Урок познания мира "Равнины". 4-й класс
  Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности.
 Задачи урока:
 Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
 Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
 Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
  
 
  Ход урока
 1. Организационный момент
 
 
 2. Проверка домашнего задания
 - как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)
 - как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)
 - назовите основные стороны горизонта (север, юг, запад, восток)
 - как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас)
 
 
 3. Введение в тему урока
 Мой край - моя земля!
Родимые просторы
Мой край, как ты велик
Как ты прекрасен и красив
 Перед вами карта Казахстана. 
 Скажите, что обозначено на карте?
 - коричневым цветом?
 - голубым?
 - зеленым цветом?
 -Верно. Сегодня мы будем говорить о формах земной поверхности и остановимся на равнинах, которые на карте обозначены зеленым цветом.
 -На Земле есть и ровные или почти ровные участки - это РАВНИНЫ. 
 -Равнины бывают ПЛОСКИЕ И ХОЛМИСТЫЕ. 
 -Объясните, почему равнины получили такие названия. (плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения)
 Возвышения на равнине - это ХОЛМЫ.
 Части холма и горы: подошва, склон, вершина:
 - подошва- место, где начинается холм (гора)
 - вершина - самая высокая часть холма (горы)
 - склон - та часть холма (горы), которая располагается между подошвой и вершиной
 Чем гора отличается от холма? (горы выше - холмы имеют высоту до 200м, горы - более 200м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью)
 
 
 Работа в тетради (запись определений )
 На равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это ОВРАГИ.  
 
 
 Проблемный вопрос
 Как нужно бороться с оврагами и почему?   
 
 
 5. Физкультминутка  
 Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем.
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали!
 
 
 6. Работа по учебнику
 Кроме оврагов встречаются балки.
 Что такое балки?
 Как образуются холмы? (допол.задание) Рассказывают ученики.
 
 
 7. Закрепление изученного
 Решение кроссворда "Формы земной поверхности"
 Проверим ваши знания .
 1. Большое пространство ровной дороги (равнина)
 2. Возвышенность высотой от 10-200 м (холм)
 3. Извилистое резкое понижение местности (овраг)
 4. Углубления с пологими заросшими кустарником или травой (балка)
 5. Самое высокое место холма (вершина)
 6. Пологая часть между вершиной и подошвой (склон)
 7. Самая низкая часть холма (подошва)
 
 
 8. Рефлексия. (на доске записаны). Ответьте на вопросы.
 
 
  9. Домашнее задание  С.18-21 чит.