Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Учитель приглашает в круг одного из учеников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. - Какие темы содержания учебника вам показались интересными? Какие темы вам уже знакомы? | | |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме. Г. Струве. У моей России. - Что вы представили во время прослушивания этого произведения? - Как называется наша Родина? - Кто является главой нашего государства? – Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? - Какой город является столицей нашего государства? - В какой области живете вы? В каком городе? - Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами. | | Выдвижение гипотез, их обоснование. Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия. Извлечение информации, представленной в разных формах. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др. Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности. Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика. | (работа в группе - найти толкование слов). Взаимооценка. | Корректирование своей деятельности. Овладение умением работать в группе. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Ориентирование в учебном пособии; в словаре. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | знания информация традиции Духовный мир отношения между людьми | | Корректирование своей деятельности. Овладение умением работать в группе. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях. Владение и использование разных видов чтения. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Допиши пословицы и поговорки, объясни их смысл. Человек без Родины, что… . Кто за Родину горой, тот… . Народное братство дороже… . | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | • Работа с текстом Метод « инсерт » (маркировка текста) Н (новое узнал на уроке) + (знаю) Родина, культура, религия. - Это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей. - Это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. - Это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями. | Дети читают и отмечают значки. | Умение делать выводы, используя различные виды чтения. Овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | | | Овладение умением работать в паре. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Осуществление анализа и синтеза. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Слава жизни Есть прорывы злого, Долгие страницы слепоты. Но нельзя отречься от родного, Светишь мне, Россия, только ты. Бальмонт К. Д. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Есенин С. А. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин А. С. - На уроке я узнал, что … - Мне очень понравилось, что … - Я хочу знать, что … - Оказывается, что … Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? | | • Коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения. • Осуществление анализа и синтеза для понимания смысла. |