kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Растительноядные и хищные животные

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Орг.момент:

Прозвенел уже звонок,

Начинать пора урок.

Вы друг другу улыбнитесь.
К гостям нашим повернитесь.

На меня все посмотрели.
И красиво тихо сели.

- Проверим готовность к уроку

-Прочитайте девиз урока

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

  • О каком деле идет речь? Об открытии нового знания.
  • Как же вы «открываете» все новое? Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое.
  • Как действует настоящий ученик? Ответьте одним словом. Сам.
  • А что буду делать я? Вы будете нам помогать и организовывать нас.
  • Как организовать урок я знаю, а вот как мне узнать, что вам требуется моя помощь? Мы поднимем руку.
  • С чего мы обычно начинаем урок, на котором вы узнаете новое? Мы начинаем с повторения.

-Чем мы занимались на прошлом уроке? сравнивали  древних и современных животных.

- Что заметили? внешний вид некоторых животных  не изменился, внешне они такие же, как и миллионы лет назад.

-Какие животные изображены на доске? современные

-Что их объединяет?

-На какие группы их можно разделить?

- В какой русской народной сказке эти животные все вместе встречаются? 
(если не назовут, то прочитать загадку:

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик? )

- В теремке  они  жили вместе. Это в сказке! А может ли быть такое на самом деле? Нет, т.к. в природе многие из этих животных стали бы пищей для своих соседей.

-Почему мы с вами повторяли именно этот материал в начале урока и именно эти слова я сегодня выписала на доску? нам это будет необходимо для изучения нового
-Что сейчас я должна сделать? дать новое задание

-Зачем? Чтобы мы столкнулись с затруднением и поняли, что мы не знаем?

В гости к жителям теремка заглянул… Кто это? …….

-Он давно не был у них в гостях. А чтобы  не прослыть по лесу негостеприимными хозяевами, решили жителя теремка угостить его хорошенько.

-Что из предложенного в меню будет есть глухарь?
(на доске: черника мёд мясо зёрна)

-Кто знает и может обосновать свой ответ?

-Кто не знает? Почему?

-Попробуйте определить о чём мы сегодня будем говорить? о питании животных

-Какая будет тема урока? Хищные и растительноядные животные.

-Что бы вам хотелось узнать по этой теме?  Какие вопросы перед собой поставите?

ЧЕМ питаются животные?

КАКИЕ животные называются хищными и растительноядными?

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ  хищные и растительноядные животные?

ЗАЧЕМ нужны хищники?

-Как и где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? рассмотрим фотографии хищных и растительноядных животных, сравним их внешний вид

-прочитаем материал в учебнике

-воспользуемся словарём и энциклопедией

-Ответы на эти вопросы будем искать по порядку.

-Прочитайте правила на доске.

 -Как нам сейчас предстоит работать? в группах

-Объединитесь в маленькие группы. У вас на столах лежат карточки. Вы должны выбрать нужное:

-Что из предложенного могут есть  ДИКИЕ животные?

(на карточках: листья, стебли, ветки, семена, орехи,  плоды, мясо, вермишель,  ватрушки,  капусту, суп, каша, конфеты )

-Проверим

-Где дикие животные берут мясо? охотятся на других животных

 -Попробуйте сформулировать, как называют животных которые питаются  мясом других животных?

-Где себя можем проверить? в учебнике  или в словарике

-Проверьте. Какой сделаете вывод? Мы были правы. Мы узнали, чем питаются хищные животные.

-Как назовём животных, которые едят  листья, стебли, плоды, семена, корни? растительноядные

- Где себя можем проверить?

-Проверьте. Какой сделаете вывод?

- На какой следующий вопрос нам предстоит найти ответ?

-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных?

-А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то  странный  зоопарк. Животные  грустят,  ходят  по  клеткам,  рычат  и  воют.

-  Что  случилось? Они грустные, потому что голодные.  Еду,  которую  им  дали  они  не  хотят.

-Почему так вышло? 

-Как можно определить, чем питаются эти животные?  По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.

-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?

- Оказывается можно.

Для этого нужно быть очень внимательным. А вы внимательны? Сейчас проверим:

Физкультминутка (игра на внимание)

-Давайте откроем учебник на с.12-13  и рассмотрим рисунок, где пасутся козы.

- Каких ещё животных вы видите на поле?

-Можно ли по внешнему виду и по поведению  догадаться, кто из них растительноядный,

а кто хищник?

-Что они делают? Как они себя ведут? Козы  –  растительноядные животные, едят траву,  листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому  что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к  добыче.) 

- Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.

- Как они могут обнаружить хищника?  увидеть, услышать, учуять

- Значит, для этого им надо иметь.? хорошо развитые  слух, зрение, обоняние.

-Как поведут себя наши животные, если заметят волка?  - убегут или будут защищаться

 -А чтобы убежать нужно…? быстрый бег

-А чтобы защищаться? (рога, иглы, копыта маскировка.)

Сделаем вывод:

Растительноядные животные питаются растениями,  ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. Главная  задача  –  растительноядных животных быть осторожным и  внимательным. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег,  рога, иглы, маскировка.

-Как вы думаете зависит ли масса животного от того, хищное оно или травоядное?

(нет: растительноядные мышь и жираф

Хищные: Лев и Ласка
Самый маленький хищник — это ласка. Длина ее тела в среднем от 13 до 26 сантиметров.)

-Как по внешнему виду различаются

хищники? А помогут нам в этом рисунки на с.13.

-Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили? (Мощные лапы с когтями и острые зубы). 

- Для чего они им?  (Чтобы охотиться.) 

-Подтвердите это словами из текста На с.13  ( У них мощные лапы с когтями и сильные челюсти с большими зубами. Это помогает животным охотиться – догонять и удерживать добычу)

-Их главная задача: – найти, поймать и съесть добычу.

- А ещё хищнику  необходимо учиться умению выслеживать

-А чтобы найти, выследить необходимо: хорошо развитое зрение,  слух, обоняние

-Чтобы поймать…? (зубы, когти)

-У хищников есть другие разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру.

  • мощные  удерживающие щупальца осьминогов
  • Длинные липкие языки муравьедов и    лягушек,
  • загнутые ядовитые зубы змей, 
  • душащие объятия удавов,
  • липкая паутина пауков,
  •  светящиеся приспособления глубоководных рыб (чтобы приманивать добычу)
  •  точный прицел водяной струи

Брызгуны чаще всего держатся возле поверхности воды, наблюдая за перемещениями движущихся объектов в надводной среде. При обнаружении ползущего по нависнувшими над водой веткам, или парящее в воздухе насекомое, они подплывают к поверхности воды. Высовывают рыло на воздух, и с расстояния, даже иногда превышающего 1 м, сбивают добычу, сбивыя ее брызгами воды. Брызгуны настолько точно прицеливаются, что промахи случаются довольно редко. Если же вдруг рыба промахнулась, то при следующем выстреле она корректирует траекторию струи. В итоге стая охотящихся брызгунов, устремившаяся к обнаруженной добыче, почти не оставляет ей никаких шансов на спасение.
ХИЩНЫМИ бывают и птицы «Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.

«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.

Сделаем вывод:

задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу.

Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников.

Для этого надо иметь хорошо развитое зрение,  слух, обоняние

Средство  охоты: зубы, когти, клюв, умение выслеживать добычу.                

-А вы знаете чем нужно кормить этих животных?

-Прочитайте правила на доске.

-Как нам предстоит работать?

-Объединитесь в пары и выполните задание на карточке.

-Проверим. Чем вы накормили мышку? Рысь? Волка? Кота? Белку? Медведя?

-На какие вопросы мы уже нашли ответ?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Растительноядные и хищные животные »

«Окружающий мир 1 класс»  

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

Учитель: Мерзлякова Лариса Николаева

Класс: 1

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле».

Педагогическая цель: учить сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.

Тип урока: решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): 
Обучающийся научиться: сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания; получит возможность научиться: описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям); обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные дляокружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок

Прозвенел уже звонок,

Начинать пора урок.

Вы друг другу улыбнитесь.
К гостям нашим повернитесь.

На меня все посмотрели.
И красиво тихо сели.

- Проверим готовность к уроку

Готовятся к уроку. Приветствуют преподавателя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на весёлое стихотворение.

Мотивация к учебной деятельности:


Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке

2) определить содержательные рамки урока.


-Прочитайте девиз урока

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

  • О каком деле идет речь?


  • Как же вы «открываете» все новое?




  • Как действует настоящий ученик? Ответьте одним словом.

  • А что буду делать я?


  • Как организовать урок я знаю, а вот как мне узнать, что вам требуется моя помощь?


  • С чего мы обычно начинаем урок, на котором вы узнаете новое?

Читают девиз урока





  • Об открытии нового знания.


  • Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое.)


  • Сам.


  • Вы будете нам помогать и организовывать нас.


  • Мы поднимем руку.




-Мы начинаем с повторения.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


Цель:

1) актуализировать имеющиеся знания для изучения темы;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

-Чем мы занимались на прошлом уроке?

-Что заметили?




-Какие животные изображены на доске?

-Что их объединяет?


-На какие группы их можно разделить?

- В какой русской народной сказке эти животные все вместе встречаются?
(если не назовут, то прочитать загадку:

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик? )

- В теремке они жили вместе. Это в сказке! А может ли быть такое на самом деле?



-Почему мы с вами повторяли именно этот материал в начале урока и именно эти слова я сегодня выписала на доску?

-Что сейчас я должна сделать?


-Зачем?



-В гости к жителям теремка заглянул… Кто это? …….

-Он давно не был у них в гостях. А чтобы не прослыть по лесу негостеприимными хозяевами, решили жителя теремка угостить его хорошенько.

-Что из предложенного в меню будет есть глухарь?
(на доске: черника мёд мясо зёрна)


-Кто знает и может обосновать свой ответ?

-Кто не знает? Почему?

-Попробуйте определить о чём мы сегодня будем говорить


-Какая будет тема урока?





-сравнивали древних и современных животных.

- внешний вид некоторых животных не изменился, внешне они такие же, как и миллионы лет назад.

-современные


-различные варианты ответов детей

-различные варианты ответов детей


-Теремок










-Нет, т.к. в природе многие из этих животных стали бы пищей для своих соседей.


- нам это будет необходимо для изучения нового




-дать новое задание


- Чтобы мы столкнулись с затруднением и поняли, что мы не знаем?


-ответы детей







-ответы детей








- о питании животных


- Хищные и растительноядные животные.



3. Выявление места и причины затруднения.


Цель:

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


-Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Какие вопросы перед собой поставите?


- ЧЕМ питаются животные?

КАКИЕ животные называются хищными и растительноядными?

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ хищные и растительноядные животные?

ЗАЧЕМ нужны хищники?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.



-Как и где мы будем искать ответы на поставленные вопросы?

-рассмотрим фотографии хищных и растительноядных животных, сравним их внешний вид

-прочитаем материал в учебнике

-воспользуемся словарём и энциклопедией

5. Реализация построенного проекта.


Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


-Ответы на эти вопросы будем искать по порядку.

-Прочитайте правила на доске.


-Как нам сейчас предстоит работать?

-Объединитесь в маленькие группы. У вас на столах лежат карточки. Вы должны выбрать нужное:

-Что из предложенного могут есть ДИКИЕ животные?

(на карточках: листья, стебли, ветки, семена, орехи, плоды, мясо, вермишель, ватрушки, капусту, суп, каша, конфеты )


-Проверим


-Где дикие животные берут мясо?


-Попробуйте сформулировать, как называют животных которые питаются мясом других животных?

-Где себя можем проверить?


-Проверьте. Какой сделаете вывод?


-Как назовём животных, которые едят листья, стебли, плоды, семена, корни?


- Где себя можем проверить?


-Проверьте. Какой сделаете вывод?


- На какой следующий вопрос нам предстоит найти ответ?


-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных?

-А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то странный зоопарк. Животные грустят, ходят по клеткам, рычат и воют.

- Что случилось?





-Почему так вышло?

-Как можно определить, чем питаются эти животные?


-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?

- Оказывается можно.

Для этого нужно быть очень внимательным. А вы внимательны? Сейчас проверим:



-читают правила на доске


- в группах





- работают в группах, выбирают нужные карточки






- самопроверка


- охотятся на других животных


-формулируют правило




- в учебнике или в словарике


-Мы были правы.

Мы узнали, чем питаются хищные животные.


- растительноядные



- в учебнике или в словарике


-Мы были правы.

Мы узнали, чем питаются растительноядные животные.

- ЧЕМ отличаются хищные и растительноядные?


- ответы детей









- Они грустные, потому что

голодные. Еду, которую им дали они не

хотят.)


- ответы детей

-По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.


- ответы детей




Физкультминутка (игра на внимание)




-Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы.

- Каких ещё животных вы видите на поле?

-Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный,

а кто хищник?

-Что они делают? Как они себя ведут?





- Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.

- Как они могут обнаружить хищника?


- Значит, для этого им надо иметь..?


-Как поведут себя наши животные, если заметят волка?

-А чтобы убежать нужно…?


-А чтобы защищаться? (рога, иглы, копыта маскировка.)

Сделаем вывод:

Растительноядные животные питаются растениями, ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. Главная задача – растительноядных животных быть осторожным и внимательным. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.

-Как вы думаете зависит ли масса животного от того, хищное оно или травоядное?

(нет: растительноядные мышь и жираф

Хищные: Лев и Ласка
Самый маленький хищник — это ласка. Длина ее тела в среднем от 13 до 26 сантиметров.)


-Как по внешнему виду различаются

хищники? А помогут нам в этом рисунки на с.13.

-Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили? (Мощные лапы с когтями и острые зубы).

- Для чего они им? (Чтобы охотиться.)

-Подтвердите это словами из текста На с.13 ( У них мощные лапы с когтями и сильные челюсти с большими зубами. Это помогает животным охотиться – догонять и удерживать добычу)

-Их главная задача: – найти, поймать и съесть добычу.

- А ещё хищнику необходимо учиться умению выслеживать

-А чтобы найти, выследить необходимо: хорошо развитое зрение, слух, обоняние

-Чтобы поймать…? (зубы, когти)

-У хищников есть другие разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру.

  • мощные удерживающие щупальца осьминогов

  • Длинные липкие языки муравьедов и лягушек,

  • загнутые ядовитые зубы змей,

  • душащие объятия удавов,

  • липкая паутина пауков,

  • светящиеся приспособления глубоководных рыб (чтобы приманивать добычу)

  • точный прицел водяной струи

Брызгуны чаще всего держатся возле поверхности воды, наблюдая за перемещениями движущихся объектов в надводной среде. При обнаружении ползущего по нависнувшими над водой веткам, или парящее в воздухе насекомое, они подплывают к поверхности воды. Высовывают рыло на воздух, и с расстояния, даже иногда превышающего 1 м, сбивают добычу, сбивыя ее брызгами воды. Брызгуны настолько точно прицеливаются, что промахи случаются довольно редко. Если же вдруг рыба промахнулась, то при следующем выстреле она корректирует траекторию струи. В итоге стая охотящихся брызгунов, устремившаяся к обнаруженной добыче, почти не оставляет ей никаких шансов на спасение.
ХИЩНЫМИ бывают и птицы «Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.

«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.


Сделаем вывод:

задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу.

Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников.

Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние

Средство охоты: зубы, когти, клюв, умение выслеживать добычу.




- ответы детей




- Козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.)





-увидеть, услышать, учуять.



- хорошо развитые слух, зрение, обоняние.


- убегут или будут защищаться


(быстрый бег)


гра на внимание)е знаниям питается?ейтихотворение, пробуждающее любоающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использова

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять полученные знания





-А вы знаете чем нужно кормить этих животных?


-Прочитайте правила на доске.

-Как нам предстоит работать?


-Объединитесь в пары и выполните задание на карточке.



-Проверим. Чем вы накормили мышку? Рысь? Волка? Кота? Белку? Медведя?


- ответы детей



-читают правила

- в парах


-выполняют задание на карточке: соедините линиями, кто чем питается?


-самопроверка

8. Включение в систему знаний и повторение.






9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.









6. Первичное закрепление во внешней речи.


Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.


-На какие вопросы мы уже нашли ответ?


-ЧЕМ питаются животные?

КАКИЕ животные называются хищными и растительноядными?











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока Растительноядные и хищные животные

Автор: Меразлякова Лариса Николаевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока Хищные и растительноядные животные "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-khishchnyie-i-rastitiel-noiadnyie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "203936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429558822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока Естественные и искусственные биоценозы. "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-iestiestviennyie-i-iskusstviennyie-biotsienozy"
    ["file_id"] => string(6) "110239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405753075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства