"И у леса есть судьба, бывает радостной , бывает роковой она."
Цели:
- Изучение и анализ трагической судьбы леса по вине человека на примере отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Саша»;
-Развитие речи , коммуникативных способностей , самостоятельности суждений.
- Воспитание эмпатии .
оборудование:
1. презентация к уроку ,интерактивная доска SMART, компьютер , проектор
2.тексты с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова « Саша»
3. карточки с заданиями для групповой и парной работы, конверты с заданием для домашней работы
тип урока: урок изучения нового произведения
Форма работы: фронтальная , групповая, парная
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Ребята , соберите слово
Поруглка ( прогулка) ( учитель записывает это слово на доске)
Я предлагаю начать наш урок с прогулки в лес. ( видео)
-Ребята ,какая была прогулка ? ( интересная , увлекательная , познавательная , весёлая) (учитель записывает эти слова на доске)
- А что понравилось в лесу больше всего?
-Что подметили? ( Среди фотографий осеннего леса был портрет Н.А. Некрасова)
-С чьим произведением мы сегодня познакомимся?
-С произведениями Н.А . Некрасова мы уже знакомились во 2 и 3 классе. Вспомним некоторые из них.
( 3 ученика читают наизусть отрывки из произведений « Мороз-воевода», « Крестьянские дети», « Дед Мазай и зайцы».)
3. Формулирование темы и цели урока.
Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте задание .Найдите
произведение Некрасова. ( работа в парах)
карточка
Есенин Берёза
Некрасов Саша
Пушкин Осень
Лермонтов парус
Поставьте цели:
Познакомиться…
Учиться…
Анализировать…
4.Словарная работа
В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение .( работа в парах)
Карточка
березняк приносящий вред, несчастье
дубняк осиновый лес
осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце
аркан берёзовый лес
роковой дубовый лес
А теперь тишина .( Звуковая вставка- стук топора). Узнали?
На основании заголовка , словарных слов и стука топора сделаете предположение о чём будет это произведение?
5.Работа с отрывком из поэмы Некрасова « Саша».
1. Первоначальное чтение учителем
2. Проверка первичного восприятия
- Подтвердилось ли наше предположение?
-Саша-это кто?
- Что услышали?
-Что увидели?
-Что почувствовали?
3. Самостоятельное чтение отрывка учащимися?
- Как бы вы назвали этот отрывок?
6.Физкультминутка для глаз с использованием ИАД.
7.Анализ произведения.
-Каким видела Саша лес до вырубки?
-Как изменилась жизнь в лесу с приходом мужиков с топорами?
- Найдите глаголы , которые помогают автору описать труд лесорубов?(
-Как автор называет труд лесорубов?( кончились поздно труды роковые)
- Для кого они роковые? ( для обитателей леса и для самих лесорубов)
-Заметили ли вы , что лес у Некрасова живой?
- Как называется этот приём в литературе?
- Найдите олицетворения.( работа в парах)
- Отрывок заканчивается восклицательным знаком. О чём это говорит?
- Посмотрите , как в настоящее время идёт вырубка леса. С появлением бензопилы, специальной техники леса вырубается больше , чем нужно. Деревья спилили и не вывезли. Звери , птицы , насекомые остались без дома.( просмотр слайдов).
8.Творческая работа в группах.
- Кто в этом произведении мог бы обратиться со словами « Защити меня, Человек».
-Представьте себя на месте обитателей этого леса.
-Используя ключевые слова, напишите сочинение о своих героях.
(Каждая группа получает карточку)
Сова- 1 группа
Их нет только в Антарктиде,
съедаю за год 1000 мышей,
откладывает до 7 яиц.
Птица ночная
Берёза- 2 группа
сок,
веники ,
дрова ,
красота
муравьи- 3 группа
Санитары леса,
20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.
Дуб- 4 группа
кислород ,
жёлуди
здоровье,
сила ,
лекарство
кукушка- 5 группа
похожа на ястреба
уничтожает множество гусениц
Откладывает до 15 яиц
Улетает на юг в Африку
сосна- 6 группа
Живу 300-500 лет
Убиваю микробов
Лекарство
Еда для дятлов , клестов , белок
Представители каждой группы выступают с сообщением. ( слайд с инструментом увеличение)
9. Итог.
- И у леса есть судьба , бывает радостной , бывает роковой она.( слайд) Как вы понимаете эти строчки? Какая судьба у леса в произведении? Кто виноват в этом? А может ли Человек изменить судьбу леса?
-От того какой будет эта судьба леса – счастливой или роковой СЕГОДНЯ во многом зависит от человека , от нас с вами.
10. Рефлексия.
- Прогулка по лесу описанному в поэме Некрасова была увлекательная , познавательная , весёлая , интересная?( учитель обращает внимание детей на слова записанные в начале урока)
Почему? Продолжите предложения.
- Меня удивило….
- Мне стало жалко…
-Мне не понравилось…
- Меня поразило…
11. Домашнее задание.
Каждая группа получает задание в конверте.
1 группа-Давайте приберём территорию у родника по Школьной улице.
2 группа-Давайте приберём территорию у родника в Кузьмовыре.
3 группа-Скоро зима. Давайте сделаем кормушки. Пусть нам помогут родители.
4 группа-Давайте соберём и высушим рябину . Зимой будет чем покормить птиц.
5 группа- Давайте « полечим» книги в детской библиотеке.