Цель: Познакомить детей со временем образования Древнерусского государства.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.
Познакомить учеников с датами образования государства, крещения Руси и с первыми Древнерусскими князьями (Олег, Владимир, Ярослав Мудрый)
Закреплять знания о том, что такое государство и исторические источники.
6.2 Развивающие
6.2.1 Развивать психические процессы: мышление, память
6.2.2 Развивать речь учащихся
6.2.3 Совершенствовать мыслительные операции
6.2.4 Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
6.2.4 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
6.3.2. Прививать любовь к Отечеству, к прошлому своего государства, через текст учебника, иллюстрации, презентации.
6.3.3. Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
7 Методы обучения
7.1 Основной метод: диалог
7.2 Частные методы:
словесные: беседа, объяснение;
поощрение: похвала за правильные ответы;
наглядные:, презентация;
8 Ресурс урока
8. 1 Литература:
1. Учебник «Моё отечество» 3 класс 2 часть;
8.2 Консультация: Григорьевых Т.И.
8.3Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь
8.4 Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта.
План
Организационное начало
Приветствие
Проверка рабочих мест
Настрой на урок
Постановка проблемной ситуации
Актуализация знания
Открытие нового знания
Рассказ учителя о славянах
Работа с картой
Физкультминутка
Применение нового знания
Работа по учебнику стр. 30
Работа в рабочей тетради стр. 100
Работа в тетради стр. 10
Итог урока
Рефлексия
Подведение итога урока
Домашнее задание
Организационное завершение
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Алёна Алексеевна.
Проверка рабочих мест
У: Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Покажите глазками, посмотрите на меня и я буду знать, что вы готовы к уроку.
Настрой на урок
У: Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Постоновка проблемы
На столах лежат карточки с описанием находок археологических слоёв разных времён и век к которому относятся. Текст написан шрифтом, удобным для чтения.
1 карточка – описание находок возрастом более 10 тысяч лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток. (2 слайд)
2 карточка – книги XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки. (2 слайд)
3 карточка – находки XVIII-XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа. (2 слайд)
4 карточка – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона. (2 слайд)
5 карточка – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плейер, сотовый телефон. (2 слайд)
У: Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы?
Д: Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.
У: Вам нужно подобрать к какому времени относятся находки, описание которых лежат у вас на столе.
Учащихся, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описанием находок на доске, снизу вверх «по археологическим слоям» - самые древние находки располагаются внизу. (место на доске)
У: Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней?
Д: Исторические источники
У: Посмотрите какие источники самые древние?
Д: Предметы возрастом 35-40 тысяч лет.
У: Эти предметы сделаны людьми?
Д: Да
У: Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35-40 тысяч лет назад?
На слайде появляется запись: «На территории нашей страны 35-40 лет назад жили люди».
У: Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша?
Д: Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.
На слайде появляется запись «России тысяча лет».
У: Посмотрите на доску. Какое вы замечаете противоречие?
Д: На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет.
У: Какой возникает вопрос?
Д: «Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?» Проблема урока выносится на слайд.
Актуализация знаний
У: А прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте вспомним, почему для каждого человека важно знать прошлое своей семьи, своего города, своей страны?
У: Что вы знаете о прошлом страны, в которой живёте? С какого периода началась её история? (Древняя Русь) Что хотите узнать?
Д: Что такое государство?
У: Итак, мы с вами знаем, что такое государство. А когда оно образовалось?
Открытие новых знаний
Рассказ учителя о славянах.
Кто такие восточные славяне?
Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было?
Как возникло государство Древняя Русь?
Как стали жить люди после IX века в едином государстве?
Как жили древние славяне, как добывали себе пищу?
Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?
Расскажите о том, во что верили восточные славяне?
У: Обо всем этом мы сможем узнать, прочитав текст учебника на стр. 29 – 30
У: В каком году произошло объединение племен?
Д: В 882 году
У: Кто объединил племена?
Д: Князь Олег
У: Какое образовалось государство, когда все племена объединились?
Д: Древняя Русь
У: Как называлась столица Древнерусское государство?
Д: Киев
У: Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, заключил первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.
У: А сейчас я хочу вам рассказать как жили восточные славяне до появления государство, так же вы можете посмотреть на сайде и в ваших учебниках на стр. 29
Дополнительный материал
У: В те далёкие времена люди верили и поклонялись различным богам. Самих идолов – статуй божеств сохранилось не много. Деревянные сгорели, сгнили, многие каменные были разрушены и утеряны... Поэтому о языческой религии мы узнаём, в основном, из письменных источников позднейших времён
У: Есть ли среди ваших знакомых люди, которые поклоняются древнеславянским богам, например Перуну или Роду?
Д: Нет
У: В современной России уже забыты традиции древних славян, хотя отголоски обрядов сохранились и сегодня. Например: Масленица – проводы зимы. А ещё одна традиция Древних славян – колядки – короткие обрядные песни, в которых пожелание хозяевам благополучия. Новогодние праздники длились около месяца и назывались Святками. На Святки в славянских селах по ночам ходили ряженые – коляды. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия, изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти
На нашей новогодней ёлке висят яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и осыпать их спелыми плодами.
А ёлочные игрушки – коровы, барашки, козы – это может быть, воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных.
Намного позже в нашей земле возникли каменные храмы, но их ставили в честь уже другого бога, появилась новая вера. К этому времени на просторах наше Родины сложилось государство.
Работа с картой
У: Посмотрите на картуна стр. 30
У: Что вы заметили общего на первой и второй карте?
Д: Изображена одна и та же территория – Восточная Европа, Есть города Киев и Новгород
У: Какое время изображено на картах?
Д: Первая карта – до конца IX века, а вторая карта – IX-XXI век
У: Чем ещё отличаются карты?
Д: На второй карте появилось государство Русь. Город Киев стал столицей
У: Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством?
Д: Нет, т.к. в стране должны быть граница, столица, а у восточных славян этого не было.
У: Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе?
Д: Появилось новое государство Древняя Русь
У: История страны начинается тогда, когда на территории складывается государство: граница, армия, страной управляет правительство
У: Обратимся к основному вопросу и версиям. Какая из версий подтвердилась?
У: Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?
Физкультминутка
Применение новых знаний
Работа по тексту
У: Ребята, Илюша и Анюта, гуляя по Новгородскому Кремлю, увидели храм Святой Софии, который им очень понравился. Илюша захотел узнать, когда появился этот храм. Когда и почему он был построен, вы узнаете, прочитав текст учебника под названием «Один князь – одна вера» стр. 30-31.
У: Что произошло в 988 году?
Д: Принятие новой веры – веры в единого Бога Иисуса Христа.
У: При каком князе произошло крещение Руси?
Д: При Владимире Святославовиче
У: Владимир Святославович это первый князь, вошедший в историю сразу под двумя именами: Владимир первый креститель и Владимир ясно солнышко
У: Что стали строить на местах старых богов?
Д: Храмы
У: Что такое храм?
Д: Здания для богослужения, чтение молитв, обращенных к Богу.
У: Как назывался храм в Киеве?
Д: храм Святой Софии – Премудрости Божьей
У: Это самый красивый в Древней Руси (слайд)
У: Где был расположен княжеский дворец?
Д: Возле храма
У: Почему храм Святой Софии появился в Новгороде?
Д: Город Новгород считался второй столицей Руси, и новгородцы захотели построить свой храм Святой Софии.
Работа в рабочей тетради стр. 10
У: Откройте рабочую тетрадь на стр. 10
Прочитайте задание № 1
Рассмотрите рисунки на стр. 29 учебника и вставьте пропущенные слова.
Выполните самостоятельно.
Итак, какие слова вы вставили?
Д: охоту, рыбу, овощи, скот, частоколом, в земле, печка
Дождь, солнечной погоде, урожай
У: Задание № 3
Соедини стрелками изображения князей с описанием их дел. Отметь даты событий на реке времени.
У: Что возникло благодаря объединению племен?
Д: Древнерусское государство
У: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
У: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы.
У: История страны начинается с времени возникновения государства. До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.
Итог урока
Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Больше всего мне понравилось…
Главным на уроке для меня было…
Я ухожу с урока с …
Родителям я расскажу о…
Подведение итога урока
– Что показалось на уроке трудным?
– Что показалось интересным?
– Что запомнилось.
Ребята спасибо за урок, вы сегодня все активно работали и помогали мне на уроке.