Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Отрезок и его части"»
Тема: «Отрезок и его части».
Основные цели:
1) формировать представление об отрезке, о соответствии между целым отрезком и его частями;
2) тренировать вычислительный навык в пределах 6.
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) изображение точки:
2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):
3) эталон взаимосвязи между частями и целым (см. урок 13, часть 1, М-1);
4) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):
5) задание для пробного действия (мелом на доске):
6) задание 2 для этапа 6:
7) задание 3 для этапа 6:
8) образец для самопроверки задания 3 на этапе 6:
л + н = п
н + л = п
п – л = н
п – н = л
9) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
№5, стр. 1
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) нитка и ножницы;
3) оборудование для работы в группах: полоска бумаги и ножницы;
4) эталоны к уроку 1, части 2, М-1 из пособия «Построй свою математику»;
5) «точки» для самооценивания на этапе 9:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: изучение геометрии;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске изображение точки Д-1.
Сегодня к вам на урок пришла гостья. Кто она? (Точка.)
Что вы знаете о ней? (Точки образуют линии, точку обозначают заглавными буквами, …)
Какую область математики вы будете изучать на уроке? (Геометрию.)
Верно. Сегодня на уроке Точка познакомит вас с ее друзьями и позволит вам узнать что-то новое. Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, постараемся сами открыть новое.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание правила взаимосвязи части и целого, видов линий;
2) формировать представление об отрезке;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Виды линий, правило взаимосвязи части и целого.
Точка пришла к вам со своими друзьями.
Учитель открывает на доске задание №1 (Д-2):
Что общего у этих фигур? (Это линии.)
Что вы знаете о линиях? (Линии состоят из точек.)
На какие группы можно разбить линии? (На замкнутые и незамкнутые, на прямые и кривые.)
Разбейте линии на прямые и кривые.
Один учащиеся выполняет задание у доски.
К
М
Составьте все возможные равенства.
Учащиеся составляют равенства на индивидуальных планшетках, один учащийся выполняет задание у доски.
Каким правилом вы пользовались? (Правилом взаимосвязи части и целого.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
2) Формирование представлений о понятии «отрезок».
Учитель оставляет на доске изображение линии КМ.
Что вы можете сказать об этой линии? (Она прямая, не имеет начала и конца.)
Какие предметы в нашей жизни напоминают прямую линию? (Полоски бумаги, нитки, …)
Учитель раздает каждому учащемуся на парту длинную нитку с ножницами (Р-2).
Давайте попробуем обрезать нитку с каждой стороны.
Учитель показывает учащимся получение «отрезка», учащиеся повторяют действия за учителем.
Что вы сделали с прямой? (Отрезали часть.)
Давайте опишем получившуюся фигуру. Из чего вы ее получили? (Из прямой линии.)
Вы разрезали «прямую», значит, что есть у получившейся фигуры? (Концы.)
Как же назвать получившуюся фигуру?
Учащиеся предлагают названия фигуры, учитель останавливается на названии «отрезок».
Итак, что вы знаете об отрезке? (Отрезок – это часть прямой, который имеет начало и конец.)
Как же нам нарисовать отрезок? (Нужно начертить прямую линию.)
Один из учащихся чертит прямую линию на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.
Как показать, что это отрезок? (Нужно обозначить концы точками.)
Один из учащихся обозначает концы отрезка точками на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.
Как нам обозначить получившийся отрезок? (Заглавными буквами.)
Учитель открывает на доске задание 2 для этапа 2 (Д-4):
Рассмотрите рисунок. Какие отрезки вы видите на чертеже? (Отрезок ДН, ДК, КН.)
Учитель может предложить учащимся объяснить свой ответ. Вариант объяснения:
Мы можем данный отрезок разрезать в точке К, мы получим два отрезка ДК и КН.
3) Пробное действие.
Что вы повторили и узнали? (Мы повторили взаимосвязь части и целого, узнали, что называют отрезком, учились определять количество отрезков.)
Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-5):
Необходимо по данному чертежу составить все возможные равенства.
Что нового в этом задании? (Мы по отрезку равенства не составляли.)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках Р-1.
Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки, учитель фиксирует на доске отсутствие результата прочерком.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли составить по данному рисунку равенства.)
У кого есть ответ?
Учитель фиксирует на доске варианты равенств.
Назовите правило, которым вы пользовались.
Учащиеся в замешательстве.
Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило, по которому действовали.)
Какой же наш следующий шаг на уроке? (Нужно подумать над нашим затруднением.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы по отрезку составляли равенства.)
Чем это задание отличалось от предыдущих? (Мы составляли равенства для групп с предметами, а в этом задании нужно по отрезку.)
Каким правилом пытались воспользоваться? (Правилом взаимосвязи части и целого.)
В чем возникло затруднение? (В определении, подходит ли это правило для отрезка.)
Почему возникло затруднение? (У нас нет правило взаимосвязи частей отрезка.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую же цель вы перед собой поставите? (Открыть правило зависимостей частей отрезка.)
Скажите, что вам поможет. Вспомните задания, которые вы выполняли в начале урока. (Мы узнали, что называют отрезком.)
Каким образом? (Получали «отрезок» из нитки.)
Что ещё повторяли? (Правило взаимосвязи части и целого.)
Как это может помочь? (Мы выполним действия с моделью отрезка, попробуем установить, действует ли правило взаимосвязи части и целого, сделаем вывод.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю выполнить план в группах. Давайте вспомним правила работы. (Каждый член группы имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, остальные должны внимательно выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он следит за работой в группе и выбирает того, кто будет представлять работу.)
Учитель раздает каждой группе оборудование Р-3.
Выполните план в группах.
В случае возникновения у учащихся затруднений, учитель организует подводящий диалог:
Сколько вы видите отрезков? (3.)
Как это доказать? (Нужно разрезать большой отрезок на две части.)
Но вы получим два отрезка?! Где же третий? (Если два полученных отрезка соединить, то получим третий.)
Какое же правило действует? (Правило взаимосвязи части и целого.)
Что будет целое? (Большой отрезок.)
Что будет частями? (Части отрезка.)
Запишите равенства.
Один из учащихся записывает равенства на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.
В случае организации групповой работы, учащиеся представляют свои проекты. Вариант представления:
Вы разрезали целый отрезок на две части и увидели, что если две полученные части соединить, то получится целый отрезок. Если убрать одну из частей, то получим другую. Значит, части отрезка взаимосвязаны по правилу взаимосвязи целого и его частей.
Проверим наше открытие.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке? (Потренироваться в составлении равенств по чертежам.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 3, стр. 1
Найдите № 3 на странице 1.
Учитель заранее выносит задание на доску.
Постройте отрезки.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Нужно построить отрезок МК. Это значит, что концы отрезка будут в точке М и в точке К. Соединю эти точки.
2) Учитель открывает на доске задание № 2 (Д-6):
Составьте все возможные равенства.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
3) Работа в парах.
Учитель открывает на доске задание № 3 (Д-7):
Составьте все возможные равенства в парах.
Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием, проверка организуется по образцу Д-8.
Итак, проверим ваши результаты.
Кто допустил ошибку?
В чем она? (…)
Исправьте ошибки зеленым карандашом.
Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя, что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
2) проверить сформированность представления о соответствии целого отрезка и его частей.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 5, стр. 1
Найдите № 5 на странице 1.
Выполните это задание самостоятельно.
Дети самостоятельно выполняют задание в учебниках. Проверка организуется по эталону Д-9.
Проверьте свою работу по эталону.
Задания проверяются поэтапно. Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки зеленым карандашом.
Кто допустил ошибки?
В чем они?
Исправьте ошибки зеленым карандашом.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в составлении равенств.)
Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
Сделайте вывод. (Мы умеем составлять равенства по чертежу отрезка.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать вычислительный навык в пределах 6.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 6, стр. 1
Найдите № 6 на странице 1.
Какое нужно выполнить задание? (Решить примеры.)
Учащиеся выполняют задание с места по цепочке. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
С каким своим другом нас познакомила Точка? (С отрезком.)
Что вы узнали об отрезке? (Отрезок – это часть прямой, он имеет начало и конец.)
Какую цель ставили на уроке? («Открыть» способ определения взаимосвязи между целым отрезком и его частями.)
Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.
Кому из вас удалось сделать «открытие» самому? Докажите.
Оцените свою работу на уроке.
Учитель раздает учащимся «точки» для самооценивания Р-5.
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас не возникало трудностей в вычислениях, то поднимите зеленую «точку». Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, но у вас возникли трудности в вычислениях, то поднимите желтую «точку». Если вы выполнили самостоятельную работу с ошибками, и у вас возникли трудности в вычислениях, то поднимите синюю «точку».
Ученики показывают «точки», поднимая карточки вверх. Учитель проводит рефлексию оценивания.
Какие еще трудности остались на уроке?
Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.