I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока). | 1. Организационный момент. Определение темы и задач урока. - С какими числами мы будем сегодня работать на уроке? Какие действия производить? 2. Минутка чистописания - Наведите порядок: 7, 14, 35, 21, 42 (21- лишнее число, все числа делятся на 7) - Что знаете о числе 7? Назовите число, для записи которого нужно 2 цифры 7. (77) - Начертите отрезок длиной 7 см. Известно, что данный отрезок в два раза короче второго отрезка. Начертите второй отрезок, надпишите его длину. - Что можете сказать о каждом из них? - Почему второй отрезок длиннее первого, если в условии прозвучали слова: «В два раза короче»? 3. Устный счёт. Фронтальная работа с комментированием. - Какие числа первого десятка делятся на 3? - Назовите двузначные числа, которые делятся на 20, 40, 30 - Что мы знаем о действиях умножения и деления? (взаимно-обратные действия) Заполните таблицу.(Ответы записывают на маркерных досках) Во сколько раз верхнее число больше нижнего числа? 90 | 80 | 60 | 40 | 20 | 30 | 4 | 20 | 2 | 10 | | | | | | 33 3 | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
II. Тренинг | 5. Задача № 8б, стр. 3 Подготовительная работа. Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование. Чтение и разбор задачи. - Прочитайте задачу. - О ком идёт речь в задаче? Что известно в задаче? Что нужно найти? (Текст содержит 2 простые задачи, составим два решения) Моделирование. - Что можете предложить для моделирования условия задачи? (Составляем таблицу). | Длина беговой дорожки | Количество кругов | Количество метров | Мишка | 20 м | 5 | ? | Костик | 20 м | 4 | ? | Запись решения и ответа. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? 20*5= 100 (м)- пробежал Мишка. 20*4=80 (м)- пробежал Костик. Ответ: 100 метров, 80 метров. Проверка и работа над задачей после её решения. - Рассмотрите ещё раз иллюстрацию, расскажите, как происходили события на стадионе? Кто из мальчиков победил, почему? - Какой компонент находили? Каким действием? Контроль результата. -Можно ли решить задачу другим способом? (нет, т.к. задача простая). - Как можно выполнить проверку решения? (Составить обратные задачи) - Сравните решения прямой и обратной задач. (Обе задачи решаются одним действием, прямая- умножением, обратная - делением) Варьирование. Как изменилось бы решение и ответ, если бы Мишка пробежал 2 круга? 6 кругов? Если бы длина беговой дорожки была равна 40 метров? Творческое задание. - Придумайте задачу к данному решению: 90 : 3 = 30 | Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; |
III. Открытие нового. | Решение задачи способом составления уравнения. «Мишка пробежал несколько кругов по беговой дорожке, длина которой – 20 метров. Всего он пробежал 100 метров. Сколько кругов он пробежал?» (Приложение 1) Многие задачи, даже трудные легко решить с помощью уравнения. Для этого любую задачу сначала нужно перевести с разговорного языка на язык математический. На разговорном языке | На языке математики | Пробежал несколько кругов | Х кругов | По дорожке, длиной 20 метров | 20 * Х | Всего он пробежал 100 метров | 20 * Х = 100 | Алгоритм составления уравнения: Пусть Х -… 2. Тогда … 3. Составим и решим уравнение … 4. Сделаем проверку …. 5. Запишем ответ … Учащийся у доски проговаривает алгоритм, составляет и решает уравнение. Записывает ответ. Оценивает свою работу. | – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
IV. Первичное закрепление (применяем новые знания). | Групповая форма работы Каждая группа получает карточку с текстом задачи и алгоритм составления уравнения. (Приложение 2) Проверка у доски и оценивание по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися определять степень успешности выполнения своей работы. |