1. Мотивация к учебной деятельности Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться; 2) определить содержательные рамки урока: углы; 3) мотивировать к учебной деятельности. | Организация учебного процесса на этапе 1: – Прочитайте высказывание, записанное на доске: Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий. М. В. Ломоносов – Как вы понимаете это высказывание? (…) – Как вы думаете, как это высказывание связано с уроком? – Действительно, геометрия является нашим помощником в тренировки ума, помогает правильно понять окружающий мир. Сегодня на уроке мы вновь поработаем с геометрическим материалом. Я желаю вам успеха на уроке! Пожелайте и вы успехов друг другу! - Наш урок будет посвящен геометрии. Что вы знаете о геометрии, что это за наука? - а сегодня наш урок будет посвящен углам - С чего вы всегда начинаете свою работу? | На уроке пойдет речь о геометрических фигурах Наука, которая изучает геометрические фигуры. С повторения. | Коммуникативные планирование учебного процесса с учителем и сверстниками. Личностные: проявлять интерес к изучению темы. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать знания о разных геометрических фигурах: точка, прямая, луч, угол, ломаная, многоугольник; 2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (сравнить два угла); 5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (получение разных результатов сравнения, невозможность обосновать, какой результат верен); 6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания. | Организация учебного процесса на этапе 2: На этапе учащиеся работают на планшетках. Все задания показываются учителю и при необходимости результаты корректируются. Стараться при коррекции спрашивать тех учащихся, которые допустили ошибки. 1) Тренинг вычислительных навыков. Математический диктант. Ряд чисел фиксируется на доске. - На какие группы можно разбить ряд чисел? На доске под числами выставляются буквы: 52; 54; 70; 63; 56; 6; 612; 17 И Г Р У Л Ф А Н - Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте получившееся слово. - Получившееся слово имеет смысл? - Зачеркните две буквы так, чтобы получился математический термин. 2) Работа с геометрическими фигурами.) На доску карточки с геометрическими фигурами - Назовите геометрические фигуры, которые вы видите. - Какие фигуры можно неограниченно продолжить? На доску вывешивается карточка с окружностью с радиусом. - Что за отрезок проведён в окружности? - Что интересного вы знаете о радиусе? - Какая связь между многоугольником и ломаной линией? - Какие ещё плоские геометрические фигуры знаете? - А какие пространственные фигуры вы знаете? -Чем являются стороны угла — отрезками или лучами? -На какие группы можно разделить углы? - Если продолжить стороны угла, то получится тот же угол или другой? - Покажите карандашами модель острого угла, тупого, прямого угла. Представьте, что ваши карандаши — это стрелки часов. Выложите их на парте так, чтобы они показывали 1 ч, 2ч, 3ч, 4ч, 5ч. Что происходит с углом между ними? - Откройте учебник на стр. 1, рассмотрите № 1. - Что изображено на рисунках? - Определите время, которое показывают часы. Какие углы образуют стрелки часов? -На каком рисунке самый маленький угол? Самый большой? - Какое задание вы выполняли, отвечая на последние вопросы? - Что вы сейчас повторили? - Чтобы определить чего вы не знаете, какое задание вы должны попробовать выполнить? 3) Пробное задание. - Достаньте из конвертов жёлтый и синий углы (такие же углы вывешиваются на доске). - Определите, какой угол больше. Каким способом вы будете это делать? - Выполните задание. Учащиеся самостоятельно работают с моделями углов. - Кто не смог выполнить задание? - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? - Кто справился с заданием? Поднимите жёлтый угол, кто считает, что он больше, поднимите синий угол, кто считает, что больше он. - Что вы видите? - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? - Кто может доказать (предъявить эталон, по которому можно доказать, что ответ верен), какой ответ верен? - Сформулируйте ваше затруднение. | 52; 55; 70; 63; 56; 6; 612; 17. Однозначные, двузначные, трёхзначные; чётные, нечётные; круглые, некруглые; … 6; 17; 52; 54; 56; 63; 70; 612 Ф Н И Г Л У Р А Нет. ФИГУРА Прямая а, точка Z, окружность с центром О, отрезок АВ, угол MNK, луч ST, четырёхугольник YPQX, ломаная CDEFG.) Прямую, стороны угла, луч. Радиус. Все радиусы одной окружности равны, радиус равен половине диаметра. Многоугольник – это замкнутая ломаная линия. Треугольник, прямоугольник, квадрат, … Куб, прямоугольный параллелепипед, шар, цилиндр, конус, пирамида. Стороны угла – лучи, прямые, острые, тупые. Тот же самый угол. Он увеличиваются Часы. 1 час, 2 часа, 3 часа, 4 часа, 5 часов. На первых двух – острые, на третьем – прямой, на двух последних – тупые углы. Самый маленький угол на рисунке а), самый большой – д Мы сравнивали углы. Разные геометрические фигуры, виды углов. Пробное задание. Мы будем накладывать углы друг на друга. Мы не смогли определить, какой угол больше. Кто-то поднял жёлтые углы, кто-то синие, разные ответы. Получились разные результаты. Мы не можем обосновать свой выбор. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные : логическое решение проблем, построение логической цепи рассуждения. Личностные: умение делать нравственный выбор и давать оценку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение; 2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа. | Организация учебного процесса на этапе 3: - Какое задание вы должны были выполнить? - Как вы выполняли задание? Предложить 2-3 ученикам показать на доске, как они накладывали углы на доске. - Где возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? | Надо было сравнить углы, определить, какой угол больше. Мы накладывали углы друг на друга. При наложении углов, все это делали по-разному, и кто это делал правильно, мы не знаем. У нас нет правила, как накладывать углы, чтобы их сравнить. | Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1. уточнение цели проекта (построить правило наложения углов, для их сравнения); 2. уточнить тему урока; 3. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.); 4. построение плана достижения цели. | Организация учебного процесса на этапе 4: - Что дальше вы должны сделать? - Сформулируйте цель деятельности. - Сформулируйте тему урока. Тема фиксируется на доске. - Каким способом вы сравниваете что-то, например, говорите – одно число больше другого, одна фигура по площади больше другой? - Что вы можете использовать для достижения цели? - Составим план действий. 1) Определим способ наложения углов. 2) Определим, какой угол является частью другого угла. 3) Составим алгоритм сравнения углов. | Мы должны поставить цель, составить план действий. Построить алгоритм сравнения углов методом наложения. Сравнение углов. Меньшее должно быть частью большего. Модели углов. | Регулятивные: целеполагание. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритм сравнения углов; 2) создать условия для построения алгоритма сравнения углов, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания. | Организация учебного процесса на этапе 5: Дальше работу можно организовать по группам. Задание группам: 1) Определить способ наложения углов. 2) Определить, какой угол больше. 3) Составить алгоритм сравнения углов. На работу группам отвести 5 минут. Можно группам предложить заготовленные блоки для алгоритма. Группы могут воспользоваться этими блоками, могут составить сами алгоритм. По окончании времени одна из групп предлагает свой вариант выполнения задания, остальные группы дополняют и уточняют ответ группы. На доске фиксируется алгоритм сравнения углов. - Удалось ли вам выйти из затруднения? - Где можно проверить выводы, которые вы сделали? - Откройте стр. 1 в учебнике и прочитайте правило. Одни из учеников вслух читает текст в рамке. - Что вы дальше должны сделать? | Да, удалось В учебнике. Потренироваться в применении алгоритма. | Познавательные : выбор наиболее эффективного способа решения. Коммуникативные: согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога, умение правильно и точно выражать свои мысли. |
6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания. | Организация учебного процесса на этапе 6: № 3, стр. 2. - Достаньте из конверта красный угол, и сравнить его с жёлтым углом, и синим углом, используя построенный алгоритм. Одному ученику предложить выполнить задание у доски, проговорить способ сравнения. № 4, стр. 2. Один ученик выполняет задание у доски. СОВ АОВ, т.к. первый угол часть второго угла, сторона СО лежит между сторонами второго угла. АОС АОВ т.к. первый угол часть второго угла, сторона СО лежит между сторонами второго угла. | | Регулятивные : вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. Познавательные : определение порядка действий, использование алгоритма Коммуникативные: согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога, умение правильно и точно выражать свои мысли. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать умение сравнивать углы методом наложения; 2) познакомиться с понятием биссектриса угла; 3) тренировать умение решать задачи на части. | Организация учебного процесса на этапе 8: № 6 стр. 2. Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, результаты работы показывает учителю. - С какой геометрической фигурой вы познакомились? (С биссектрисой угла.) - Дайте определение биссектрисе угла. (Луч, который угол делит пополам.) № 11, стр. 3. Задачу один ученик решает у доски, остальные дети решат в тетрадях. Чтобы ответить на вопрос задач надо узнать, сколько больших и средних монет было у фараона. Чтобы определить количество больших монет надо найти, сколько составляет 35% от 2000 м, для этого надо 2000 разделить на 100 и умножить на 35. Чтобы найти количество средних монет надо количество больших монет разделить на 20 и умножить на 17. Затем надо будет найти общее число больших и средних монет и из 2000 вычесть сумму. 1) 2000 : 100 35 = 700 (м.) большие монеты 2) 700 : 20 17 = 595 (м.) средние монеты 3) 700 + 595 = 1295 (м.) больших и средних вместе 4) 2000 – 1295 = 705 (м.) Ответ: маленьких монет 705 штук, маленьких монет больше. | ??????????? | Личностные: самоопределение, умение выражать положительное отношение к процессу познания. Познавательные : выделять главное и соотносить с данным(анализ) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; | Организация учебного процесса на этапе 9: - С чем новым вы сегодня познакомились? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? - Что помогло вам справиться с затруднением? Какие цели вы поставили перед собой на этом уроке? - Ребята, кто из вас достиг этих целей? - Для того, чтобы оценить ваши усилия по достижению этих целей заполните таблицу | Со способом сравнения углов, с биссектрисой. Сначала не смогли сравнить углы. Модели, построенный алгоритм Построить алгоритм сравнения углов.) | Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной(неуспешной деятельности), формирование контрольно – оценочной деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |