- Орг.момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинать пора урок.
Вы друг другу улыбнитесь.
К гостям нашим повернитесь.
На меня все посмотрели.
И красиво тихо сели.
- Проверим готовность к уроку
-Прочитайте девиз урока
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- О каком деле идет речь? Об открытии нового знания.
- Как же вы «открываете» все новое? Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое.
- Как действует настоящий ученик? Ответьте одним словом. Сам.
- А что буду делать я? Вы будете нам помогать и организовывать нас.
- Как организовать урок я знаю, а вот как мне узнать, что вам требуется моя помощь? Мы поднимем руку.
- С чего мы обычно начинаем урок, на котором вы узнаете новое? Мы начинаем с повторения.
-Чем мы занимались на прошлом уроке? сравнивали древних и современных животных.
- Что заметили? внешний вид некоторых животных не изменился, внешне они такие же, как и миллионы лет назад.
-Какие животные изображены на доске? современные
-Что их объединяет?
-На какие группы их можно разделить?
- В какой русской народной сказке эти животные все вместе встречаются?
(если не назовут, то прочитать загадку:
На поляночке лесной
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать мог,
Что за домик? )
- В теремке они жили вместе. Это в сказке! А может ли быть такое на самом деле? Нет, т.к. в природе многие из этих животных стали бы пищей для своих соседей.
-Почему мы с вами повторяли именно этот материал в начале урока и именно эти слова я сегодня выписала на доску? нам это будет необходимо для изучения нового
-Что сейчас я должна сделать? дать новое задание
-Зачем? Чтобы мы столкнулись с затруднением и поняли, что мы не знаем?
В гости к жителям теремка заглянул… Кто это? …….
-Он давно не был у них в гостях. А чтобы не прослыть по лесу негостеприимными хозяевами, решили жителя теремка угостить его хорошенько.
-Что из предложенного в меню будет есть глухарь?
(на доске: черника мёд мясо зёрна)
-Кто знает и может обосновать свой ответ?
-Кто не знает? Почему?
-Попробуйте определить о чём мы сегодня будем говорить? о питании животных
-Какая будет тема урока? Хищные и растительноядные животные.
-Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Какие вопросы перед собой поставите?
ЧЕМ питаются животные?
КАКИЕ животные называются хищными и растительноядными?
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ хищные и растительноядные животные?
ЗАЧЕМ нужны хищники?
-Как и где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? рассмотрим фотографии хищных и растительноядных животных, сравним их внешний вид
-прочитаем материал в учебнике
-воспользуемся словарём и энциклопедией
-Ответы на эти вопросы будем искать по порядку.
-Прочитайте правила на доске.
-Как нам сейчас предстоит работать? в группах
-Объединитесь в маленькие группы. У вас на столах лежат карточки. Вы должны выбрать нужное:
-Что из предложенного могут есть ДИКИЕ животные?
(на карточках: листья, стебли, ветки, семена, орехи, плоды, мясо, вермишель, ватрушки, капусту, суп, каша, конфеты )
-Проверим
-Где дикие животные берут мясо? охотятся на других животных
-Попробуйте сформулировать, как называют животных которые питаются мясом других животных?
-Где себя можем проверить? в учебнике или в словарике
-Проверьте. Какой сделаете вывод? Мы были правы. Мы узнали, чем питаются хищные животные.
-Как назовём животных, которые едят листья, стебли, плоды, семена, корни? растительноядные
- Где себя можем проверить?
-Проверьте. Какой сделаете вывод?
- На какой следующий вопрос нам предстоит найти ответ?
-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных?
-А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то странный зоопарк. Животные грустят, ходят по клеткам, рычат и воют.
- Что случилось? Они грустные, потому что голодные. Еду, которую им дали они не хотят.
-Почему так вышло?
-Как можно определить, чем питаются эти животные? По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.
-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?
- Оказывается можно.
Для этого нужно быть очень внимательным. А вы внимательны? Сейчас проверим:
Физкультминутка (игра на внимание)
-Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы.
- Каких ещё животных вы видите на поле?
-Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный,
а кто хищник?
-Что они делают? Как они себя ведут? Козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.)
- Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.
- Как они могут обнаружить хищника? увидеть, услышать, учуять
- Значит, для этого им надо иметь.? хорошо развитые слух, зрение, обоняние.
-Как поведут себя наши животные, если заметят волка? - убегут или будут защищаться
-А чтобы убежать нужно…? быстрый бег
-А чтобы защищаться? (рога, иглы, копыта маскировка.)
Сделаем вывод:
Растительноядные животные питаются растениями, ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. Главная задача – растительноядных животных быть осторожным и внимательным. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.
-Как вы думаете зависит ли масса животного от того, хищное оно или травоядное?
(нет: растительноядные мышь и жираф
Хищные: Лев и Ласка
Самый маленький хищник — это ласка. Длина ее тела в среднем от 13 до 26 сантиметров.)
-Как по внешнему виду различаются
хищники? А помогут нам в этом рисунки на с.13.
-Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили? (Мощные лапы с когтями и острые зубы).
- Для чего они им? (Чтобы охотиться.)
-Подтвердите это словами из текста На с.13 ( У них мощные лапы с когтями и сильные челюсти с большими зубами. Это помогает животным охотиться – догонять и удерживать добычу)
-Их главная задача: – найти, поймать и съесть добычу.
- А ещё хищнику необходимо учиться умению выслеживать
-А чтобы найти, выследить необходимо: хорошо развитое зрение, слух, обоняние
-Чтобы поймать…? (зубы, когти)
-У хищников есть другие разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру.
- мощные удерживающие щупальца осьминогов
- Длинные липкие языки муравьедов и лягушек,
- загнутые ядовитые зубы змей,
- душащие объятия удавов,
- липкая паутина пауков,
- светящиеся приспособления глубоководных рыб (чтобы приманивать добычу)
- точный прицел водяной струи
Брызгуны чаще всего держатся возле поверхности воды, наблюдая за перемещениями движущихся объектов в надводной среде. При обнаружении ползущего по нависнувшими над водой веткам, или парящее в воздухе насекомое, они подплывают к поверхности воды. Высовывают рыло на воздух, и с расстояния, даже иногда превышающего 1 м, сбивают добычу, сбивыя ее брызгами воды. Брызгуны настолько точно прицеливаются, что промахи случаются довольно редко. Если же вдруг рыба промахнулась, то при следующем выстреле она корректирует траекторию струи. В итоге стая охотящихся брызгунов, устремившаяся к обнаруженной добыче, почти не оставляет ей никаких шансов на спасение.
ХИЩНЫМИ бывают и птицы «Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.
«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.
Сделаем вывод:
задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу.
Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников.
Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние
Средство охоты: зубы, когти, клюв, умение выслеживать добычу.
-А вы знаете чем нужно кормить этих животных?
-Прочитайте правила на доске.
-Как нам предстоит работать?
-Объединитесь в пары и выполните задание на карточке.
-Проверим. Чем вы накормили мышку? Рысь? Волка? Кота? Белку? Медведя?
-На какие вопросы мы уже нашли ответ?