kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Алфавит, синтаксис языка программирования. Структура программы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе"Алфавит, синтаксис языка программирования.  Структура программы."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Алфавит, синтаксис языка программирования. Структура программы."»

Тема: Алфавит, синтаксис языка программирования.

Структура программы.


Цель:

  • познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Free Pascal, со структурой программы на языке Паскаль;

  • развитие алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере, познавательных интересов, памяти, внимания, самостоятельности при работе.

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету, формирование мировоззрения

Оборудование:

  • Компьютер, редактор Free Pascal

    • Рабочая тетрадь, учебник.

.

Тип урока: Изучение нового материала и первичному закреплению новых знаний


Гигиенические требования:

- оптимизация нагрузки

- смена видов деятельности

- соблюдение правил ТБ

План урока:

  1. организационный момент

  2. изучение нового материала

  • теоретическая часть

  • практическая часть

  1. рефлексия

  2. подведение итогов, домашнее задание


Ход урока:

1. Организационный момент (тема, цель, задачи)

• Алгоритм. Свойства алгоритмов.

• Способы записи алгоритмов.

• Базовые структуры алгоритмов.

2. Изучение нового материала (информационная компетенция, коммуникативная компетенция)


Языки программирования, их назначе­ние, особенности

Языки программирования предназначены для создания программ, которые могут быть исполнены ЭВМ или другими автоматическими устройствами, например, станками с числовым программным управлением.
Исходя из этого, можно сказать, что эти языки формальны, то есть они используют специальную систему команд, имеют свой алфавит и свои правила написания (синтаксис).
Языки программирования можно разделить на две группы – языки высокого уровня и языки низкого уровня (машинные). К языкам низкого уровня относится язык Ассемблер, в котором программа пишется в основном на уровне машинных кодов.
Все языки высокого уровня условно можно разделить на две группы – алгоритмические языки (процедурные) и логические (непроцедурные, объектно-ориентированные). 
К первой группе языков относятся такие языки, как БЕЙСИК, ПАСКАЛЬ, ФОРТРАН, АЛГОЛ, СИ и другие.
Так, например, языки, перечисленные выше, можно назвать языками общего пользования, универсальными. Эти языки могут быть использованы как профессиональными программистами, так и начинающими (учениками, студентами и т.д.). Посредством этих языков можно решать как задачи вычислительного характера, так и работать с графикой, звуком, работать с текстом.
Мы и будем изучать такие языки, в частности язык ПАСКАЛЬ.
Алгоритм, введенный в ЭВМ на каком-либо языке программирования, должен быть преобразован в специальные коды. Для этого в состав языка программирования входит специальная программа – транслятор, которая и выполняет эту задачу.

Трансляторы можно разделить на две группы по их работе – компиляторы и интерпретаторы.
Языки программирования, имеющие в своем составе интерпретатор, чаще всего являются строчно-ориентированными языками, то есть команды записываются в строке, каждая из которых имеет свой номер. Выполнение программы происходит в последовательности номеров строк. Таким языком является, в частности, БЕЙСИК (Стандартный)
Интерпретатор читает строку программы, транслирует ее в коды ЭВМ и немедленно выполняет, затем переходит к следующей. При обнаружении ошибок специальный отладчик сообщает об ошибке, исполнение программы останавливается.

Компилятор действует иначе. Он сначала просматривает всю программу, отмечает все ошибки и только после того, как все ошибки исправлены, – компилирует программу, то есть в памяти создает программу в машинных кодах и после этого ее исполняет.
Большинство языков имеют в своем составе компилятор, так как они работают быстрее. К языкам такого уровня относятся ПАСКАЛЬ, СИ, Q-BASIC и многие другие.

Знакомство с программной средой Free Pascal

Теперь переходим к изучению языка – ПАСКАЛЬ.

После загрузки системы на экране появляется рабочий стол системы.  Его вид может несколько различаться у разных версий, но в целом он типичен. В верхней части экрана расположено главное меню, в нижней – окно вывода. 

Знакомство со структурой программы на языке Паскаль

Основные понятия

Как и любой алгоритм, являющийся последовательностью инструкций, программа на языке Паскаль состоит из команд (операторов), записанных в определенном порядке и формате.  
Кроме команд в записи программы участвуют еще так называемые "служебные слова", организующие структуру программы.


Основная структура программы

Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры

Program ;
;
Begin 
;
End.

Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и уместное употребление этих слов является обязательным.



Раздел описаний может состоять из пяти подразделов:

  • Описание меток (Label)

  • Описание типов (Type).

  • Описание констант (Const).

  • Описание переменных (Var).

  • Описание процедур и функций (Procedure, Function).

При отсутствии таких объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.

Алфавит языка

Основу любого языка составляет алфавит, то есть набор символов, используемых для составления текстов на данном языке

Итак, алфавит языка Паскаль составляют:

  • буквы латинского алфавита; (Вопрос: Сколько букв? Ответ: 26)

  • арабские цифры; (Вопрос: Сколько цифр? Ответ: 10)

  • специальные знаки. (Вопрос: Кто подскажет? Ответ: .,;: и т.д.)

  • - + * / ( )    арифметические знаки;

  •     знаки отношений;

Оператор вывода 

Для вывода информации в Паскале используется оператор:

Write (b1, b2, b3,…, bn); 
выводится на экран значения переменных b1, b2, b3,…, bn 
Writeln (b1, b2, b3,…, bn);
выводится на экран значения переменных b1, b2, b3,…, bn и после этого осуществляется переход на новую строку
Writeln ;
переход на новую строку 
Write (‘значения переменных’, b1, b2, b3,…, bn); 
выводится на экран сообщение «значения переменных», затем соответствующие значения переменных b1, b2, b3,…, bn и после этого осуществляется переход на новую строку

3. Обобщение и систематизация.

(информационная компетенция, компетенция решения проблем)


Посмотрим первую программу вывода на экран строковой графики.

Задача. Вывести на экран текст в заданном формате:



Выполнить упражнение на основе готовой программы:

1. Напишите программу, которая печатает ваше имя в рамочке из звездочек.

2. Вывести на экран строковый рисунок.





  1. Рефлексия.


Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами узнали, что

  • Языки программирования делятся на две группы… – это..? (Ответ: низкого и высокого уровней).

  • Pascal – язык ...? (ответ: высокого уровня).

  • Он является алгоритмическим или логическим языком? (Ответ: алгоритмическим).

  • Чем характеризуются алгоритмические языки? (Ответ: алгоритмы имеют жесткую структуру,  определенная форма записи в виде последовательности операций с данными).

  • Pascal в своем составе имеет интерпретатор или компилятор? Напоминаю: интерпретатор – выполнение программы построчное; компилятор –  просматривает сразу всю программу. (Ответ: компилятор).

  • С какой средой программирования мы работаем? (Ответ: Pascal ABC).

  • Алфавит языка Паскаль составляют..? (Ответ: буквы латинского алфавита, арабские цифры, специальные знаки).


  1. Подведение итогов, домашнее задание.

Домашнее задание:

– выучить конспект для учащегося; 
– составить программу для одной из задач № 1, 2, 3 (на выбор, все три на дополнительную оценку).

Задачи:

1. Вывести на экран символьный рисунок



2. Написать программу, которая рисует пингвина.



3. Написать программу, которая выводит следующий рисунок






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Алфавит, синтаксис языка программирования. Структура программы."

Автор: Жданкина Елена Владимировна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375864


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства