Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения "Дед Мазай и зайцы". (4 класс)»
Конспект урока чтения (4-й класс)
Тема
Н.А. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»
Тип урока
Изучение нового материала.
Цель
Познакомить с произведением Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы".
Задачи
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навык выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся при рассматривании иллюстративного материала, выборочном чтении;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся в процессе знакомства с новыми словами и выражениями;
развивать связную устную речь учащихся во время ответов на вопросы и в процессе беседы.
Воспитательные:
воспитывать чувство сострадания, любовь к природе и бережное отношение к животным.
Оборудование
Картина Левитана «Весна.Большая вода»; картина «Дедушка Мазай и зайцы»; записи на доске; учебники, портрет Н.Некрасова, шаблоны словарных слов , толковый словарь, выставка книг Н.Некрасова
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие: «Поздоровалось с людьми солнце на рассвете:
«С добрым утром !» - говорит и большим, и детям.
«Утро добрым быть должно и хорошим тоже.
Лишь хороший человек все на свете сможет!»
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Загадка или пословица о весне.
2. Подготовка к усвоению нового материала:
а) рассказ учителя о творчестве Н.Некрасова, знакомство с его произведениями;
б) вступительная беседа.
Учитель: С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.
На доске табличка с надписью «половодье». Слово прочитывается вслух, ставиться ударение, повторяется значение слова.
в) Работа с иллюстрацией.
Рассмотрим картину Левитана.
Где происходит действие, изображенное на картине?
Когда река выходит из берегов?
Что она может затопить?
Как это явление называют в народе?
3. Изучение нового материала:
а) вступительная беседа учителя:
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай-одинокий, добрый, человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня. И он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был Мазай. .Дед знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошёл дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
б) Чтение стихотворения учителем.
Учитель:. в учебнике дан отрывок из этого стихотворения, я прочитаю вам это стихотворение целиком, а вы внимательно послушаете.
в) Проверка первичного восприятия.
Понравилось ли вам это стихотворение?
Скажите, был ли момент в стихотворении, когда вам было смешно?
Скажите, когда вам было страшно?
г) Речевая разминка.
На доске выписаны трудночитаемые слова (3 – 4 слова). Слова разделены на слоги, в них проставлено ударение. Чтение написанных слов по цепочке, хором.
д) Чтение стихотворения учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.
Физминутка: «Зайка».
Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
Возле заячьей избушки (встают)
Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
Чтоб засаливать в кадушке
Не нашел он ни волнушки,
Ни горькушки. ни серушки. (повороты)
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.
е) Первичный анализ содержания прочитанного.
Понравился ли вам дедушка Мазай?
Чем он вам понравился?
Как вы его себе представляете? Опишите его внешний вид.
Нравится ли вам его речь? Как он говорит?
Как Мазай относился к бедным зверькам?
Как Мазай относился к природе?
Какой это был человек?
За что Мазай осуждал односельчан?
Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.
Ради забавы спасал он зайцев?
Какая главная мысль стихотворения?
Как автор относится к своему герою? Почему?
А как вы относитесь?
Почему он так озаглавлен?
4. Закрепление изученного материала
а) Беседа по картине «Дедушка Мазай и зайцы».
Кто изображен на картине?
Таким вы себе представляли дедушку Мазая?
Какой отрывок из стихотворения здесь показан?
б) Повторное чтение стихотворения учащимися.
При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.
в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.
Какие бы вы нарисовали картины к этому произведению?
Найдите и прочитайте о том, как вели себя зайцы, когда им грозила опасность.
Найдите и прочитайте о том, как вели себя зайцы, когда опасность миновала. Сравните их поведение.
Из каких слов видно , что Мазай любит зайцев, что ему их жалко? Прочитайте эти слова.
Как вы думаете, кто Мазай по профессии?
Найдите в тексте фразу, из которой мы можем понять, кто Мазай по профессии.
Можем ли мы сказать, что Мазай очень умный охотник? Почему? Докажите это.
Как нужно помогать животным весной во время половодья?
5. Подведение итогов урока
а) Обобщающие вопросы учителя:
Какое произведение мы читали сегодня на уроке?
Кто автор этого стихотворения?
С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня?
Какие новые слова узнали на уроке?
б) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок