Урок познания мира "Равнины". 4-й класс
Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности.
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)
- как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)
- назовите основные стороны горизонта (север, юг, запад, восток)
- как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас)
3. Введение в тему урока
Мой край - моя земля!
Родимые просторы
Мой край, как ты велик
Как ты прекрасен и красив
Перед вами карта Казахстана.
Скажите, что обозначено на карте?
- коричневым цветом?
- голубым?
- зеленым цветом?
-Верно. Сегодня мы будем говорить о формах земной поверхности и остановимся на равнинах, которые на карте обозначены зеленым цветом.
-На Земле есть и ровные или почти ровные участки - это РАВНИНЫ.
-Равнины бывают ПЛОСКИЕ И ХОЛМИСТЫЕ.
-Объясните, почему равнины получили такие названия. (плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения)
Возвышения на равнине - это ХОЛМЫ.
Части холма и горы: подошва, склон, вершина:
- подошва- место, где начинается холм (гора)
- вершина - самая высокая часть холма (горы)
- склон - та часть холма (горы), которая располагается между подошвой и вершиной
Чем гора отличается от холма? (горы выше - холмы имеют высоту до 200м, горы - более 200м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью)
Работа в тетради (запись определений )
На равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это ОВРАГИ.
Проблемный вопрос
Как нужно бороться с оврагами и почему?
5. Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем.
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали!
6. Работа по учебнику
Кроме оврагов встречаются балки.
Что такое балки?
Как образуются холмы? (допол.задание) Рассказывают ученики.
7. Закрепление изученного
Решение кроссворда "Формы земной поверхности"
Проверим ваши знания .
1. Большое пространство ровной дороги (равнина)
2. Возвышенность высотой от 10-200 м (холм)
3. Извилистое резкое понижение местности (овраг)
4. Углубления с пологими заросшими кустарником или травой (балка)
5. Самое высокое место холма (вершина)
6. Пологая часть между вершиной и подошвой (склон)
7. Самая низкая часть холма (подошва)
8. Рефлексия. (на доске записаны). Ответьте на вопросы.
9. Домашнее задание С.18-21 чит.