воспитательная – воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Ресурсы:
(материалы,источники)
Метод пособие, учебник, музыка для минуты настроя на урок, текст притчи, текст песни и музыка, плакат с цитатой урока, видеозапись мультфильма «Просто так», аудиозапись песни «Дорога добра» на сл. и муз. Т. и С. Никитиных. Интернет ресурсы: компьютер, презентация, комп. доска.
Ход урока:
1. 1. Минутка тишины
Закрываем глаза, предлагаю всем сесть удобнее, расслабиться. Под музыку педагог тихим мелодичным голосом говорит текст
Концентрация на Свет.
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится ваше сердце. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Какие вы испытываете чувства?
Анализ хода урока
2. Проверка домашнего задания.
2-3 человека наизусть рассказывают стихотворение.
Доброжелательность – такое чувство теплое,
Оно и снег способно растопить.
И если к людям вы доброжелательны,
То как тепло на свете вместе жить.
Беседа по тексту.
Как вы понимаете строки этого четверостишья?
Какого человека можно назвать доброжелательным?
Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным человеком? Расскажите о них. (Ответы учащихся)
Комментарий учителя.
Доброжелательность - природное свойство человека. Слово «доброжелательность» означает «желать добра». Анализ хода урока
3.Позитивное высказывание (цитата)
Доброе намерение – половина счастья.
Народная мудрость
Как вы понимаете эту цитату?
Как вы думаете, доброе намерение и доброе желание – одно и то же?
(Ответы учащихся).
4.Рассказывание истории (беседа).
Рассказ учителя
Пересказ притчи А. Лопатина, М. Скребцова
Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружали замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот. Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром люди увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть камень и решили попросить помощи у великана. Двое из крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор. - Эй, великан, убери глыбу! - крикнул один крестьянин. - Если не уберешь, мы не дадим тебе винограда! — крикнул второй.
Как поступил великан в ответ на просьбу крестьян?
Почему?
Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали. Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни.
Девочка опустилась к замку и постучала в железные ворота. Великан приоткрыл их. - Здравствуйте, я принесла вам цветок. Я сама его вырастила, - сказала девочка и протянула великану подарок.
Что сделал великан в ответ на слова девочки?
Почему?
- Какой красивый! - прошептал великан. В деревне уже все искали девочку. - Смотрите, по дороге идет великан, а на его плече сидит девочка! - крикнул кто-то. Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Камень покачнулся. Мужчины навалились на него с другой стороны, и вскоре дорога очистилась. На прощанье девочка сказала великану: - Спасибо, добрый великан. - Доброе слово железные ворота открывает, — произнесла мама девочки.
Почему великан замахнулся на крестьян камнем?
Почему все-таки помог убрать глыбу с дороги?
Каким качеством обладает девочка?
Как вы понимаете слова матери: «Доброе слово железные ворота открывает»?
Приходилось ли вам прощать своих обидчиков из чувства доброжелательности?
(Ответы учащихся).
Комментарии учителя.
- Доброжелательность помогает простить обиды, расположить к себе человека. Доброжелательному человеку хочется тоже ответить добром.
По лесу идет мальчик с огромным букетом цветов и напевает мелодию без слов. Навстречу ему бредет грустный ослик. Мальчик, желая поднять ослику настроение, дарит ему букет и на вопрос о причине подарка отвечает: «Просто так!». У Ослика поднимается настроение и он тоже начинает петь и танцевать. На своем пути он встречает грустную белочку, которой и дарит свой букет. Далее белка передаривает букет мишке, который прячет свое лукошко с грибами за спиной. Белочка дарит ему цветы и он говорит в ответ: «А у меня ничего нет!» Белочка помогает медведю преодолеть овраг и мишка в благодарность отдает ей свое лукошко.
На вопрос белочки, за что ей этот подарок, расщедрившийся обитатель леса отвечает: «Просто так!»
Отчего менялось настроение у героев мультфильма?
Почему мультфильм называется «Просто так»?
Какие чувства и эмоции разбудил мальчик в зверятах?
Как можно дарить радость и доброту другим?
Добрые поступки должны быть продуманные или спонтанные (это делается неосознанно)?
Упражнение “Правила доброжелательности”
1.Работа в мини-группах.
Учитель предлагает учащимся разделиться на 3 группы.
2. Первая группа: вырабатывает правила доброжелательности.
Вторая группа: записывает, какими качествами характера обладает мальчик.
Третья группа: записывает, по каким еще признакам можно определить доброжелательного человека (дружескими жестами и мимикой, словами нежности и поддержки).
3. По окончании упражнения каждая группа записывает на доске свои результаты. Идет дискуссия. Обсуждение и обобщение.
Анализ хода урока
6. Групповое пение.
Споёмте, друзья!
Звучит фонограмма песни «Дорога добра». Учитель и учащиеся подпевают.
Сл. и муз. Т. и С.Никитиных
Дорога добра
1.Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
2.Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя Ведет, не как сестра, А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!
3.Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь- Не детская игра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Что значит идти «дорогою добра»?
(Ответы учащихся).
7. Домашнее задание. (2 мин.)
Как можно проявить доброжелательность по отношению к окружающим?
Назвать примеры проявления доброжелательности к людям. Например: пропустить вперед в очереди, помочь донести тяжелую ношу, сделать комплимент, простить обиду, улыбнуться, сказать доброе слово, подбодрить шуткой…
Напишите об этом в рабочих тетрадях.
8. Заключительная минута тишины. (2 мин.)
Дорога добра
1.Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
2.Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя Ведет, не как сестра, А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!
3.Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь- Не детская игра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Дорога добра
1.Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
2.Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя Ведет, не как сестра, А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!
3.Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь- Не детская игра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Дорога добра
1.Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
2.Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя Ведет, не как сестра, А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! А если с другом худо - Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!
3.Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь- Не детская игра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! И прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!