kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2 классе «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок первый по теме «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы». На протяжении всего урока создаются условия для поддержания познавательного интереса у учащихся.  Для активизации мыслительной деятельности включаются проблемные ситуации, где ученики рассуждают, предлагают свои версии, высказывают предположения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»»

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

«Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»

Цель: познакомить с понятием «суффикс», научить находить суффикс в словах, сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами.

Задачи:

  1. Сформулировать понятие «суффикс», как части слова;

  2. Научить находить суффикс в словах;

  3. Формировать умение образовывать слова при помощи суффиксов;

  4. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений суффиксов.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- ориентироваться на страницах учебника и в содержании;

- использовать приобретённые знания;

- на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные умения:

- выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- развивать умение высказывать своё предположение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём;

- прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные умения:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- развитие умения слушать и понимать других, работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- точно и полно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией.

Предметные умения

- сформулировать понятие «суффикс», как части слова;

- научить находить суффикс в словах;

- образовывать слова при помощи суффиксов.

Содержание и технология урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

- Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок.

Проверьте готовность к уроку. Подарите улыбку соседу, пожелайте успехов и удачи в работе.

- Что ждёте вы от урока?

- Желаю вам совершить интересное и полезное открытие.

Равняются у своих мест.

Проверяют готовность к уроку.

Желают соседу удачи, успехов.




- Новых открытий.

Личностные: самоопределение,

положительный эмоциональный настрой на урок.

Метапр.: мобилизация волевых усилий, умение высказать свою точку зрения.

П: общеучебные

2. Чистописание.

- Итак, чистописание. Написание каких букв сегодня будем повторять?

- Какие задания можете предложить?




- Какие из них начнёте писать от верхней линии рабочей строки?

- А остальные?

- А я вам предложу ещё задание: составить из букв слова.

- Все ли слова понятны?

- А если использовать все буквы, то какое слово можно составить?

- з, к, е, в, ё, р.


- Прописать отдельно, в соединении друг с другом, по алфавиту, с дополнительными элементами между буквами.

- р, к


- От середины рабочей строки.

- Зев, вёз, век, рёв.



- Зверёк

П: классифицировать буквы на основе их написания, значения и обосновывать своё мнение.

Р: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

3. Актуализация знаний учащихся.

- Запишем. Выделите части слова.

Все ли части выделили?

Какая проблема стоит?

- Для чего нужна эта часть слова?

Один ученик работает у доски.

Зверёк□, зверь.

- Нет. Осталась частица - ёк-, которую не изучали.

- Для образования новых слов. Было зверь, стало зверёк.

П: постановка и решение проблемы

4. Целеполагание.

- Вот с этим и связана новая тема. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Кто принимает такую цель?

Тогда вперёд, к новым открытиям!

Познакомиться…

Учиться…


Р: формулирование темы урока, цели.

Метапр.: овладение способностью принимать и сохранять цель учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

5. Новый материал.






Обсуждение плана работы.



























Работа с правилом.
















Определение значения суффикса.

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.22

- А как делаются слова? Было зверь – стало зверёк.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 22. и объясните, как образуются слова?

- А где эта часть стоит?

- Как она называется?

- Обсудите в паре план работы на уроке.

- Кто готов поделиться своим мнением?

На слайде:

План работы:

1. Сформулировать понятие «Суффикс».

2. Научиться находить в словах суффикс.

3. Научиться образовывать слова при помощи суффиксов.

4. Научиться находить в словах корень.

- Тема сегодня новая. Будем оценивать понимание материала. Определите, на каком уровне вы сможете с первого урока освоить новый материал.

- С чего должны начать?

Обратимся к учебнику. Выполняем задание на с. 22 упр. 20 коллективно.


- Что заметили в словах из словаря?

Где находится частичка -ик- ?










- Попробуйте сформулировать, что такое суффикс. Допишите на карточке пропущенные слова.

- Ещё раз сформулируйте правило, которое получилось.

- Где можно проверить правильность формулировки? Прочитайте.

Молодцы! Всё выполнили верно. Посмотрите на план. Чему научились?


- Какой суффикс использовался в пр. 20?

Какое значение он придаёт словам?

Над каким пунктом плана мы поработали сейчас?

- А это важно знать? Добавим в план этот пункт.

ИД

4. Научиться объяснять, что обозначают суффиксы.

- Посмотрите на с. 23. Какой суффикс можно ещё увидеть?

- Прочитайте строчку, где он выделен.

Какое у него значение?

- Поможем Мише и Маше разрешить спор. Прочитайте их разговор на с. 23. Сделайте вывод.

- Как делаются слова.

- Добавляются новые части.




- После корня.

- Суффикс.


Обсуждают в паре, высказывают мнение.








На шкале, изображённой на полях, ставят прогностическую оценку понимания нового материала.



Ученик на доске записывает и объясняет:

Клювик←клюв, годик←год, тазик←таз, столик←стол.

- Часть слова выделена голубым цветом.

Она находится после корня.










Суффикс - ______________, которая стоит _____________ и служит для __________________________________.

- Суффикс часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- В учебнике.


- Сформулировали понятие суффикс, научились находить суффикс в словах.

- ик

- Значение уменьшения, ласки.

- Такого пункта нет.


- Да.





- ёк


- Уголёк—уголь

- Превращает слова в маленькие предметы, называет их ласково

П: поиск информации в учебной книге.


Р: планирование; прогнозирование предстоящей работы.

Л: учёт позиции собеседника.

К: работа в парах














П: поиск информации в учебных словарях

Метапр.: использование словаря учебника в процессе изучения нового материала. Использование различных способов сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами.




Р: контроль

П: на основе анализа объектов делать выводы.









П: поиск информации в учебной книге.





Физминутка

Отдохнём вместе с учеником, случайно зашедшим к нам в класс.

(Видеозапись физминутки с сайта )



6. Первичное закрепление.

- Какой следующий пункт плана?


- Выполните задание по этому пункту из учебника с. 24 упр. 22 в паре. Время работы – 7 минут.

(Оценить первые три пары, ещё одну спросить при проверке)

- Проверим. Как вы выполнили это задание?

Оценка - …. Задание выполнили верно, написали без ошибок, правильно изобразили стрелку, указывающую образование слов.

- Оцените себя, как вы выполнили это задание знаком.










- Вернёмся к плану. Что успели освоить?

Сформулируйте, что такое суффикс.


- Как найти суффикс в слове?



- Какое значение придают словам суффиксы –ик-, -ёк-?

- Все задачи выполнили. Отметьте на шкале, как вы поняли новый материал.

- Научиться образовывать слова с помощью суффиксов.




ИД

День→денёк, тень→тенёк, парень→паренёк, соболь→соболёк, тополь→тополёк.








- + - выполнил верно, - допустил ошибки, - - не справился.










- Мы составили формулировку понятия «суффикс».

- Суффикс это часть слова, которая…

- Мы научились находить суффикс в слове и образовывать слова с помощью суффиксов.

- Узнали значения суффиксов – ик - , - ёк –

Отмечают на шкале понимание нового материала.

К: работать в паре )умение договариваться, получать общий результат, оценивать личный вклад.

Л: учёт позиции собеседника.

Метапр.: готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Л: осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Р: развитие навыков самоконтроля.

7. Самостоятельная работа.

- А сейчас проверим, как вы самостоятельно сможете воспользоваться полученными знаниями. Откройте печатную тетрадь с. 17 упр. 22

Ученики выполняют задание в печатной тетради.

Прочитай слова-названия признаков. Открой обратный словарь на –К, на –ёк. Найди и впиши подходящие по смыслу слова-названия предметов. Рядом в скобках напиши слова, от которых они образовались. В выписанных тобой словах выдели корень и суффикс.

Образец. Солнечный денёк (день)

Горячий ______________ (___________).

Трухлявый_______________(________).

Яркий _________________(__________).

Дикий _________________(__________).

Морской _______________(__________).


Р: развитие навыков самоконтроля.

Л: развитие самостоятельности.

П: использование приобретённых знаний.

8. Итог урока.

- Подведём итоги. Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? Кто достиг цели?

- Что нам удалось решить, в результате совместной деятельности? Что узнали? Чему научились? Все ли задания успели выполнить?

Вспоминают цель, поднимают руку те, кто достиг цели.


Ответы детей.


- Нет, не выполнили задание в печатной тетради.

Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии

9. Домашнее задание

- Как вы думаете, что нужно сделать дома?

Можете выучить из учебника с плаката Летучей Мыши или со своего листа.

- Или придумать и записать слова с суффиксами –ик-, -ёк-.

Урок окончен.


- Выучить правило.



- Выполнить задание в печатной тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акиндинова Светлана Владимировна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "116378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412438658"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обозначение суффикса на письме"
    ["seo_title"] => string(34) "oboznachieniie-suffiksa-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "320125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461012837"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка во 2 классе «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_kak_delaiutsia_slova_chto_takoe_suffi"
    ["file_id"] => string(6) "551966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590778989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства