Ход урока
I Оргмомент
II Актуализация знаний
а) проверка домашнего задания
б) речевая разминка (работа в паре)
- Зайчик, зайчик, где ты был?
- За кусточком я сидел.
- Посмотри лису и волка!
- Лучше выгляну я в щёлку.
- Встань, не бойся, их здесь нет!
- Не хочу. Вот вам ответ.
- Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Определите жанр.
Вариативное чтение:
- хором, все вместе;
- прочитаем в лицах: девочки – автор, а мальчики – зайчик (хором, все вместе), смена ролей.
- самостоятельно в парах – проверка и оценивание.
IV Работа по теме урока
а) прогнозирование – чтение карточки (Слайд 2)
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем разговаривают Некрасов и старик?
- Прочитайте распечатку карточки про себя. О чем прочитали?
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.
Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать.
И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
- Перечитайте текст жужжащим способом еще раз и найдите ответы на вопросы (Слайд 3):
- Почему эта деревня была особенной?
- Почему Некрасову так нравилась эта деревня?
в) целеполагание
- Как вы думаете, о чем будет стихотворение? Рассмотрите иллюстрации в учебнике?
- Работа над стихотворением
а) первичное восприятие текста (Слушание аудиозаписи + хорошо читающие дети)
- Следим по тексту и подчеркиваем непонятные слова.
б) проверка восприятия
– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?
- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
в) вторичное восприятие текста (самостоятельное чтение)
– Прочитайте стихотворение про себя, подчёркивая непонятные слова.
г) проверка + словарная работа (Слайд 4,5)
силки'
петли для ловли птиц и мелких животных
багры'
шесты с металлических крючком
арши'н
старинная мера длины, немного меньше метра
саже'нь
старинная мера длины, чуть больше двух метров
лопо'чут
беседовать,говорить
гуто'рить
говорить быстро, много, неясно
тягота'
тяжесть, груз
зипу'н
крестьянский кафтан из грубой ткани (пальто)
поте'ха
забава, веселье
- Беседа по содержанию
– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. (Кабы сетями ее не ловили…)
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек…)
– Ради забавы спасал он зайцев?
– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? Найдите и зачитайте.
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. (Слайд 6)
– Назовите близкие по смыслу слова к данным на доске:
Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.
– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?
4. Выразительное чтение
а) выборочное чтение (Слайд 7,9)
б) чтение по ниточке
в) логические цепочки (карточка)
Рефлексия
VI Итог урока
– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?
- Что хотел сказать автор этим произведением? С какой целью он его написал?
Домашнее задание:
- выразительное чтение;
- иллюстрация + синквейн (Мазай) по выбору
- отзыв о произведении
Просмотр содержимого документа
«Урок 57»
Урок 57. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя.
Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки с речевой разминкой и логическими цепочками, распечатка дополнительного текста.
Ход урока
I Оргмомент
II Актуализация знаний
а) проверка домашнего задания
б) речевая разминка (работа в паре)
- Зайчик, зайчик, где ты был?
- За кусточком я сидел.
- Посмотри лису и волка!
- Лучше выгляну я в щёлку.
- Встань, не бойся, их здесь нет!
- Не хочу. Вот вам ответ.
- Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Определите жанр.
Вариативное чтение:
хором, все вместе;
прочитаем в лицах: девочки – автор, а мальчики – зайчик (хором, все вместе), смена ролей.
самостоятельно в парах – проверка и оценивание.
IV Работа по теме урока
а) прогнозирование – чтение карточки (Слайд 2)
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем разговаривают Некрасов и старик?
- Прочитайте распечатку карточки про себя. О чем прочитали?
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.
Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать.
И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
- Перечитайте текст жужжащим способом еще раз и найдите ответы на вопросы (Слайд 3):
в) целеполагание
- Как вы думаете, о чем будет стихотворение? Рассмотрите иллюстрации в учебнике?
Работа над стихотворением
а) первичное восприятие текста (Слушание аудиозаписи + хорошо читающие дети)
- Следим по тексту и подчеркиваем непонятные слова.
б) проверка восприятия
– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?
- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
в) вторичное восприятие текста (самостоятельное чтение)
– Прочитайте стихотворение про себя, подчёркивая непонятные слова.
г) проверка + словарная работа (Слайд 4,5)
силки' | петли для ловли птиц и мелких животных |
багры' | шесты с металлических крючком |
арши'н | старинная мера длины, немного меньше метра |
саже'нь | старинная мера длины, чуть больше двух метров |
лопо'чут | беседовать,говорить |
гуто'рить | говорить быстро, много, неясно |
тягота' | тяжесть, груз |
зипу'н | крестьянский кафтан из грубой ткани (пальто) |
поте'ха | забава, веселье |
Беседа по содержанию
– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. (Кабы сетями ее не ловили…)
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек…)
– Ради забавы спасал он зайцев?
– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? Найдите и зачитайте.
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. (Слайд 6)
– Назовите близкие по смыслу слова к данным на доске:
Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.
– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?
4. Выразительное чтение
а) выборочное чтение (Слайд 7,9)
б) чтение по ниточке
в) логические цепочки (карточка)
За дровами Зайцы на островке Спасение Зайчонок на пне, зайчиха в кустах Зайчишки на бревне Мимо деревни На берегу | на берегу за дровами зайчишки на бревне мимо деревни зайцы на островке спасение зайчонок на пне, зайчиха в кустах |
V Рефлексия
VI Итог урока
– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?
- Что хотел сказать автор этим произведением? С какой целью он его написал?
Домашнее задание: