Конспект урока русской грамоты. 1 класс.
Автор: Гавриляк Инна Михайловна, учитель начальных классов
Тема: Большая буква в начале предложения.
Цели: формировать представление учащихся о предложении как единице языка, учить определять границы предложения, понимать его смысловую законченность, закрепить пунктуационные правила написания предложения;
развивать орфографическую зоркость, навыки беглого выразительного чтения, каллиграфического письма, произвольное устойчивое внимание, формировать умение работать самостоятельно и в группе, логически мыслить и рассуждать, прививать навыки самоконтроля;
способствовать накоплению положительного социального опыта (отношение к труду, людям труда, бережному отношению к хлебу), формировать положительную мотивацию учения.
Оборудование: презентация к уроку, флипчарт, Словарик школьника, схема – опора «Предложение», карточки для индивидуальной самостоятельной работы, набор для звукового анализа, карточки – задания для исследования, учебник «Родное слово» 1 класс В.К. Павленко, Г.В.Клыпа.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- Что нам надо для успешной работы? (хорошее настроение)
- Повернитесь друг к другу, раскройте друг другу ладошки, пожелайте удачной работы, улыбкой поздоровайтесь с гостями.
«Все расселись по местам, никому не тесно.
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
2. Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика.
По столу шёл петушок,
Сверху красный гребешок,
Снизу коготки на лапках,
Не порви, дружок, тетрадку!
- Какие буквы спрятались на рисунке (слайд)? (а,у,о,ы,э,д)
Какая лишняя? Дайте ей характеристику.
Давайте вспомним написание: я - на доске, вы в воздухе поставьте ручку на мою руку и мысленно пропишите со мной…
- Что можете сказать об оставшихся буках? Дайте общую характеристику.
- Прочитайте сочетание в тетради. Кто догадался, как нужно продолжить ряд?
ПРОВЕРКА –Прочитайте записанные сочетания.
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
3. Словарная работа.
- Из буквенного ряда выбрать слоги по данному коду: СГ СГС СГ
КРПТДЕФРСШЛРЕВТЖЧХНЯ
- Что заметили? (буквы спорят: одна слышится, другая пишется)
-Почему? (безударная гласная)
-Разделим на слоги, поставим ударение (и в тетради). Можно ли проверить безударную? Как?
-Выясним написание в словаре. Покажите нужную гласную.
ЗВУКОВОЙ ВЕЕР
- Вставим гласную, подчеркнём, прочитайте орфографически, «сфотографируйте» слово, «проявите фотографию», «распечатайте фотографии» - запишите слово до конца строки.
- Сегодня мы весь урок будем касаться деревенской темы. А много ли мы знаем об этом слове? Давайте рассмотрим это слово, исследуем его.
Работа в группах – «четверках». СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
1группа. Изучить словарную статью, рассказать о значении слова. Определить на какой вопрос отвечает, что обозначает.
2 группа. Изучить словарную статью, рассказать об истории происхождения слова. Разработать картинку – подсказку для запоминания написания.
3 группа. Составить звуковую схему, показать деление для переноса.
4 группа. Выбрать слова, близкие по значению.
5группа. Составить пословицы. Объяснит смысл.
Коровушка в деревне – главная кормилица.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
На деревню дедушке (неточность, неполностью, неразборчиво, непонятно . Чехов «Ванька»)
6 группа. Составить предложение : деформированное, дети «перетаскиванием» слов восстанавливают порядок. (флипчарт).
В д…ревне у бабушки (З,з)ухры ж…вет к…рова (З,з)орька.
- Чем интересно слово «зорька»? (Кличка животного, утренняя и вечерняя зорька)
Динамическая пауза
4. Орфографическая разминка. Целеполагание.
Запись предложения с комментированием орфограмм.
Начертите схему. Является ли эта запись предложением? Аргументируйте ответ (по опоре – подсказке_слайд).
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (формулирование темы урока)
5. Работа по теме урока. Тренировочные упражнения.
1. Составить предложение по данной схеме, меняя форму опорного слова, объяснить орфограммы.
С…ды, зацв…тать, с…рень
-Является ли запись предложением. Докажите.
- Как определить границы на письме? (ББ, точка)
-Только ли точка в конце предложения? (прочитайте)
-Являются ли два этих предложения текстом? Почему?
ФИЗМИНУТКА «Мы шагаем…» (слайд)
Мы шагаем друг за другом
Садом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1,2,3,4
Полетели, закружились ,
На цветочек приземлились
2. Индивидуальная самостоятельная работа. Деформированный текст.
-А сейчас проверим, хорошие ли вы знатоки предложений. Вам нужно определить границы предложений и не ошибиться в написании.
-О чем нужно помнить? (ПАМЯТКА-слайд)
-Разделимся на дворы, как в деревне.
оранжевый домик – По памятке восстановить границы предложений. (ББ , точка)
зеленый домик - Восстановить границы. Части текста поставить в нужном порядке по смыслу.
розовый домик – Исправить ошибки. Части текста поставить по смыслу.
Весной в деревне хорошо! Кругом цветут сады. Коровы и кони пасутся на пастбище.
На поле рядом с деревней работает папа Вани. Он пашет землю. Скоро будут сеять пшеницу.
Ваня отнёс отцу обед. В деревне всякому найдётся работа!
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
САМОПРОВЕРКА (с доски-слайд) СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
ФИЗМИНУТКА «Труд жителей деревни», «Косари».
3. Знакомство с текстом Т.Коломиец «Хлеб – всему голова».
Рассказ об авторе.
- Мы не случайно говорили о том, что у сельчан много работы весной. Главный труд жителей деревни – выращивание пшеницы, ведь, как говорят, хлеб – всему голова! Об этом написала в своем рассказе Тамара Коломиец.
Это поэтесса, которую в детстве воспитывала бабушка, потому что мама тяжело работала Но детство Тамары было прервано войной, поэтому она мечтала стать врачом, чтобы помогать искалеченным на войне. Но судьба распорядилась так, что она стала поэтессой. Теперь у Тамары Афанасьевны много стихов, сказок, небылиц, считалок, смешинок для малышей.
Рассказ, который мы сегодня будем читать, так и называется «Хлеб – всему голова». В нем будет много золотой краски, поэтому давайте разберем слова.
золото, позолота – близкие по значению слова.
-О каком предмете можно сказать золотой?
-А можно ли так сказать о солнышке? Стебельке? Зерне? Руках?
серебряная роса
пр.? – объясните название рассказа, почему хлеб – всему голова?
- Найдите описание хлеба. Почему он назван золотым?
- В прошлом году мы составляли цепочку: путь хлеба от зернышка к караваю. Давайте теперь подпишем их словами из текста.(На слайде картинки, дети выборочно читают «подписи»)
-Найдите и прочитайте главные слова этого рассказа. Чему они вас учат?
6. Домашнее задание: выполнить карточку, приготовить рассказ по тексту: Как хлеб приходит к нам на стол?
7. Итог (слайд ). Оценивание. Рефлексия «Колосок» - если вы считаете свою работу на уроке успешной, урок был интересным, то прикрепите зерно к колоску, если вы считаете, что урок был неинтересным, прошел зря, вы ничему не научились, то прикрепите свое зернышко под колоском «на земле».