«Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
Цель урока:
сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
учащиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «общество», «холоп», «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд»; подвести учащихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.
Воспитательные (личностные):
формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.
Развивающие (метапредметные):
продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, давать характеристику различным группам населения, излагать основные события; объяснять значения терминов «усобица», «политика», «общество», «холоп», «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд».
Оборудование раздаточный материал для групповой работы, распечатки с кластером, видео файлы для работы групп из цикла «История Государства Российского»
Ход урока
- Мотивация к уроку.
Здравствуйте, дети. К нам сегодня на урок приехали учителя истории Кунгурского муниципального района
Давайте наш урок начнём с улыбки. Ведь улыбка – вещь бесплатная
Простая и понятная, смешная и приятная, доступная для всех.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся и силой наполняемся, дарующей успех
- Вызов
Актуализация знаний. Давайте мы с вами проведём аукцион. За правильный ответ вы будете получать денежку
Разыгрываются 4 даты:
862 год призвания варягов на Русь,
882 год – поход Олега на Киев, образование Древнерусского государства,
988 год – год крещения Руси
980-1015 гг – время киевского правления Владимира
Разыгрываются 5 определений:
- Народное собрание на Руси, когда решение принималось большинством голосов – вече,
- Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани – полюдье,
- Княжеская война на Руси – усобица,
- Одно из главных и старейших направлений в христианстве, укоренившееся на Руси - православие
- Титул главы русской православной церкви – митрополит
Разыгрываются 6 исторических личностей
- Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
- Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
- Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
- Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
- Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
- Князь …… начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался …… Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».
Сообщение темы и целей урока.
Каждый из этих князей внёс свой вклад в развитие Древнерусского государства. Посмотрите внимательно на купюры, какая историческая личность там изображена? Давайте предположим почему именно этому князю древней Руси поставлен памятник, и его образ появился на денежной купюре?
Записываем тему «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром»
О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Учитель на доске записывает все ответы детей, после чего делает акцент на трёх моментах:
- Как понимаете смысл понятия «расцвета» ДГ (факты о развитии государства, достижениях в разных сферах жизни общества
- Что из себя представляло ДГ на международной арене и внутри страны
- Почему Ярослава называют Мудрым? (факты, доказывающие эту мысль)
Дети по группам, работают с разными видами источников, после чего презентуют своё исследование
2.Стадия осмысления (В ходе этой стадии дети работают с разными видами источников, исследуя свою микро-тему. Используя и видео-файлы дети заполняют кластер.
3. Рефлексия. Дети выступают по группам. На доске рождается опорный конспект.После этого дети берут в руки карточки с «!» если считают, что Ярослав действовал сердцем и «?» если считают, что действовал умом. Д.з. написать эссе о эпохе Ярослава Мудрого