Русский язык,2 класс, УМК «Гармония»
Тема: «СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Цели:
? обобщить знания о словах-признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками;
? продолжить учить решать проблемные ситуации на уроке;
? развивать мышление, внимание, речь, память, орфографическую зоркость;
? воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету
Оборудование: конверт со словами, иллюстрации животных, героев мультфильмов, загадки о животных (слайды)
Тип урока: урок-обобщение.
Технология: проблемное обучение
Ход урока
1 Организационный момент
- Ребята, перед уроком мне почтальон Печкин передал конверт. Посмотрим, что в нём? Это какие-то слова.
2. Создание проблемной ситуации
- Слова кто-то перепутал.
( слова вывешиваются на доску)
Слова: город, белое, маленькая, большой, деревня, облако.
3. Анализ проблемной ситуации и поиск решения проблемы
-Как вы думаете, что с ними нужно сделать?
Предположения детей ( можно разбить на 2 группы, а можно соединить в пары)
Выполняем и первое, и второе предположения детей. Записываем слова в 2 столбика, затем соединяем в пары.
Город (какой?) большой, деревня (какая?) маленькая, облако (какое?) белое.
4. Постановка цели и темы урока
- Определите тему урока.
- Правильно, на уроке обобщаем знания, полученные при изучении темы
«СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
5. Решение проблемы, работа по теме урока
– Вспомните, на какие вопросы отвечают слова-признаки?
– Как по-другому можно назвать эти слова?
– С чем связаны в предложении слова-признаки?
– Как это доказать?
– Сейчас вы поработаете в парах. Один ученик говорит слово-название с вопросом, а другой подбирает к нему слово-признак с вопросом. Например: (что?) помидор (какой?) красный.
– Послушаем ваши варианты. (Несколько пар выслушать).
– Отгадайте загадки и к каждой отгадке подберите слова-признаки.
ЗАГАДКИ
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
(На каждую отгадку вывешивается иллюстрация).
– Герои какого мультфильма перед вами? (“Ну, погоди!”)
– Назовите мультфильмы, героем которых являлся медведь.
– Три человека пойдут к доске и запишут свои сочетания слов-признаков к отгадкам: один – про волка, другой – про зайца, третий – про медведя, а все ребята самостоятельно подберут слова-признаки ко всем трем отгадкам. Связь между словами-признаками и отгадками покажите графически. Иллюстрации животных даны на доске, они помогут вам подобрать наиболее точные прилагательные, смотрите внимательнее.
Медведь (какой?) бурый, …; заяц (какой?) серый, косой, …; волк (какой?) злой, голодный, ….
– Проверим, что написали ребята. У кого такие же слова-признаки? Проверьте правильность обозначения записи графически.
– В какую тематическую группу можно объединить все эти слова-отгадки? (Дикие животные).
6. Закрепление. Работа по учебнику.
– Выполним упражнение по учебнику, стр. 49, № 77. Рассмотрите, что видите на картинке? (Иллюстрация щенка в учебнике).
– Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в тексте?
– Прочитаем задание, текст.
– Понравился вам рассказ?
– Кому не понравился? Почему?
– Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки).
– Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки.
– Какой текст получился красивее?
– Сейчас вы спишите текст, вставляя свои слова-признаки.
(по желанию ученики используют карточки-опоры со словами-признаками:
маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный. )
– Послушаем ваши рассказы (5-6 работ оценить).
– Смогли ли мы с помощью слов-признаков показать свое отношение к щенку?
– Для чего нужны в речи слова-признаки?
7. ИТОГ УРОКА.
– Подведем итог.
- С какой темой работали?
– На какие вопросы отвечают слова-признаки?
– С чем они связаны?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Оценки ребят.
Д./з. Стр. 49, упр. 78.
Игра “Аукцион”
– На доске иллюстрации двух героев мультфильма.
– Кто они? (Малыш и Карлсон).
– Героями какого мультфильма они являются?
–Подберите как можно больше слов-признаков, характеризующих этих героев. Кто последний называет слово, тот побеждает и получает рисунок в подарок