· закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, умение изменять имена прилагательные по числам; учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания;
· воспитывать чувство прекрасного, умения видеть красоту природы, желание выразить свои чувства.
Оборудование:
· учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 2 класс. М., “Просвещение” 2003
· опорные карточки по теме урока;
· рисунок “девочки – прилагательного”;
· карточки со словарными словами;
· звуковая схема;
· индивидуальные карточки для творческой работы, для домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, умение изменять имена прилагательные по числам; учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания;
воспитывать чувство прекрасного, умения видеть красоту природы, желание выразить свои чувства.
Оборудование:
учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 2 класс. М., “Просвещение” 2003
опорные карточки по теме урока;
рисунок “девочки – прилагательного”;
карточки со словарными словами;
звуковая схема;
индивидуальные карточки для творческой работы, для домашнего задания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели урока.
На доске записаны группы слов:
снег – с иней – е снежные – м белый - ? (п) ель - ? (е) холодная – е тает – г снежинки – м морозные - ? (м)
Определите пропущенные буквы (по мере ответов детей на доску вывешиваются опорные карточки).
прилагательное единственное множественное число число
По опорным карточкам определите тему нашего урока.
Вы будете учиться изменять имена прилагательные по числам и грамотно писать их окончания.
III. Повторение изученного.
Что может рассказать о себе имя прилагательное?
Дети (фронтально):
я часть речи;
я отвечаю на вопросы какой? какая? какое? какие?
я обозначаю признаки предметов;
я изменяюсь по числам, бываю единственного и множественного числа;
в единственном числе я изменяюсь по родам, бываю мужского, женского, среднего рода;
мои число и род зависят от числа и рода главного существительного;
в предложении я чаще всего являюсь второстепенным членом предложения.
Почему имя прилагательное нарисовано в виде художницы? (ответы детей)
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (ученик)
IV. Словарная работа.
Прочитайте словарные слова:
с…р…бристый б…реза м…розный кр…сивая ин…й ф…враль
На какие две группы их можно разделить? (сущ., прил.)
Дети распределяют слова на доске (прикрепляют карточки на магнитах), называя орфограммы, доказывая свой выбор.
Запишите слова парами (из каждого столбика по слову), определите число и род прилагательных, выделите окончания.
Комментированная запись.
Вывод: Как определить число и род имени прилагательного?
V. Фонетическое упражнение.
По звуковой схеме найдите слово из выполненной работы (схема слова берёза на доске).
VI. Игра “Сочини сам”. Повторение написания окончаний имен прилагательных во множественном числе.
От данных существительных образуйте имена прилагательные во множественном числе, запишите через запятую, выделите окончания.
Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? (запись под табличкой множественное число: –ые, - ие ).
Самостоятельная запись(один ученик записывает с обратной стороны доски).
Береза – Солнце – Снег – Чудеса – Зима –
Самопроверка по доске.
Вывод: Какие окончания у прилагательных множественного числа?
VII. Повторение написания окончаний имен прилагательных в единственном числе.
Какие окончания у прилагательных в единственном числе?
Ученики записывают под табличкой единственное число:
Вывод: Как определить, какое окончание писать у прилагательного? (нужно по им. сущ. определить число и род им. прил. и по правилу написать окончание; можно окончание определить по вопросу)
VIII. Творческая работа.
Используя словосочетания или отдельные прилагательные из нашей работы, составьте предложения.
На какую тему составили предложения?
Дополните стихотворение на эту же тему подходящими прилагательными.
Работа в паре(тексты у детей на каждой парте).
Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.
Мы любим дни ______________, Катка __________________ лед, ______________ небо _____________, Снежинок хоровод.
Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.