kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Первоклассники знакомятся с изменением предметов по форме, цвету, размеру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов".»

Тема: «Свойства предметов».

Основные цели:

1) сформировать способность к фиксированию изменений свойств предметов в речи и знаково;

2) повторить свойства предметов, изучаемые в математике, формы плоских фигур;

3) тренировать способность к фиксированию порядка.

Мыслительные операции необходимы на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) эталон свойств предмета);

2) эталон плоских фигур на листе

3) макет телефона на столе у учителя, колокольчик;

4) нарисованная фигурка Винни-Пуха (магнит):






5) цилиндр на ниточке, экран, подсветка;

6) модель шара и круга на столе у учителя;

7) конверт для писем Иа-Иа;

8) стрелка из картона на магните:

Раздаточный материал:

1) 4 цветных карандаша (жёлтый, красный, синий, зелёный);

2) геометрическое лото;

3) чистый лист у учеников на парте;

4) планшетки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Ребята, мы путешествовали с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?

Учитель прикрепляет нарисованную фигурку Винни-Пуха к доске.

  • Назовите основные шаги путешествия. (Первый шаг - понять чего мы не знаем, второй шаг - самим открыть способ.)

  • Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Изучали свойства предметов, их формы, знаем треугольник, прямоугольник, квадрат, круг и т.д.)

  • Сегодня мы продолжим исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится с нами. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления детей о свойствах предметов;

2) тренировать способность к фиксированию порядка;

3) тренировать навык работы с эталонами;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

а) На доске появляется эталон свойств предмета (Д-1):










  • Посмотрите на наш эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)

б) – Винни-Пух вспомнил, что когда он был в цирке, то видел там весёлое выступление клоунов. Откройте, ребята, учебник на странице 4 и посмотрите на Петрушку. У него в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара).

Дети часто ошибаются, путают понятия шар – круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: Форму круга. Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе, а шар — нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними.

После этого выполняется задание 1, стр. 4.

  • Назовите поочередно цвет бусинок. (Первая бусинка — красная, вторая — жёлтая,
    третья — синяя, четвёртая — зелёная.)

Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя, жёлтая, красная.

  • Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки).

  • Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом.

  • А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте бусинки так, чтобы нитки были одинаковыми. С какого цвета начнёте? (С красного.)

  • Закончите сами.

  • Проверим. (Первая бусинка — красная, вторая — жёлтая, третья — синяя, четвёртая — зелёная).




  • Ребята, какое свойство предметов мы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)

  • Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)

в) На доске появляется эталон плоских фигур Д-2:














  • Перечислите названия форм плоских фигур. (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.)

Работа в парах:

  • Возьмите геометрическое лото. Выложите каждый по одной фигуре из набора в подарок Винни-Пуху.

  • Назовите их различные свойства.

Например:

1) У меня маленький красный треугольник.

2) У меня большой красный круг.

  • Сравните свойства этих фигур. (Они по форме, размеру, но совпадают по цвету.)

д) Больше всего в цирке медвежонку нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним? (Да.)

  • Найдите картинку, по которой добрая волшебница изменяет своей волшебный палочкой домик. Расскажите, что изменилось. (Появилось окошко, у следующего домика из трубы пошёл дым, появились два окошка, исчез дым.)

  • Но самый чудесный фокус, который Винни-Пух увидел в цирке — волшебство с тенью.

Учитель берёт цилиндр (можно сделать из картона), к которому прикреплена нитка. Он демонстрирует на экране тень от цилиндра.




  • Что вы видите? (Прямоугольник.)

  • Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Покажите мне. Положите на парту.

Учитель переворачивает цилиндр и демонстрирует на экране другую тень от того же цилиндра.



  • Возьмите из лото подобную фигуру и покажите.

Дети поднимают, показывают, кладут на парту.

  • Что сейчас изображено? (Круг.)

  • Какое свойство фигуры изменилось? (Форма тени.)

  • Видите, цилиндр один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)

  • Что мы с вами повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, плоские геометрические фигуры.)

  • Давайте вспомним, какой первый шаг мы должны сделать в нашем путешествии? (Первый шаг – понять чего мы не знаем.)

  • Сделали ли мы этот шаг? Докажите. (Нет, мы первый шаг не сделали. Все задания были на повторение.)

  • Когда мы можем сделать этот шаг? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)

Учитель звонит в колокольчик.

  • Ой, у меня на столе зазвонил телефон.

Учитель поднимает трубку.

  • Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!

Учитель обращается к детям:

  • Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел в цирке, а у Медвежонка не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!

Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.

  • Был прямоугольник. Изменилась форма. Стал круг.

Учитель подносит к уху трубку и сокрушенно говорит:

  • Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте написать ему письмо!

Учащиеся пробуют написать письмо на планшетках. Учитель ограничивает время на выполнение задания.

  • Итак, что у вас получилось? (Мы не можем ему написать письмо.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения: отсутствие способа передачи информации об изменении свойств фигур.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Написать письмо ослику Иа-Иа.)

  • Почему вы не смогли написать такое письмо? Ведь вы так хорошо его проговорили, показывали фигуру? (Большой текст, писать не умеем., а другого способа у нас нет.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Сделали ли мы первый шаг в нашем путешествии? (Да.)

  • Чему же нам надо научиться на уроке? (Зарисовать изменение свойства.)

  • Какой тогда будет тема нашего урока? (Изменение свойств фигур.)

  • Какой следующий шаг мы должны сделать? (Самим открыть способ.)

  • Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)

  • Какое предложение мы должны зарисовать? (Был прямоугольник. Изменилась форма. Стал круг.)

5. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — прямоугольник.)

  • Возьмите листок, положите на него прямоугольник из геометрического лото и обведите его.

Дети выполняют. Учитель изображает на доске:




  • После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)

  • Обведите круг из геометрического лото на вашем листе.

Дети дополняют письмо на листе, учитель на доске:




  • Что произошло? (Изменилась форма).

  • Как показать эти превращения на листе?

Дети могут дать различные варианты ответов:



  • Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую. Какой знак существует в математике?

Ученики открывают учебник на странице 4, задание 4.

  • Какой знак вы видите? (Стрелку.)

  • Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что допишите в своём письме? (Нарисуем стрелку между прямоугольником и кругом.)

Ученики ставят стрелку у себя на листе, учитель фиксирует на доске:



  • Удалось нам справиться с затруднением? (Да.)

  • Все ваши письма мы положим в конверт (берёт со стола), а Винни-Пух его отнесёт ослику. Теперь Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваши письма и посмотрит задание в учебнике.

6. Первичное закрепление.

Цель:

зафиксировать изменения свойств предметов во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Рассмотрите вы тоже задание 4, стр. 4. Какую закономерность вы видите? (Слева от черты располагаются большие фигуры, справа — маленькие.)

  • Какие изменения произошли с предметами на первом рисунке?

Ученики отвечают «по цепочке»:

– Изменилась форма — был квадрат, стал круг.

– Изменился цвет — был красный, стал синий.

– Изменилась форма — был квадрат, стал треугольник.

– Изменился цвет — с зелёного на красный.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

проверить своё умение изменять свойства предметов.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Ребята, Винни-Пух приготовил вам загадки. Как их решить, вам надо догадаться самим. Хотите попробовать? (Да.)

  • Найдите задание 5, стр. 5. Как вы думаете, что здесь надо сделать? (В первом столбике — изменить цвет, а во втором — форму фигур.)

  • В течение 1 минуты нарисуйте подходящие фигуры в первой строчке каждого столбика.

Через 1 минуту варианты выполнения задания обсуждаются фронтально.

Решение этого задания неоднозначно. Верно любое, при котором выполняются заданные условия. Различные решения обсуждаются в парах. Некоторые варианты рассматриваются коллективно. Например, проверку данного задания можно организовать так:

  • Какую фигуру нарисовал в первом столбике Коля, Саша и т.д.? (Например, жёлтый круг, красный треугольник и т.д.)

Учитель выставляет фигуры на доске:



  • Кто прав? Кто выполнил задание — изменил цвет? (Они оба правы.)

  • Молодцы, поставьте себе знак «+» все, кто нарисовал фигуру другого цвета. А сказано ли в задании, что нужно менять какие-нибудь другие признаки, кроме цвета? (Нет.)

  • Поэтому, кто выполнил задание точнее: тот, кто изменил только цвет, или ещё какие-нибудь признаки? (Нет! Тот, кто изменил только цвет.)

  • Объясните, друг другу в парах, как вы изменяли форму зелёного круга.

  • Кто нарисовал не круг? Молодцы! Поставьте себе «+».

  • Кто нарисовал не круг зелёного цвета? Какая у тебя фигура, Саша? Какая у тебя, Таня? Поставьте себе «+ +».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к фиксированию порядка, представления о «зеркальном» расположении фигур.

Организация учебного процесса на этапе 8:

а) – Ребята, выступление в цирке подходит к концу. Но Петрушка не может выйти на арену. Ему достались нитки с не закрашенными бусинами. Поможете ему? (Да.)

  • Цвет бусинок выберите сами, в любом порядке, но нитки в правой и левой руке Петрушки должны быть одинаковыми.

Дети выполняют задание на печатной основе 2, стр. 4. Например, может получиться вариант:




б) Пропись: стр. 5, первая строка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое знание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и деятельность класса на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности;

4) обсудить возможное домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Подходит к концу наш урок. Кто вместе с нами путешествовал по математической стране? (Винни-Пух.)

  • Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета может превращаться в другую, научились изображать изменения свойств с помощью стрелки.)

  • Удалось ли нам в своем путешествии преодолеть 2 шага учебной деятельности? Докажите. (Ответы детей.)

  • Всё ли у вас получилось? (...)

  • В

    Домашнее задание:

    ☺1) Закончить №5 и вторую строку прописи.

    2) Одно из заданий №3, 6, 7 – по выбору.

    - Винни-Пух отнесет ваши письма ослику Иа и расскажет о том, что он узнал на уроке!

    се ли задания успели сделать? (Нет.)

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов".

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 08.09.2017

Номер свидетельства: 427624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока математики "Олимпийские игры""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokamatiematikiolimpiiskiieighry"
    ["file_id"] => string(6) "262812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449413360"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему " Свойства прямоугольного треугольника" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-priamoughol-nogho-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "102353"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402499505"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока математики "Треугольник" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-matiematiki-trieughol-nik"
    ["file_id"] => string(6) "124567"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414739431"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект  урока математики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-matiematiki-2"
    ["file_id"] => string(6) "113042"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409074024"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока математики на тему "Умножение на 10, 100, 1000" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-umnozhieniie-na-10-100-1000"
    ["file_id"] => string(6) "120955"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413827572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства