kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Отрезок и его части"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать представление об отрезке, о соответствии между целым отрезком и его частями;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Отрезок и его части"»

Тема: «Отрезок и его части».

Основные цели:

1) формировать представление об отрезке, о соответствии между целым отрезком и его частями;

2) тренировать вычислительный навык в пределах 6.

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) изображение точки:











2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):






3) эталон взаимосвязи между частями и целым (см. урок 13, часть 1, М-1);

4) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):





5) задание для пробного действия (мелом на доске):





6) задание 2 для этапа 6:





7) задание 3 для этапа 6:







8) образец для самопроверки задания 3 на этапе 6:

л + н = п

н + л = п

п – л = н

п – н = л







9) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

№5, стр. 1







Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) нитка и ножницы;

3) оборудование для работы в группах: полоска бумаги и ножницы;

4) эталоны к уроку 1, части 2, М-1 из пособия «Построй свою математику»;

5) «точки» для самооценивания на этапе 9:



Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: изучение геометрии;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске изображение точки Д-1.

  • Сегодня к вам на урок пришла гостья. Кто она? (Точка.)

  • Что вы знаете о ней? (Точки образуют линии, точку обозначают заглавными буквами, …)

  • Какую область математики вы будете изучать на уроке? (Геометрию.)

  • Верно. Сегодня на уроке Точка познакомит вас с ее друзьями и позволит вам узнать что-то новое. Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, постараемся сами открыть новое.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знание правила взаимосвязи части и целого, видов линий;

2) формировать представление об отрезке;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Виды линий, правило взаимосвязи части и целого.

  • Точка пришла к вам со своими друзьями.

Учитель открывает на доске задание №1 (Д-2):






  • Что общего у этих фигур? (Это линии.)

  • Что вы знаете о линиях? (Линии состоят из точек.)

  • На какие группы можно разбить линии? (На замкнутые и незамкнутые, на прямые и кривые.)

  • Разбейте линии на прямые и кривые.

Один учащиеся выполняет задание у доски.


К

М







  • Составьте все возможные равенства.

Учащиеся составляют равенства на индивидуальных планшетках, один учащийся выполняет задание у доски.

  • Каким правилом вы пользовались? (Правилом взаимосвязи части и целого.)

Учитель открывает на доске эталон Д-3.

2) Формирование представлений о понятии «отрезок».

Учитель оставляет на доске изображение линии КМ.

  • Что вы можете сказать об этой линии? (Она прямая, не имеет начала и конца.)

  • Какие предметы в нашей жизни напоминают прямую линию? (Полоски бумаги, нитки, …)

Учитель раздает каждому учащемуся на парту длинную нитку с ножницами (Р-2).

  • Давайте попробуем обрезать нитку с каждой стороны.

Учитель показывает учащимся получение «отрезка», учащиеся повторяют действия за учителем.

  • Что вы сделали с прямой? (Отрезали часть.)

  • Давайте опишем получившуюся фигуру. Из чего вы ее получили? (Из прямой линии.)

  • Вы разрезали «прямую», значит, что есть у получившейся фигуры? (Концы.)

  • Как же назвать получившуюся фигуру?

Учащиеся предлагают названия фигуры, учитель останавливается на названии «отрезок».

  • Итак, что вы знаете об отрезке? (Отрезок – это часть прямой, который имеет начало и конец.)

  • Как же нам нарисовать отрезок? (Нужно начертить прямую линию.)

Один из учащихся чертит прямую линию на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.

  • Как показать, что это отрезок? (Нужно обозначить концы точками.)

Один из учащихся обозначает концы отрезка точками на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.

  • Как нам обозначить получившийся отрезок? (Заглавными буквами.)

Учитель открывает на доске задание 2 для этапа 2 (Д-4):





  • Рассмотрите рисунок. Какие отрезки вы видите на чертеже? (Отрезок ДН, ДК, КН.)

Учитель может предложить учащимся объяснить свой ответ. Вариант объяснения:

  • Мы можем данный отрезок разрезать в точке К, мы получим два отрезка ДК и КН.

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили и узнали? (Мы повторили взаимосвязь части и целого, узнали, что называют отрезком, учились определять количество отрезков.)

  • Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)

  • Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-5):





  • Необходимо по данному чертежу составить все возможные равенства.

  • Что нового в этом задании? (Мы по отрезку равенства не составляли.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках Р-1.

  • Итак, у кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки, учитель фиксирует на доске отсутствие результата прочерком.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли составить по данному рисунку равенства.)

  • У кого есть ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты равенств.

  • Назовите правило, которым вы пользовались.

Учащиеся в замешательстве.

  • Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило, по которому действовали.)

  • Какой же наш следующий шаг на уроке? (Нужно подумать над нашим затруднением.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы по отрезку составляли равенства.)

  • Чем это задание отличалось от предыдущих? (Мы составляли равенства для групп с предметами, а в этом задании нужно по отрезку.)

  • Каким правилом пытались воспользоваться? (Правилом взаимосвязи части и целого.)

  • В чем возникло затруднение? (В определении, подходит ли это правило для отрезка.)

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет правило взаимосвязи частей отрезка.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую же цель вы перед собой поставите? (Открыть правило зависимостей частей отрезка.)

  • Скажите, что вам поможет. Вспомните задания, которые вы выполняли в начале урока. (Мы узнали, что называют отрезком.)

  • Каким образом? (Получали «отрезок» из нитки.)

  • Что ещё повторяли? (Правило взаимосвязи части и целого.)

  • Как это может помочь? (Мы выполним действия с моделью отрезка, попробуем установить, действует ли правило взаимосвязи части и целого, сделаем вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю выполнить план в группах. Давайте вспомним правила работы. (Каждый член группы имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, остальные должны внимательно выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он следит за работой в группе и выбирает того, кто будет представлять работу.)

Учитель раздает каждой группе оборудование Р-3.

  • Выполните план в группах.

В случае возникновения у учащихся затруднений, учитель организует подводящий диалог:

  • Сколько вы видите отрезков? (3.)

  • Как это доказать? (Нужно разрезать большой отрезок на две части.)

  • Но вы получим два отрезка?! Где же третий? (Если два полученных отрезка соединить, то получим третий.)

  • Какое же правило действует? (Правило взаимосвязи части и целого.)

  • Что будет целое? (Большой отрезок.)

  • Что будет частями? (Части отрезка.)

  • Запишите равенства.

Один из учащихся записывает равенства на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.

В случае организации групповой работы, учащиеся представляют свои проекты. Вариант представления:

  • Вы разрезали целый отрезок на две части и увидели, что если две полученные части соединить, то получится целый отрезок. Если убрать одну из частей, то получим другую. Значит, части отрезка взаимосвязаны по правилу взаимосвязи целого и его частей.

  • Проверим наше открытие.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке? (Потренироваться в составлении равенств по чертежам.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) 3, стр. 1

  • Найдите 3 на странице 1.

Учитель заранее выносит задание на доску.

  • Постройте отрезки.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Нужно построить отрезок МК. Это значит, что концы отрезка будут в точке М и в точке К. Соединю эти точки.

2) Учитель открывает на доске задание 2 (Д-6):





  • Составьте все возможные равенства.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

3) Работа в парах.

Учитель открывает на доске задание 3 (Д-7):





  • Составьте все возможные равенства в парах.

Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием, проверка организуется по образцу Д-8.

  • Итак, проверим ваши результаты.

  • Кто допустил ошибку?

  • В чем она? (…)

  • Исправьте ошибки зеленым карандашом.

  • Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя, что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;

2) проверить сформированность представления о соответствии целого отрезка и его частей.

Организация учебного процесса на этапе 7:

5, стр. 1

  • Найдите 5 на странице 1.

  • Выполните это задание самостоятельно.

Дети самостоятельно выполняют задание в учебниках. Проверка организуется по эталону Д-9.

  • Проверьте свою работу по эталону.

Задания проверяются поэтапно. Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки зеленым карандашом.

  • Кто допустил ошибки?

  • В чем они?

  • Исправьте ошибки зеленым карандашом.

  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в составлении равенств.)

  • Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?

  • Сделайте вывод. (Мы умеем составлять равенства по чертежу отрезка.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать вычислительный навык в пределах 6.

Организация учебного процесса на этапе 8:

6, стр. 1

  • Найдите 6 на странице 1.

  • Какое нужно выполнить задание? (Решить примеры.)

Учащиеся выполняют задание с места по цепочке. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • С каким своим другом нас познакомила Точка? (С отрезком.)

  • Что вы узнали об отрезке? (Отрезок – это часть прямой, он имеет начало и конец.)

  • Какую цель ставили на уроке? («Открыть» способ определения взаимосвязи между целым отрезком и его частями.)

  • Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.

  • Кому из вас удалось сделать «открытие» самому? Докажите.

  • Оцените свою работу на уроке.

Учитель раздает учащимся «точки» для самооценивания Р-5.

  • Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас не возникало трудностей в вычислениях, то поднимите зеленую «точку». Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, но у вас возникли трудности в вычислениях, то поднимите желтую «точку». Если вы выполнили самостоятельную работу с ошибками, и у вас возникли трудности в вычислениях, то поднимите синюю «точку».

Ученики показывают «точки», поднимая карточки вверх. Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие еще трудности остались на уроке?

  • Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.

Далее учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание:

 № 4 на стр. 1

☺ пропись на стр. 1


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики «Отрезок и его части"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 451970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока математики  во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа». Тема:  «Радиус и диаметр». "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-tiema-radius-i-diamietr"
    ["file_id"] => string(6) "201788"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429115436"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики ,презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-matiematiki-priezientatsiia-dlia-uroka-4"
    ["file_id"] => string(6) "159867"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421952830"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики в 1 классе «Дальше и ближе»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_dal_shie_i_blizhie"
    ["file_id"] => string(6) "431569"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507568120"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока математики: "Длина окружности и площадь круга". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlina-okruzhnosti-i-ploshchad-krugha"
    ["file_id"] => string(6) "153240"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985212"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока по математике  во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа». Тема:  «Радиус и диаметр» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-vo-2-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-tiema-radius-i-diamietr"
    ["file_id"] => string(6) "201795"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429115815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства