kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2 классе «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся знакомятся с понятием "суффикс", учатся находить суффикс в словах, сравнивают значения родственных слов с разными суффиксами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»»

Урок русского языка во 2 классе

«Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»

Учитель: Акиндинова Светлана Владимировна

МАОУ «Центр образования № 42» г. Вологда

Цель: познакомить с понятием «суффикс», научить находить суффикс в словах, сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами.

Задачи:

  1. Сформулировать понятие «суффикс», как части слова;

  2. Научить находить суффикс в словах;

  3. Формировать умение образовывать слова при помощи суффиксов;

  4. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений суффиксов.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- ориентироваться на страницах учебника и в содержании;

- использовать приобретённые знания;

- на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные умения:

- выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- развивать умение высказывать своё предположение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём;

- прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные умения:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- развитие умения слушать и понимать других, работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- точно и полно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией.

Предметные умения

- сформулировать понятие «суффикс», как части слова;

- научить находить суффикс в словах;

- образовывать слова при помощи суффиксов.

Содержание и технология урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

- Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок.

Проверьте готовность к уроку. Подарите улыбку соседу, пожелайте успехов и удачи в работе.

- Что ждёте вы от урока?

- Желаю вам совершить интересное и полезное открытие.

Равняются у своих мест.

Проверяют готовность к уроку.

Желают соседу удачи, успехов.




- Новых открытий.

Личностные: самоопределение,

положительный эмоциональный настрой на урок.

Метапр.: мобилизация волевых усилий, умение высказать свою точку зрения.

П: общеучебные

2. Чистописание.

- Итак, чистописание. Написание каких букв сегодня будем повторять?

- Какие задания можете предложить?




- Какие из них начнёте писать от верхней линии рабочей строки?

- А остальные?

- А я вам предложу ещё задание: составить из букв слова.

- Все ли слова понятны?

- А если использовать все буквы, то какое слово можно составить?

- з, к, е, в, ё, р.


- Прописать отдельно, в соединении друг с другом, по алфавиту, с дополнительными элементами между буквами.

- р, к


- От середины рабочей строки.

- Зев, вёз, век, рёв.



- Зверёк

П: классифицировать буквы на основе их написания, значения и обосновывать своё мнение.

Р: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

3. Актуализация знаний учащихся.

- Запишем. Выделите части слова.

Все ли части выделили?

Какая проблема стоит?

- Для чего нужна эта часть слова?

Один ученик работает у доски.

Зверёк□, зверь.

- Нет. Осталась частица - ёк-, которую не изучали.

- Для образования новых слов. Было зверь, стало зверёк.

П: постановка и решение проблемы

4. Целеполагание.

- Вот с этим и связана новая тема. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Кто принимает такую цель?

Тогда вперёд, к новым открытиям!

Познакомиться…

Учиться…


Р: формулирование темы урока, цели.

Метапр.: овладение способностью принимать и сохранять цель учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

5. Новый материал.






Обсуждение плана работы.



























Работа с правилом.
















Определение значения суффикса.

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.22

- А как делаются слова? Было зверь – стало зверёк.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 22. и объясните, как образуются слова?

- А где эта часть стоит?

- Как она называется?

- Обсудите в паре план работы на уроке.

- Кто готов поделиться своим мнением?

На слайде:

План работы:

1. Сформулировать понятие «Суффикс».

2. Научиться находить в словах суффикс.

3. Научиться образовывать слова при помощи суффиксов.

4. Научиться находить в словах корень.

- Тема сегодня новая. Будем оценивать понимание материала. Определите, на каком уровне вы сможете с первого урока освоить новый материал.

- С чего должны начать?

Обратимся к учебнику. Выполняем задание на с. 22 упр. 20 коллективно.


- Что заметили в словах из словаря?

Где находится частичка -ик- ?










- Попробуйте сформулировать, что такое суффикс. Допишите на карточке пропущенные слова.

- Ещё раз сформулируйте правило, которое получилось.

- Где можно проверить правильность формулировки? Прочитайте.

Молодцы! Всё выполнили верно. Посмотрите на план. Чему научились?


- Какой суффикс использовался в пр. 20?

Какое значение он придаёт словам?

Над каким пунктом плана мы поработали сейчас?

- А это важно знать? Добавим в план этот пункт.

ИД

4. Научиться объяснять, что обозначают суффиксы.

- Посмотрите на с. 23. Какой суффикс можно ещё увидеть?

- Прочитайте строчку, где он выделен.

Какое у него значение?

- Поможем Мише и Маше разрешить спор. Прочитайте их разговор на с. 23. Сделайте вывод.

- Как делаются слова.

- Добавляются новые части.




- После корня.

- Суффикс.


Обсуждают в паре, высказывают мнение.








На шкале, изображённой на полях, ставят прогностическую оценку понимания нового материала.



Ученик на доске записывает и объясняет:

Клювик←клюв, годик←год, тазик←таз, столик←стол.

- Часть слова выделена голубым цветом.

Она находится после корня.










Суффикс - ______________, которая стоит _____________ и служит для __________________________________.

- Суффикс часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- В учебнике.


- Сформулировали понятие суффикс, научились находить суффикс в словах.

- ик

- Значение уменьшения, ласки.

- Такого пункта нет.


- Да.





- ёк


- Уголёк—уголь

- Превращает слова в маленькие предметы, называет их ласково

П: поиск информации в учебной книге.


Р: планирование; прогнозирование предстоящей работы.

Л: учёт позиции собеседника.

К: работа в парах














П: поиск информации в учебных словарях

Метапр.: использование словаря учебника в процессе изучения нового материала. Использование различных способов сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами.




Р: контроль

П: на основе анализа объектов делать выводы.









П: поиск информации в учебной книге.





Физминутка

Отдохнём вместе с учеником, случайно зашедшим к нам в класс.

(Видеозапись физминутки с сайта )



6. Первичное закрепление.

- Какой следующий пункт плана?


- Выполните задание по этому пункту из учебника с. 24 упр. 22 в паре. Время работы – 7 минут.

(Оценить первые три пары, ещё одну спросить при проверке)

- Проверим. Как вы выполнили это задание?

Оценка - …. Задание выполнили верно, написали без ошибок, правильно изобразили стрелку, указывающую образование слов.

- Оцените себя, как вы выполнили это задание знаком.










- Вернёмся к плану. Что успели освоить?

Сформулируйте, что такое суффикс.


- Как найти суффикс в слове?



- Какое значение придают словам суффиксы –ик-, -ёк-?

- Все задачи выполнили. Отметьте на шкале, как вы поняли новый материал.

- Научиться образовывать слова с помощью суффиксов.




ИД

День→денёк, тень→тенёк, парень→паренёк, соболь→соболёк, тополь→тополёк.








- + - выполнил верно, - допустил ошибки, - - не справился.










- Мы составили формулировку понятия «суффикс».

- Суффикс это часть слова, которая…

- Мы научились находить суффикс в слове и образовывать слова с помощью суффиксов.

- Узнали значения суффиксов – ик - , - ёк –

Отмечают на шкале понимание нового материала.

К: работать в паре )умение договариваться, получать общий результат, оценивать личный вклад.

Л: учёт позиции собеседника.

Метапр.: готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Л: осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Р: развитие навыков самоконтроля.

7. Самостоятельная работа.

- А сейчас проверим, как вы самостоятельно сможете воспользоваться полученными знаниями. Откройте печатную тетрадь с. 17 упр. 22

Ученики выполняют задание в печатной тетради.

Прочитай слова-названия признаков. Открой обратный словарь на –К, на –ёк. Найди и впиши подходящие по смыслу слова-названия предметов. Рядом в скобках напиши слова, от которых они образовались. В выписанных тобой словах выдели корень и суффикс.

Образец. Солнечный денёк (день)

Горячий ______________ (___________).

Трухлявый_______________(________).

Яркий _________________(__________).

Дикий _________________(__________).

Морской _______________(__________).


Р: развитие навыков самоконтроля.

Л: развитие самостоятельности.

П: использование приобретённых знаний.

8. Итог урока.

- Подведём итоги. Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? Кто достиг цели?

- Что нам удалось решить, в результате совместной деятельности? Что узнали? Чему научились? Все ли задания успели выполнить?

Вспоминают цель, поднимают руку те, кто достиг цели.


Ответы детей.


- Нет, не выполнили задание в печатной тетради.

Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии

9. Домашнее задание

- Как вы думаете, что нужно сделать дома?

Можете выучить из учебника с плаката Летучей Мыши или со своего листа.

- Или придумать и записать слова с суффиксами –ик-, -ёк-.

Урок окончен.


- Выучить правило.



- Выполнить задание в печатной тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акиндинова Светлана Владимировна

Дата: 29.05.2020

Номер свидетельства: 551966

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка во 2 классе «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»"
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-kak-dielaiutsia-slova-chto-takoie-suffiks-suffiksy-slov-nazyvaiushchikh-priedmiety"
    ["file_id"] => string(6) "256482"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448137735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "116378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412438658"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обозначение суффикса на письме"
    ["seo_title"] => string(34) "oboznachieniie-suffiksa-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "320125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461012837"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства