kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме "Когда на Руси появилось государство?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект разработан на основе с ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории по теме "Когда на Руси появилось государство?"»

« Согласовано »

Руководителем практики

От базового учреждения

_____________________

_____________________



« Утверждено»

Методистом практики

_____________________

_____________________






Конспект

Пробного урока по окружающему миру,

который будет проведён 6 октября 2016 года в 3 «в» классе

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у учителя Тарасовой Валентины Вениаминовны

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл

«ОМК им. И. К. Глушкова»

Антоновой Алёны Алексеевны






Оценка______________ Подпись методиста____________






Оршанка

2016

Паспорт урока

  1. Место проведения: учебный кабинет

  2. Продолжительность: 45 минут

  3. Тема урока: Когда на Руси появилось государство?

  4. Тип урока: Изучение нового материала

  5. Цель: Познакомить детей со временем образования Древнерусского государства.

  6. Задачи урока:

    1. Образовательные:

      1. Познакомить обучающихся с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.

      2. Познакомить учеников с датами образования государства, крещения Руси и с первыми Древнерусскими князьями (Олег, Владимир, Ярослав Мудрый)

      3. Закреплять знания о том, что такое государство и исторические источники.

6.2 Развивающие  

6.2.1 Развивать психические процессы: мышление, память

6.2.2 Развивать речь учащихся

6.2.3 Совершенствовать мыслительные операции

6.2.4 Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

6.2.4 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6.3 Воспитывающие:

6.3.1 Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки;

6.3.2. Прививать любовь к Отечеству, к прошлому своего государства, через текст учебника, иллюстрации, презентации.

6.3.3. Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

7 Методы обучения

7.1 Основной метод: диалог

7.2 Частные методы:

  • словесные: беседа, объяснение;

  • поощрение: похвала за правильные ответы;

  • наглядные:, презентация;

8 Ресурс урока

8. 1 Литература:

1. Учебник «Моё отечество» 3 класс 2 часть;

8.2 Консультация: Григорьевых Т.И.

8.3 Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь

8.4 Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта.





План

  1. Организационное начало

    1. Приветствие

    2. Проверка рабочих мест

    3. Настрой на урок

  2. Постановка проблемной ситуации

  3. Актуализация знания

  4. Открытие нового знания

    1. Рассказ учителя о славянах

    2. Работа с картой

  5. Физкультминутка

  6. Применение нового знания

    1. Работа по учебнику стр. 30

    2. Работа в рабочей тетради стр. 100

    3. Работа в тетради стр. 10

  7. Итог урока

    1. Рефлексия

    2. Подведение итога урока

  8. Домашнее задание

  9. Организационное завершение









Ход урока

  1. Организационный момент

    1. Приветствие

У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Алёна Алексеевна.

    1. Проверка рабочих мест

У: Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Покажите глазками, посмотрите на меня и я буду знать, что вы готовы к уроку.

    1. Настрой на урок

У: Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

  1. Постоновка проблемы

На столах лежат карточки с описанием находок археологических слоёв разных времён и век к которому относятся. Текст написан шрифтом, удобным для чтения.

1 карточка – описание находок возрастом более 10 тысяч лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток. (2 слайд)

2 карточка – книги XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки. (2 слайд)

3 карточка – находки XVIII-XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа. (2 слайд)

4 карточка – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона. (2 слайд)

5 карточка – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плейер, сотовый телефон. (2 слайд)

У: Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы?

Д: Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.

У: Вам нужно подобрать к какому времени относятся находки, описание которых лежат у вас на столе.

Учащихся, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описанием находок на доске, снизу вверх «по археологическим слоям» - самые древние находки располагаются внизу. (место на доске)

У: Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней?

Д: Исторические источники

У: Посмотрите какие источники самые древние?

Д: Предметы возрастом 35-40 тысяч лет. 

У: Эти предметы сделаны людьми? 

Д: Да 

У: Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35-40 тысяч лет назад?

На слайде появляется запись: «На территории нашей страны 35-40 лет назад жили люди».

У:  Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша?

Д: Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.

На слайде появляется запись «России тысяча лет».

У: Посмотрите на доску. Какое вы замечаете противоречие?

Д: На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет.

У: Какой возникает вопрос?

Д: «Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?» Проблема урока выносится на слайд.

  1. Актуализация знаний

У: А прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте вспомним, почему для каждого человека важно знать прошлое своей семьи, своего города, своей страны?

У: Что вы знаете о прошлом страны, в которой живёте? С какого периода началась её история? (Древняя Русь) Что хотите узнать?

Д: Что такое государство?

У: Итак, мы с вами знаем, что такое государство. А когда оно образовалось?



  1. Открытие новых знаний

    1. Рассказ учителя о славянах.

  • Кто такие восточные славяне?

  • Как жили люди на территории России до IX  века, в условиях, когда единой страны ещё не было?

  • Как возникло государство Древняя Русь?

  • Как стали жить люди после IX века в едином государстве?

  • Как жили древние славяне, как добывали себе пищу?

  • Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?

  • Расскажите о том, во что верили восточные славяне?

У: Обо всем этом мы сможем узнать, прочитав текст учебника на стр. 29 – 30

У: В каком году произошло объединение племен?

Д: В 882 году

У: Кто объединил племена? 

Д: Князь Олег

У: Какое образовалось государство, когда все племена объединились?

Д: Древняя Русь

У: Как называлась столица Древнерусское государство?

Д: Киев

У: Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, заключил первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.

У: А сейчас я хочу вам рассказать как жили восточные славяне до появления государство, так же вы можете посмотреть на сайде и в ваших учебниках на стр. 29

Дополнительный материал

У: В те далёкие времена люди верили и поклонялись различным богам. 
Самих идолов –  статуй божеств сохранилось не много. Деревянные сгорели, сгнили, многие каменные были разрушены и утеряны... Поэтому о языческой религии мы узнаём, в основном, из письменных источников позднейших времён 

У: Есть ли среди ваших знакомых люди, которые поклоняются древнеславянским богам, например Перуну или Роду? 

Д: Нет

У: В современной России уже забыты традиции древних славян, хотя отголоски обрядов сохранились и сегодня. Например: Масленица – проводы зимы. А ещё одна традиция  Древних славян – колядки – короткие обрядные песни, в которых пожелание хозяевам благополучия.  Новогодние праздники длились около месяца и назывались Святками. На Святки в славянских селах по ночам ходили ряженые – коляды. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия, изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти

На нашей новогодней ёлке висят яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и осыпать их спелыми плодами.

А ёлочные игрушки – коровы, барашки, козы – это может быть, воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных.

Намного позже в нашей земле возникли каменные храмы, но их ставили в честь уже другого бога, появилась новая вера. К этому времени на просторах наше Родины сложилось государство.

    1. Работа с картой

У: Посмотрите на карту на стр. 30

У: Что вы заметили общего на первой и второй карте? 

Д: Изображена одна и та же территория – Восточная Европа, Есть города Киев и Новгород

У: Какое время изображено на картах?

Д: Первая карта – до конца IX века, а вторая карта – IX-XXI век

У: Чем ещё отличаются карты? 

Д: На второй карте появилось государство Русь. Город Киев стал столицей

У: Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? 

Д: Нет, т.к. в стране должны быть граница, столица, а у восточных славян этого не было.

У: Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? 

Д: Появилось новое государство Древняя Русь 

У: История страны начинается тогда, когда на территории складывается государство: граница, армия, страной управляет правительство

У: Обратимся к основному вопросу и версиям. Какая из версий подтвердилась?

У: Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

  1. Физкультминутка


  1. Применение новых знаний

    1. Работа по тексту

У: Ребята, Илюша и Анюта, гуляя по Новгородскому Кремлю, увидели храм Святой Софии, который им очень понравился. Илюша захотел узнать, когда появился этот храм. Когда и почему он был построен, вы узнаете, прочитав текст учебника под названием «Один князь – одна вера» стр. 30-31.

У: Что произошло в 988 году?

Д: Принятие новой веры – веры в единого Бога Иисуса Христа.

У: При каком князе произошло крещение Руси?

Д: При Владимире Святославовиче

У: Владимир Святославович это первый князь, вошедший в историю сразу под двумя именами: Владимир первый креститель и Владимир ясно солнышко

У: Что стали строить на местах старых богов?

Д: Храмы

У: Что такое храм?

Д: Здания для богослужения, чтение молитв, обращенных к Богу.

У: Как назывался храм в Киеве?

Д: храм Святой Софии – Премудрости Божьей

У: Это самый красивый в Древней Руси (слайд)

У: Где был расположен княжеский дворец?

Д: Возле храма

У: Почему храм Святой Софии появился в Новгороде?

Д: Город Новгород считался второй столицей Руси, и новгородцы захотели построить свой храм Святой Софии.

    1. Работа в рабочей тетради стр. 10

У: Откройте рабочую тетрадь на стр. 10

Прочитайте задание № 1

Рассмотрите рисунки на стр. 29 учебника и вставьте пропущенные слова.

Выполните самостоятельно.

Итак, какие слова вы вставили?

Д: охоту, рыбу, овощи, скот, частоколом, в земле, печка

Дождь, солнечной погоде, урожай

У: Задание № 3

Соедини стрелками изображения князей с описанием их дел. Отметь даты событий на реке времени.

У: Что возникло благодаря объединению племен?

Д: Древнерусское государство

У: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

У: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы.

У: История страны начинается с времени возникновения государства. До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.

  1. Итог урока

    1. Рефлексия.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне понравилось…

Главным на уроке для меня было…

Я ухожу с урока с …

Родителям я расскажу о…

    1. Подведение итога урока

– Что показалось на уроке трудным?

– Что показалось интересным?

– Что запомнилось.

Ребята спасибо за урок, вы сегодня все активно работали и помогали мне на уроке.

  1. Домашнее задание

Стр.28-31 (читать ответить на вопросы), № 2, 3, 4 (стр31) раб. тетр. № 2, 4

  1. Организационное завершение

Ребята, мне сегодня этот урок понравился, урок окончен, до свидания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока истории по теме "Когда на Руси появилось государство?"

Автор: Антонова Алёна Алексеевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 360943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Расцвет Руси при Ярославе Мудром." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastsviet-rusi-pri-iaroslavie-mudrom"
    ["file_id"] => string(6) "136862"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417195037"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока  истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-rastsviet-drievnierusskogho-ghosudarstva-pri-iaroslavie-mudrom"
    ["file_id"] => string(6) "217459"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433351892"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по теме: "История создания книг""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_po_tiemie_istoriia_sozdaniia_knigh"
    ["file_id"] => string(6) "354624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478098909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства