Тема: Части речи (урок – закрепление)
Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, организованность, усидчивость, ответственность.
Оборудование:
1. на доске мешок со словами
2. компьютер, проектор
3. таблица для работы у доски
5. изображения стражников
6. раздаточные листы для детей.
ХОД УРОКА:
1 Организационный момент
Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что:
«Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом».
Надеюсь, что урок будет __________________-
Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас во дворе?
-Весна.
Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения:
Вена, вена! И вё ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И лышишь вежий запах ада
И тёплый запах талых крыш.
-Прочитали? Что вы заметили?
-Пропущена буква С (ЭС)
-Это, наверное, оттого что вы её иногда обижаете, пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Давайте вспомним и напишем правильно букву С (ЭС).
2 Минутка чистописания:
Сс со св сы сл ес ас
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш. (лупа)
3. Словарная работа
На доске будут буквы из них нужно составить словарное слово и записать.
Экскаватор, троллейбус, трактор, огород, трамвай. (анаграммы)
Какое слово лишнее? (огород)
Почему?
Как нужно вести себя в троллейбусе?
Молодцы!
4. Сообщение темы и цели урока.
- Разбейте эти слова на группы
- Громкий, дорога, прибежали, полка, дремучий, зацвела, толстый, турист, прилетели.
- По каким признакам вы разбили эти слова?
И сегодня на уроке, мы уточним представление об именах существительном, прилагательном и глаголе.(отображение заметок)
5. Уточнение о частях речи
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
(несколько вариантов ответа)
6. И так, имена существительные, на какие тематические группы делятся?
Собственные и нарицательные (сортировка вихрей-текста)
Одушевленные и неодушевленные (выбор изображения)
Множественного и единственного числа (сортировка вихрей-текста)
Работаем по цепочке
(разбейте на группы)
Молодцы!
И так, что такое имя существительное?
8. Глагол
Кто такие братья наши меньшие?
Какие действия они могут совершать?
Работаем в парах.
Задание.
Вариант 1 придумает действие животных в единственном числе, а вариант 2 называет эти слова во множественном числе.
И так глаголы изменятся по числа.
Как еще они могут изменяться? (по времени)
Давайте это закрепим,
На доске слова разбить на 2 группы: Что делал? И Что делает?(сортировка по категориям текста)
Молодцы!
И так, глагол это ….
7. Физминутка (спокойная)
9. Прилагательное
К нам в гости заглянул необыкновенный предмет?(на доске появляется)
Что это за предмет? (арбуз)
Почему он необыкновенный?(самая большая ягода)
А кокой он?
И сейчас мы поговорим о имени прилагательном
Что вы знаете про имя прилагательное?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Вы такие красивые, добрые, а какие ещё?
Давайте поиграем в игры «Мой одноклассник»
Нужно описать одноклассника с помощью имен прилагательных.
Молодцы!
10. Закрепление
Все части речи мы повторили.
Чтобы выполнить следующие задание нужно отгадать загадку:
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая ...
(пчела)
Какую пользу приносят пчелы?
И они приготовили задание: Распределите слова в ульи?
11. Определение частей речи в предложении
Над деревьями и цветами вьются трудолюбивые пчёлы.
- Составьте предложение и подчеркните части речи.
Молодцы!
Мы сегодня отлично по работали коллективно и теперь самостоятельная работа.
12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Спишите текст и подчеркните имена существительные, глаголы, имена прилагательные
Почему голос кукушки томительный, но милый?
Почему туман назван молочным?
Проверка в парах (у доски)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Зачем нам нужны части речи?
Дом.зад. Записать текст на тему: «Первые весенние цветы»
Спасибо за урок.