Ребята, мы путешествовали с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?
Учитель прикрепляет нарисованную фигурку Винни-Пуха к доске.
Назовите основные шаги путешествия. (Первый шаг - понять чего мы не знаем, второй шаг - самим открыть способ.)
Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Изучали свойства предметов, их формы, знаем треугольник, прямоугольник, квадрат, круг и т.д.)
Сегодня мы продолжим исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится с нами. Итак, в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления детей о свойствах предметов;
2) тренировать способность к фиксированию порядка;
3) тренировать навык работы с эталонами;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
а) На доске появляется эталон свойств предмета (Д-1):
Посмотрите на наш эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)
б) – Винни-Пух вспомнил, что когда он был в цирке, то видел там весёлое выступление клоунов. Откройте, ребята, учебник на странице 4 и посмотрите на Петрушку. У него в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара).
Дети часто ошибаются, путают понятия шар – круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: Форму круга. Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе, а шар — нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними.
После этого выполняется задание № 1, стр. 4.
Назовите поочередно цвет бусинок. (Первая бусинка — красная, вторая — жёлтая, третья — синяя, четвёртая — зелёная.)
Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя, жёлтая, красная.
Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки).
Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом.
А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте бусинки так, чтобы нитки были одинаковыми. С какого цвета начнёте? (С красного.)
Ребята, какое свойство предметов мы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)
Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)
в) На доске появляется эталон плоских фигур Д-2:
Перечислите названия форм плоских фигур. (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.)
Работа в парах:
Возьмите геометрическое лото. Выложите каждый по одной фигуре из набора в подарок Винни-Пуху.
Назовите их различные свойства.
Например:
1) У меня маленький красный треугольник.
2) У меня большой красный круг.
Сравните свойства этих фигур. (Они по форме, размеру, но совпадают по цвету.)
д) Больше всего в цирке медвежонку нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним? (Да.)
Найдите картинку, по которой добрая волшебница изменяет своей волшебный палочкой домик. Расскажите, что изменилось. (Появилось окошко, у следующего домика из трубы пошёл дым, появились два окошка, исчез дым.)
Но самый чудесный фокус, который Винни-Пух увидел в цирке — волшебство с тенью.
Учитель берёт цилиндр (можно сделать из картона), к которому прикреплена нитка. Он демонстрирует на экране тень от цилиндра.
Что вы видите? (Прямоугольник.)
Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Покажите мне. Положите на парту.
Учитель переворачивает цилиндр и демонстрирует на экране другую тень от того же цилиндра.
Возьмите из лото подобную фигуру и покажите.
Дети поднимают, показывают, кладут на парту.
Что сейчас изображено? (Круг.)
Какое свойство фигуры изменилось? (Форма тени.)
Видите, цилиндр один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)
Что мы с вами повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, плоские геометрические фигуры.)
Давайте вспомним, какой первый шаг мы должны сделать в нашем путешествии? (Первый шаг – понять чего мы не знаем.)
Сделали ли мы этот шаг? Докажите. (Нет, мы первый шаг не сделали. Все задания были на повторение.)
Когда мы можем сделать этот шаг? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
Учитель звонит в колокольчик.
Ой, у меня на столе зазвонил телефон.
Учитель поднимает трубку.
Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!
Учитель обращается к детям:
Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел в цирке, а у Медвежонка не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!
Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.
Был прямоугольник. Изменилась форма. Стал круг.
Учитель подносит к уху трубку и сокрушенно говорит:
Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте написать ему письмо!
Учащиеся пробуют написать письмо на планшетках. Учитель ограничивает время на выполнение задания.
Итак, что у вас получилось? (Мы не можем ему написать письмо.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения: отсутствие способа передачи информации об изменении свойств фигур.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Написать письмо ослику Иа-Иа.)
Почему вы не смогли написать такое письмо? Ведь вы так хорошо его проговорили, показывали фигуру? (Большой текст, писать не умеем., а другого способа у нас нет.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Сделали ли мы первый шаг в нашем путешествии? (Да.)
Чему же нам надо научиться на уроке? (Зарисовать изменение свойства.)
Какой тогда будет тема нашего урока? (Изменение свойств фигур.)
Какой следующий шаг мы должны сделать? (Самим открыть способ.)
Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)
Какое предложение мы должны зарисовать? (Был прямоугольник. Изменилась форма. Стал круг.)
5. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Возьмите листок, положите на него прямоугольник из геометрического лото и обведите его.
Дети выполняют. Учитель изображает на доске:
После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)
Обведите круг из геометрического лото на вашем листе.
Дети дополняют письмо на листе, учитель на доске:
Что произошло? (Изменилась форма).
Как показать эти превращения на листе?
Дети могут дать различные варианты ответов:
Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую. Какой знак существует в математике?
Ученики открывают учебник на странице 4, задание № 4.
Какой знак вы видите? (Стрелку.)
Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что допишите в своём письме? (Нарисуем стрелку между прямоугольником и кругом.)
Ученики ставят стрелку у себя на листе, учитель фиксирует на доске:
Удалось нам справиться с затруднением? (Да.)
Все ваши письма мы положим в конверт (берёт со стола), а Винни-Пух его отнесёт ослику. Теперь Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваши письма и посмотрит задание в учебнике.
6. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать изменения свойств предметов во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Рассмотрите вы тоже задание № 4, стр. 4. Какую закономерность вы видите? (Слева от черты располагаются большие фигуры, справа — маленькие.)
Какие изменения произошли с предметами на первом рисунке?
Ученики отвечают «по цепочке»:
– Изменилась форма — был квадрат, стал круг.
– Изменился цвет — был красный, стал синий.
– Изменилась форма — был квадрат, стал треугольник.
– Изменился цвет — с зелёного на красный.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
проверить своё умение изменять свойства предметов.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Ребята, Винни-Пух приготовил вам загадки. Как их решить, вам надо догадаться самим. Хотите попробовать? (Да.)
Найдите задание № 5, стр. 5. Как вы думаете, что здесь надо сделать? (В первом столбике — изменить цвет, а во втором — форму фигур.)
В течение 1 минуты нарисуйте подходящие фигуры в первой строчке каждого столбика.
Через 1 минуту варианты выполнения задания обсуждаются фронтально.
Решение этого задания неоднозначно. Верно любое, при котором выполняются заданные условия. Различные решения обсуждаются в парах. Некоторые варианты рассматриваются коллективно. Например, проверку данного задания можно организовать так:
Какую фигуру нарисовал в первом столбике Коля, Саша и т.д.? (Например, жёлтый круг, красный треугольник и т.д.)
Учитель выставляет фигуры на доске:
Кто прав? Кто выполнил задание — изменил цвет? (Они оба правы.)
Молодцы, поставьте себе знак «+» все, кто нарисовал фигуру другого цвета. А сказано ли в задании, что нужно менять какие-нибудь другие признаки, кроме цвета? (Нет.)
Поэтому, кто выполнил задание точнее: тот, кто изменил только цвет, или ещё какие-нибудь признаки? (Нет! Тот, кто изменил только цвет.)
Объясните, друг другу в парах, как вы изменяли форму зелёного круга.
Кто нарисовал некруг? Молодцы! Поставьте себе «+».
Кто нарисовал не круг зелёного цвета? Какая у тебя фигура, Саша? Какая у тебя, Таня? Поставьте себе «+ +».
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность к фиксированию порядка, представления о «зеркальном» расположении фигур.
Организация учебного процесса на этапе 8:
а) – Ребята, выступление в цирке подходит к концу. Но Петрушка не может выйти на арену. Ему достались нитки с не закрашенными бусинами. Поможете ему? (Да.)
Цвет бусинок выберите сами, в любом порядке, но нитки в правой и левой руке Петрушки должны быть одинаковыми.
Дети выполняют задание на печатной основе № 2, стр. 4. Например, может получиться вариант:
б) Пропись: стр. 5, первая строка.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое знание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность и деятельность класса на уроке;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности;
4) обсудить возможное домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Подходит к концу наш урок. Кто вместе с нами путешествовал по математической стране? (Винни-Пух.)
Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета может превращаться в другую, научились изображать изменения свойств с помощью стрелки.)
Удалось ли нам в своем путешествии преодолеть 2 шага учебной деятельности? Докажите. (Ответы детей.)
Всё ли у вас получилось? (...)
В
Домашнее задание:
☺1) Закончить №5 и вторую строку прописи.
2) Одно из заданий №3, 6, 7 – по выбору.
- Винни-Пух отнесет ваши письма ослику Иа и расскажет о том, что он узнал на уроке!