Конспект урока развития речи "Домашние птицы: гусь"
Конспект урока развития речи "Домашние птицы: гусь"
Урок развития речи проведён в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. Урок ознакомления с новым материалом. Поставлены следующие задачи: расширение знаний детей о домашней птицы - гусе; умение строить фразы и предложения; воспитание бережного отношения к животным; коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. На уроке ребята по плану составляли рассказ о птице, узнавали интересные факты из жизни птицы, познакомились с пословицами и поговорками о гусе, послушали пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Как гуси Рим спасли". Урок закончился исполнением песни "Два весёлых гуся".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Почему вы отобрали именно этих животных?( лебедь ,гусь, утка, индюк).
-К какой группе их можно отнести?
-Почему они птицы?(Есть крылья).
-Подумайте на какие две группы мы можем разделить этих птиц?
Где живёт гусь утка, индюк?
-Это домашние птицы. Лебедь- это дикая птица. Есть ещё и гуси и утки, которые тоже не живут рядом с человеком. Это дикие гуси и утки. На них человек охотится.
б)Сообщение темы урока, запись в тетрадь.
-Мы начинаем новую тему «домашние и дикие птицы».
Тема нашего урока… Отгадайте. (По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
3. Актуализация опорных знаний и представлений.
а)Анализ и описание гуся на основе сравнения 3-4 картинок с его изображением. (картинки).
Задание:
-Посмотрите, что у всех гусей общее?
(Маленькая головка с крупным, плоским широким клювом нарост над ним; длинная тонкая шея; тело овальной формы; торчащий короткий почти незаметный хвостик; два коротких подрезанных крыла; две лапы с перепонками; белый пух, мягкий, тёплый,
б) Обобщение учителем: Гуси водоплавающие птицы .Пальцы ног соединены плавательной перепонкой, птицы гребут ногами, как вёслами и плывут достаточно быстро. Туловище обтекаемой формы, перья плотно прижаты к телу, покрытые жировой смазкой ,они не намокают. Под кожей у птиц слой жира. Поэтому гуси могут подолгу плавать в холодной воде и даже в зимнее время. На суше они передвигаются обычно шагом, переваливаясь с боку на бок из-за широко расставленных ног. Летать в отличие от диких гусей, они не могут. Крылья слабые и не так сильно развиты.
в)Найди шаблон гуся из этой серии (шаблоны птиц).
г) Работа с планом.
1.Кто это?
2.Какие части тела у него есть?
3.Это домашняя птица или дикая?
4.Как называется её дом?
5.Чем она питается?
6.Как называют её птенцов?
7.Какую пользу она приносит?
Пододвинте план описания гуся. Прочитайте вопрос под №4.(Как называется её дом?) Водоплавающих птиц обычно содержат вблизи пруда, реки или ручья .Есть специальные фермы по разведению гусей.
Прочитайте вопрос №5.(Чем она питается?).гусям дают зерно, отруби, рубленые овощи, кроме этого они сами добывают корм – на лугу щиплют траву, в воде – водные растения.
(Интересный факт: Знаете ли вы, что для того чтобы достать себе пищу,гуси могут нырять под воду? В среднем на 4-6 м глубины?
Знаете ли вы, что в некоторых странах Европы гусей кормят исключительно зерном. Зерно же дают для того, чтобы ускорить процесс выращивания гусиной печени, что является несомненным деликатесом.)
(Интересный факт: Все животные могут общаться между собой на своём языке, и гуси не являются исключением. Насчитывается около 10 разных звуковых тональностей, с помощью которых гуси проявляют различные чувства( злость, радость, гнев, сожаление и т.д.) А вот знаменитое «Га-га-га» издаёт исключительно гусыня.)
-Мясо, яйца, ценный пух.
д) Ребята, гуси удивительные животные. Как вы думаете гуси могут спасти город?
Послушайте рассказ Л.Толстого « Как гуси Рым спасли». (пересказ рассказа Широкова Вика).
е) Работа с пословицами.
-О гусях сложено много пословиц. Прочитайте пословицы на листочках.
1.Гусь за море полетел;
Гусь, а не лебедь,
И назад прилетел.
2.Прилетит гусь на Русь-
Погостит да улетит.
3 Стряс беду, как гусь воду.
4.Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.
5.Гусь птица гордая-в воде не тонет.
6.Гусь пролетел и крылом не задел.
ж)Прослушивание песни « Жили у бабуси два весёлых гуся.»
4.Обобщение.
-Составьте рассказ о гусе. Выберите нужные слова, подходящие по смыслу.
Гусь-это…(дикое, домашнее) животное.
Гусь-это(домашняя птица ,рыба).
У гуся…(короткая толстая; длинная тонкая)шея.
У гуся гордая голова с…(острым ,плоским, широким)клювом.
У гуся есть…(2 лапы, 3 пары лап),на которых имеются (крылья, плавательные перепонки.)
Тело гуся покрыто…(жёстким, серым, белым, мягким)пухом.
Человек использует для изготовления подушек .перин…(шерсть ,пух гуся)