kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему " Заглавная буква в словах. Зависимость правописания заглавной буквы от значения слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных и начале предложения; формировать представление о зависимости написания слов, звучащих одинаково, с заглавной или строчной буквы от их значения. 

2. Развивать у учащихся познавательные качества, умение аргументировать ответы, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к познанию языка, расширять кругозор учащихся, формировать коммуникативные навыки (выслушивать мнение других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 1 классе на тему " Заглавная буква в словах. Зависимость правописания заглавной буквы от значения слова" »

Урок русского языка в 1 классе

(образовательная модель «Школа XXI века»)

Тема: Заглавная буква в словах. Зависимость правописания заглавной буквы от значения слова.

Цели: 1. Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных и начале предложения; формировать представление о зависимости написания слов, звучащих одинаково, с заглавной или строчной буквы от их значения.

2. Развивать у учащихся познавательные качества, умение аргументировать ответы, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к познанию языка, расширять кругозор учащихся, формировать коммуникативные навыки (выслушивать мнение других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы).

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация, карточки для каллиграфической минутки, карточки для составления предложений (индивидуальные и демонстрационные).


Ход урока.


  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Поприветствуем друг друга.

- Гость нашего урока – Мудрая Сова, которая приготовила для вас загадки, игры, интересные задания.


  1. Каллиграфическая минутка.

- Первое задание от Мудрой Совы. На карточках написаны части букв. Догадайтесь, какие это буквы.

Учитель дописывает на доске, дети в тетрадях


III. Актуализация опорных знаний.

- Что общего у всех букв? (Они заглавные)

- В каких случаях используют заглавные буквы?

Ответы детей.


Буква заглавная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак.


- Сформулируйте тему урока.

О чем будем говорить? ( О словах, которые пишутся с заглавной буквы)



СЛАЙД № 1

IV. Закрепление знаний по теме.

А) - Выполните задание Мудрой Совы – исправьте ошибки.



Дети указывают на ошибки. На экране появляются правильные записи:


СЛАЙД № 2


- Почему эти слова нужно писать с заглавной буквы? (Это имена собственные)


Б) - Дома вы работали со стихотворением.

СЛАЙД № 3

- Нужно было найти слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Укажите пары таких слов.

- Почему в первом случае слово «поле» пишется со строчной буквы? (Означает участок земли)

- Почему во втором случае слово «Поля» пишется с заглавной буквы? (Означает имя девочки)

Аналогичная работа с парой «сережка – Сережка».


- Вывод: В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ СЛОВА, КОТОРЫЕ ЗВУЧАТ ОДИНАКОВО, НО ПИШУТСЯ ПО-РАЗНОМУ. НАПИСАНИЕ ТАКИХ СЛОВ ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧЕНИЯ.


В) - Найдите такие слова в упражнении учебника (с. 33 упр. 4).

Читает стихотворение учитель.

Запись в тетради: мишка – зверь, Мишка – имя.


Г) Работа в парах:

Мудрая Сова приготовила для вас игру «Собери предложение» для работы в парах.

- Перед вами карточки со словами разного цвета: слова красного цвета – из 1 предложения, слова синего цвета – из 2 предложения.

- Ребята первого варианта собирают предложение из слов красного цвета, 2 варианта – из слов синего цвета, потом – взаимопроверка.

(Предложения разделены на слова, каждое слово на отдельной карточке:

Коля С(с)кворцов сделал домик для С(с)кворцов.

Серёжа С(с)оловьёв слушал пение С(с)оловьёв.)

- Вам встретятся слова, в которых нужно выбрать первую букву: заглавную или строчную. От чего будет зависеть выбор буквы? (от значения слова)

(два ученика выполняют работу у доски)

- Проверим работу ребят. (Сигнальные карточки).

- Ребята каждого варианта запишут свои предложения.

Итог этапа:

- От чего зависит выбор заглавной или строчной буквы в словах, звучащих одинаково? (От значения слова)


V.Обобщающе-повторительные упражнения.

- Вспомним случаи правописания заглавной буквы в именах собственных.

СЛАЙД № 4

- Отгадайте загадки.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Проказник, выдумщик и плут.

Скажите, как его зовут. (Буратино -имя)


В Простоквашино живет,

Все хозяйство там ведет.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. (Матроскин - фамилия)


Продолжите фразу: «Михайло Потапыч, Кот Котофеевич, Лиса…».


Как звали щенка в рассказе Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора?»


В какой деревне жил дядя Федор со своими друзьями?


Назовите столицу нашей Родины.


Дон-батюшка, а … - матушка.


По мере отгадывания загадок на экране заполняется таблица:




- О чем вам говорят вопросительные знаки в последней графе таблицы?

- Нам необходимо познакомимся с еще одним случаем правописания заглавной буквы в именах собственных.

СЛАЙД № 5

- Почему в первом случае слово «теремок» написано со строчной буквы? (Домик)



- Почему во втором случае это же слово написано с заглавной буквы? (Название сказки).

- Какой особый знак подсказал, что во втором случае слово «Теремок» - название сказки? (кавычки)

- С каким видом имени собственного вы познакомились?

СЛАЙД № 6 (сводная таблица)

VI. Итог урока.

- В каких двух случаях слова начинаются с заглавной буквы? (Начало предложения, имя собственное).

- От чего зависит выбор заглавной или строчной буквы в словах, которые звучат одинаково?

- Какой новый вид правописания имён собственных мы сегодня изучили?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Дулкай Наталья Константиновна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства