что такое покров? (Чем покрыто тело гуся)
-Чем покрыто тело гуся? (Перьями,
значит у гуся (появляется запись)ПЕРЬЕВОЙ покров- хором)Слайд 13
Тело гуся покрыто перьями. На спине они более крупные, а на брюшке маленькие, пушистые.
- А вы знаете, почему гуси выходят сухими из воды?
Во-первых, перья очень хорошо переплетены между собой.
Во-вторых, у гусей около хвоста есть копчиковая железа. Они давят клювом на эту железу из неё, как из тюбика, выжимают жировую смазку. Берут её на клюв и натирают бока, спину, живот, хвост, голову. Но клювом голову достать нельзя, поэтому они смазывают её, потирая круговыми движениями о спину.
1В) Окрас Слайд 14
Какой окрас гуся? (Серый, белый)Гуси бывают серого и белого цвета.
А еще какой может быть? Вспомните детскую песенку. (Перьевой покров может
- Гусыня откладывает яйца, высиживает их в гнезде. Слайд16
Под яйца она подкладывает выщипанный из себя пух. Через определённое время вылупляются гусята. За гусятами ухаживают и гусак, и гусыня. Гусак оберегает свою семью от врагов. Он шипит, широко расправляет крылья, может даже ущипнуть.
Загадка про гусыню и гусят. Слайд 17
Без команды в строй встают, отправляются на пруд.
Кто идёт цепочкой длинной, кто так любит дисциплину? (Гусыня с гусятами)
- Как они идут? (Гусята идут за гусыней гуськом, друг за другом цепочкой)
Работа по карточкам.
индивидуальные карточки для учащихся разных уровней обучения.
Вопросы:(для сильных учеников)
Гусь – это… (домашняя птица, домашнее животное).
▪У гуся шея… (короткая толстая, длинная тонкая).
▪У гуся клюв…(острый, плоский).
▪У гуся есть…(2 лапы, 4 лапы), на которых имеются…(копыта, плавательные перепонки).
▪Тело гуся покрыто…(перьями, шерстью).
▪Гусь умеет…(крякать, мычать, гоготать).
▪Птенца гусей зовут…(цыплёнок, гусёнок, телёнок).
Для учащихся 2 и 3 группы
- осколочные карточки- собрать осколки и определить какое это животное
- найти и посчитать сколько спрятано гусей и раскрасить гусей серым карандашом а клюв и лапы – красным карандашом.
Первичное закрепление.
- Кто расскажет о всех частях тела гуся, называя признаки? ( У гуся маленькая голова, длинная, вытянутая, тонкая шея, овальное туловище, малозаметный хвостик, красные лапки, сильные крылья)
Физминутка. Слайд 18
Гимнастика для глаз. Проследить взглядом путь гуся к озеру, на берег, в облака
2А) Способ питания
- На что похожа форма тела? (капельку, лодочку) Слайд 19
Гуся называют (появляется запись)
ВОДОПЛАВАЮЩАЯ ПТИЦА (читают хором)
- Из каких двух слов состоит это слова? (вода, плавать)
Гусь любит плавать на водоемах, в пруду.
- Что он достает из воды? (Траву, насекомых)
Любит и по бережку ходить.
- А что там он ищет? (Щиплет траву, ест камушки)
- А чем же гуся кормит хозяйка?
(Травой, зерном, кашей, овощами,
специальным кормом) Слайд 20
3) -Что такое повадки? (поведение, как себя ведет) Слайд 21
Посмотрите на картину « Не дразни гусей».
- Какой по характеру может быть гусь? (Гордый, смелый, важный)
4) - Какую пользу приносит гусь человеку? Слайд 22
-А для чего же человек одомашнил гусей? Кормит их, ухаживает за ними?
-Чтобы получать мясо, гусиный жир, пух для изготовления подушек и перин.
(Дает мясо, пух, перья, яйца)
10.Закрепление
Учащиеся коллективно составляют рассказ.
А) Составьте рассказ о гусе, используя план. (Рассказывают сильные учащиеся)
Рассказ ученика о гусе по плану. Слайд 23
План рассказа.
1. Кто это?
2. Какие части тела у него есть?
3. Это домашняя или дикая птица?
4. Как называется её дом?
5. Чем она питается?
6. Как называют её птенцов?
7. Как эта птица подаёт голос?
8. Какую пользу эта птица приносит?
Люди откармливают гусей на мясо, перо - в подушки, пух - в одеяла, куртки.
Б) Игра «Разговор по телефону». Представьте, что вы купили гуся и решили рассказать о нем подружке или другу.
- О чем не надо забыть? (Поздороваться)
Начните разговор так: «Я сегодня купил гуся…»
IV. Итог урока.
- С какой группой птиц сегодня познакомились? (Домашние птицы)
- О ком составляли рассказ?
-Понравился ли вам урок?
V. Оценки за урок.
Рефлексия. Перед вами полоски бумаги двух цветов: голубые и жёлтые. Их длина 1 дм.
Если вы оцениваете свою работу на « 5», возьмите в руку голубой дм.
Если у вас были ошибки, вы оцениваете свою работу на «4», то возьмите в руку жёлтый дм.
Литература:
1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. Москва «Аркти» 2006.
2.Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида». Москва «Аркти» 2003.