Урок по предмету "Основы православной культуры" разработан по теме" Россия- наша Родина".Главной задачей урока считаю дать представление о родине, ее столице.Развивать у детей любознательность, чувство гордости за свою страну,патриотические чувства. Урок ориентирован на школьника начальной школы и рассказывает о символах России.Что такое государственные символы? Каждое государство имеет свои отличительные символы. Это то, что обычно вспоминают люди, когда говорят или думают об этом государстве. Символом может быть сочетание цветов на флаге, какое-то изображение на гербе, слова и мелодия государственного гимна. Государственные символы имеют особое значение для всех граждан одной страны. Государственные символы представляют страну за границей: например, при победе российских спортсменов поднимают российский флаг и звучит российский гимн.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме" Моя Родина Россия" »
1.Данилова Елена Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №10 2.Модуль « Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
3.Тема урока № 1 «Россия - наша Родина»,
4.Цель урока: формирование у учеников представления о роли и значении Родины в жизни человека , чувства гордости за свою страну и уважения к своей Родине, ее культуре и традициям.
Задачи: 1. Развивать мотивацию к познанию нового предмета.2.Познакомить учеников с символами России. 3.Разьяснить понятия духовный и материальный мир человека. 4.Воспитание любви к Родине, ее традициям.
5.Предварительная подготовка к уроку учащихся: (Найти в Толковом словаре значение слова Родина и записать в тетрадь, выучить стихи о родине, нарисовать рисунки по данной теме)
6. Оборудование урока: компьютерная презентация, учебники, выставка рисунков по теме Родина, тетради, карта России, смайлики для оценки понятого на уроке)
7.План урока с хронометражем:
1.Организационный момент ( 1-2 мин )
2.Актуализация знаний (показ слайдов о Родине) (3- 5 мин.)
3.Изучение новой темы (поэтическая минутка, работа в парах, работа в группах , презентация , работа с учебником.)( 25-30 мин.)
4.Физкультминутка (1- 2 мин.)
5. Закрепление материала ( 5 мин.)
6. Подведение итогов, домашнее задание.( 2 мин)
7. Рефлексия (1 мин.)
8. Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы будем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который познакомит нас с материальными и духовными ценностями народов нашей Родины. В течение всего учебного года нашими добрыми помощниками будут вот эти учебники и ваши тетради. Впереди нас ждет много неразгаданных тайн и открытий, которые помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и открытыми друг к другу. Так в путь же к новым знаниям и свершениям!
2.Актуализация знаний.
Учитель : Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию и подумать, о чём мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока? (Просмотр презентации «Моя Родина» )
Ученик:
( Я думаю разговор пойдет о Родине, о моей стране и тема нашего урока будет связана с понятием Родина )
Учитель: правильно , обратите внимание на выставку рисунков , приготовленную вами и попытайтесь сформулировать тему урока.
Ученик: Моя Родина- Россия.
Учитель: Верно. Давайте откроем учебник и проверим сказанное.
( Дети открывают страницу 4 и читают тему урока « Россия- наша Родина»)
3.Изучение нового материала.
Учитель:– Конечно, сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях, культуре, государственных символах и узнаем кое что новое.
Учитель: К уроку я просила вас найти в толковом словаре понятие слова Родина и записать к себе в тетрадь, зачитайте пожалуйста свои записи.
( Дети читают : Родина это 1. отечество , родная страна, 2.место рождения, происхождения, возникновения чего-нибудь)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и подобрать синонимы к слову Родина, записать их в тетрадь.
( Дети работают в парах и записывают в тетрадях родственные слова ,отмечается лучшая пара, подобравшая наибольшее количество слов)
Учитель: Выделите корень слова.
(Дети выделяют корень род , идет интеграция с русским языком)
Учитель: Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за страну. Страна наша многонациональная , в ней живут люди разной веры и культуры, говорят на разных языках, но чтут свои традиции и бережно их хранят. Все вместе мы стараемся уважать традиции других народов и сохранять свою культуру . Российская культура уникальна, богата , разнообразна и многогранна. Это и живописные иконы, и скульптуры, архитектура , литература, музыка, живопись. Наша Родина имеет богатую историю. Все мы - дети великой России, мы – ее будущее. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Любите, цените, уважайте нашу общую Родину – Россию и свою малую родину, то место , где вы родились.
(Обращение к карте России, показ ее границ и своего родного края)
Поэтическая минутка.
Учитель: К уроку я просила вас найти стихи о родине , давайте послушаем ваши выступления.
(Дети читают стихи о Родине приготовленные дома, учитель оценивает чтение и подбор стихов.)
Работа с тестом.
Учитель: А сейчас я хочу предложить вам поработать в группах и понять , что вы знаете о своей Родине.
Задания:
1. Что является символом государства?
А ) медаль
Б) герб
В) орден
2. Как зовут воина, который изображён на гербе Москвы и России?
А) Алексей
Б) Владимир
В) Георгий
3. Столицей государства называют
А) Москва
Б) Арзамас
В) Россия
4. День России отмечается
А) 23 февраля
Б) 9 мая
В) 12 июня
5. Как называют жителей нашей столицы?
А) россияне
Б) горожане
В) москвичи
6. Права и обязанности граждан записаны :
А) в учебнике
Б) энциклопедии
В) конституции
7.Кто проводит раскопки старинных поселений:
А) строитель
Б) археолог
В) архитектор
7.Сколько государств граничит с нашей страной?
А) 10
Б) 20
В )16
(Подводятся итоги тестирования, оценивается та группа, которая справилась с тестом верно. Учитель на доске записывает заранее верные ответы)
4. Физкультминутка.
(Звучит песня « Отчего так в России березы шумят» , дети склонили головы, прилегли на парту , закрыли глаза )
Беседа о символах Росии
Учитель: Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки. В каждой стране существует триединство отличительных символов.
Учитель: Какие? ( Дети отвечают)
Герб, флаг, гимн. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику.
Учитель : Я предлагаю вам посмотреть презентацию и освежить в памяти свои знания по теме.
( Во время показа слайдов идет беседа о гербе, флаге и гимне страны)
Работа с учебником.
Учитель: Ребята, если вы внимательно посмотрите в учебник на тему нашего урока, то увидите слева раздел под названием « Вы узнаете». Это
ключевые понятия, которые должны мы усвоить сегодня на уроке .
Учитель: Зачитайте их.
(Ученик: Что такое духовный мир человека и, что такое культурные традиции и для чего они существуют. )
Учитель: Предлагаю вам прочитать текст на странице 4- 5 самостоятельно и найти ответы на эти вопросы
(Дети читают текст и знакомятся с содержанием учебника)
( Дети закрыли глаза ,звучит тихая музыка)
5.Закрепление материала.
Учитель задает вопросы :
-Что такое духовный мир человека?
( Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства)
-Что такое душа?
( Это внутренний мир человека.)
- Для чего мы изучаем предмет « Основы православной культуры»?
(Чтобы получить ответы на вопросы духовной и нравственной культуры.)
Что такое культурные традиции?
(богатство нашей многонациональной страны страны)
Учитель : Неотьемлемой частью жизни любого общества является религия, ее значение очень велико. Она влияет на поведение людей, на их веру. Жители нашего государства исповедуют разную религию, верят в разных богов, но их ценности и идеалы схожи .Мы все стремимся к добру, справедливости,, благополучию, взаимопониманию и терпимости. В нашей стране представлены все конфессии, о которых мы узнаем на следующем уроке « Культура и религия».
6. Подведение итогов, домашнее задание.
Учитель: Ребята, скажите, что нового узнали на уроке?( Ответы детей)
-Что запомнили? Что больше всего понравилось в уроке?(Выслушиваются высказывания детей)
-Дома прочитайте еще раз материал учебника , ответьте на вопросы, посоветуйтесь с родителями и запишите в тетради несколько культурных традиций, принятых в вашей семье, узнайте какие ценности лежат в основе вашей семьи, а также попробуйте рассказать о празднике народного единства.
Учитель: Хочу отметить детей принимавших участие в конкурсе рисунков по теме Родина, а также детей отличившихся в парной и групповой работе и выставить им оценки.
Учитель: Спасибо вам за урок, оцените его как он вам понравился и было ли в нем все интересно и понятно.