I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) | Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
-Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?
У. - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (Слайд 2) Запишем число, классная работа. Минутка чистописания. Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения. (Слайд 3) Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем! В слове земля безударная гласная … Звук парный звуку {г}. Запишите букву, которой он обозначается В слове перрон удвоенная согласная … Пунктуационный знак, похожий на действие деление. Парная согласная в слове зуб Первая буква алфавита. Непроизносимая согласная в слове праздник У существительных женского рода после шипящих на конце пишется … Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. (е к р : б а д ь) (Слайд 4) Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему? -Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили? -- Из данных букв составьте слово, запишите его. (Слайд 5)
- Дайте характеристику
-Найти значение слова по словарю. – Где ещё я могу найти эту информацию? -Декабрь год кончает, а зиму начинает. Реки покрывает он прочно гладким льдом. И Рождество справляют, и Новый год встречают Все люди этим белым морозным декабрём. (Слайд 6) | Проверяют организацию рабочего места. Настраиваются на рабочий лад. - С прекрасным, с хорошим.
- Интересным, с трудностями, с хитростями. - Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
Пишут буквы орфографически правильно. Придумывают с буквами задание. Составляют слово. Разбирают слово. Работают со словарем. Записывают слово, дают характеристику.
-Составить слово. декабрь
Словарное слово, непроверяемая безударная гласная е, существительное м.р., 2 скл, неодуш, нарици.п., Декабрь - Двенадцатый месяц календарного года. в интернете
| Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации
- Посмотрите на 2 строку этого стихотворения. Какое задание можно предложить к данному предложению? (Слайд 7) Реки покрывает он прочно гладким льдом. Спишите это предложение, РАЗБЕРИТЕ ПО ЧЛЕНАМ И ЧАСТЯМ РЕЧИ. - Проверим как выполнили работу. (Слайд 8) -Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений. -А теперь тот, кто засомневался? | Разбирают предложение по членам предложения и частям речи. Отвечают на наводящие вопросы учителя, пробуя разобраться в сложившейся проблемной ситуации. - Разобрать по частям речи и членам предложения | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; Личностные: мотивация к изучению данной темы |
III. Открытие нового знания. 1. Постановка учебной задачи. 2. Построение проекта выхода из затруднения. | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Построение алгоритма действий.
-С какой проблемой вы столкнулись? (Работа по схеме. Приложение 1) - Вы столкнулись с проблемой. Как можно построить урок? – Предположите какая это часть речи. – Перед нами стоит проблема. Сформулируйте цель. – Чтобы достичь нашу цель, какие задачи вы поставите? ( Работа по схеме. Приложение 1) У. Сейчас мы поработаем в группе. Вы будете исследователями. У каждой группы свое задание. Капитаны выберут задание. Помните о правилах работы в группе. Работа по группам 1 группа Задача: Определить морфологические признаки части речи
2 группа Задача: определить какое слово поясняет, на какие вопросы отвечает, какую синтаксическую роль в предложении играет.
- Попробуем прочитать всю схему.
- Вспомните еще раз, что значит неизменяемая часть речи.? -Обратимся к учебнику и узнаем, как же называются такие слова. Откройте учебник на странице 120 и прочитайте правило. Как называются такие слова. Подходят ли признаки, которые мы выделили к этому определению. –Выдвинутое предположение оказалось верным?
| Выделение, формулирование цели. Выдвижение гипотез и их обоснование. -Какой частью речи и членом предложения выражено слово « прочно» Можно использовать метод проекта. -Это наречие. - Определить часть речи. -- определить какие морфологические признаки есть у данной части речи. -- узнать на какие вопросы отвечает. --какую часть речи поясняет -- определить синтаксическую роль в предложении
.– Перед нами стояла задача: определить морфологические признаки. Мы попробуем изменить это слово по числам, падежам. Это морфологические признаки имени существительного и прилагательного. Изменим по числам единственное число ( одно) прочно, множественное число (много) прочно- не изменяется. Попробуем изменить по падежам. И.п. – что? прочно Р.п.-( нет) чего? прочно Д.п. –(даю) чему? прочно В.п. – (вижу) что? прочно Т.п.- (доволен) чем? прочно П.п.- (думаю) о чем? прочно Не изменяется. Значит это не прилагательное и не существительное. Изменим по лицам. Это морфологический признак глагола. 1-е лицо –я прочно, мы прочно 2-е лицо ты – прочно, вы прочно 3-е лицо он – прочно, они прочно Слово прочно не изменяется по лицам. Значит это не глагол. Можно сделать вывод, что это неизменяемая часть речи Вывод: новая часть речи неизменяемая. (Работа по схема. Приложение 1.)
- Перед нами стояла задача: выяснить на какой вопрос отвечает слово прочно; какую часть речи поясняет; каким членом предложения является. Чтобы справиться с нашей задачей мы решили выделить словосочетание--покрывает прочно Покрывает как? прочно. Слово прочно отвечает на вопрос как? Слово « прочно» поясняет глагол, так как от глагола задаем вопрос. В предложении это второстепенный член, так как мы выделили основу предложения: он покрывает. Мы справились с нашей задачей. (Работа по схеме. Приложение 1) ---Неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как, в предложении поясняет глагол, является второстепенным членом предложения.
- Несклоняемая и неспрягаемая
- Да. Мы были правы. | Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
IVэтап. Первичное закрепление. | Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение.
– Как вы думаете, ребята, у нас получилась точная формулировка правила?
(Работа в парах по карточкам. Приложение 2) – Запишите, поставьте вопросы к наречиям: играет громко, свернула налево, вышел вчера, донеслось издалека. (Проверка. Слайд 9) - Назовите вопросы и дополните ими схему. (Приложение 1) – А теперь сформулируйте правило более точно.
-Какую роль выполняют наречия в нашей речи? --Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (Слайд 10) -Перед вами словари. Найдите информацию из истории наречия.
| Запись словосочетаний по карточке. Работа в парах. Ставят вопросы к наречиям. Контроль за действиями соседа. Работают со словарями. -Нет, потому что мало вопросов. - Наречие– это часть речи, которая отвечает на вопросы: Как? Куда? Откуда? Когда? Наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается. В предложении является второстепенным членом предложения. -Украшают её, делают её более точной и выразительной
-Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). | Регулятивные: - удержание цели и задач в течение урока - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - формулировка собственного мнения и позиции;
|
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой .
| Организация деятельности по применению новых знаний. – Поработаем самостоятельно. Найдите наречия и выпишите их в тетрадь. (Приложение 3) У. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа - Зачитаем верный вариант. (Слайд 11) - На какие вопросы отвечают наречия?
| Найди наречия, задай к ним вопросы, выпиши. Взаимопроверка. | Регулятивные: - контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение;
|
VI. Рефлексия деятельности.
| -Мы работали над проектом. Какая проблема перед вами стояла? -Какую гипотезу вы выдвинули? -Какую поставили цель? -Какие задачи вы поставили? -Удалось ли вам решить задачи? -Верной ли оказалась предложенная вами гипотеза? -Назовите продукт вашего проекта. ( кластер и правило) - Подведем итоги: Наречие – это… Оно отвечает на вопросы… Оно поясняет… В предложении является…… ( Слайд 12) - Дополните предложение используя наречия. ( Слайд 13) -Дайте себе самооценку используя слова | объективно оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.
| Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: - смыслообразование;
|